Правила проведения фактических проверок в период военного положения изменены
С 17.03.2022 г. действуют измененные правила проведения фактических проверок в период военного положения. Закон Украины 15 марта 2022 года № 2120-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения" прекратил действие моратория на проведение фактических проверок представителей бизнеса, изменил основания для проведения фактических проверок и определил порядок предоставления документов для проведения проверки, подтверждающих учет и происхождение товарных запасов – информирует заместитель начальника Главного управления ГНС в Черновицкой области Наталья Черновчан.
По словам Натальи Черновчан, причиной фактической проверки может стать наличие у налоговиков информации от получения информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства. Это нарушение, связанное с расчетами за товары (услуги) через РРО (ПРРО), с ведением кассовых операций, наличием патентов, лицензий, с производством и оборотом подакцизных товаров, необоснованным завышением цен на товары первой необходимости
Кроме того, проверку может инициировать покупатель или потребитель, решивший пожаловаться на налогоплательщика.
Также Закон № 2120-IX внес изменения в основания для проведения фактических проверок в части обеспечением возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств. Установлена обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг, приема специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары или предоставленные услуги. Такое требование касается плательщиков, которые ведут хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 25 тыс. человек.
Среди важных новаций – изменения в п.12 ст.3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Согласно данным изменениям, субъекты хозяйствования должны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете.
Порядок и форма учета товарных запасов для физических лиц – предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную финансовую политику. При этом предприятие обязано предоставить контролирующим органам на начало проведения проверки документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учет и происхождение товарных запасов (в частности, но не исключительно, документы по инвентаризации товарных запасов, документы о получении товаров от других субъектов хозяйствования и/или документы на внутреннее перемещение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).
То есть первичные документы, подтверждающие учет и происхождение товаров, предоставляются должностному лицу контролирующего органа по его требованию при проведении проверки. Если во время фактической проверки предприятие не предоставляет документы об учете товаров, находящихся в месте продажи, по решению контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере стоимости таких товаров, которые не учтены в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Чиновник обращает внимание, что требования по учету товаров и запасов не распространяются на физических лиц - предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме тех, которые ведут деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту , а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).
С момента отмены моратория на проведение фактических проверок ревизорами налогового ведомства проведено 67 таких проверок. По результатам которых применено 1,2 млн. гривен штрафных санкций, из них 0,5 млн. гривен уже уплачено в бюджет.
Также по результатам проведения обследований торговых объектов обнаружен 51 субъект хозяйствования, у которых отсутствуют расчеты через банковские терминалы. Кроме того, на горячую линию обратились 12 граждан с сообщениями о фактах отказа расчетов через РРО и POS – терминалы.
Во время военного положения, субъекты хозяйствования разных форм собственности как никогда обязаны осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в правовом поле – подчеркнула Наталья Черновчан.
https://cv.tax.gov.ua
Комментарии к материалу