Соблюдение законодательства по оплате труда
Минэкономики разъяснило некоторые вопросы относительно применения Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100), после внесения в него изменений согласно постановлению КМУ от 09.12.20 г. № 1213.
Согласно ст. 15 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, должностные оклады, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями.
В случае если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия – с другим уполномоченным на представительство органом.
Основные правовые принципы разработки, заключения и выполнения коллективного договора с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и собственников определяются Законом от 01.07.93 г. № 3356-ХІІ «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356).
Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников, собственников и уполномоченных ими органов (ст. 1 Закона № 3356).
Согласно ст. 7 Закона № 3356 содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции, в частности относительно нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы (окладов, тарифных ставок) и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т. п.), установления гарантий, компенсаций, льгот и т. п.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные в сравнении с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Также ст. 91 КЗоТ предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за собственные средства могут устанавливать дополнительные в сравнении с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Итак, согласно действующему законодательству решение о корректировке средней зарплаты может приниматься непосредственно на предприятии путем внесения такой нормы к содержанию коллективного договора или утверждением отдельного локального акта.
Соблюдение законодательства по оплате труда
Заметим, что это разъяснение Минэкономики без оговорок могут применять заведения здравоохранения, которые в процессе реформы получили статус коммунальных неприбыльных предприятий. Учреждения и заведения бюджетной сферы (школы, университеты, детсады, заведения социальной защиты, библиотеки, музеи и т. п.) не могут устанавливать в своем локальном документе (в колдоговоре) дополнительные в сравнении с законодательством льготы. Ведь они должны действовать только в пределах решений соответствующих органов власти, а оплата труда их работников осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в сметах, согласно решениям КМУ (ст. 8 Закона № 108).
Комментарии к материалу