Остатки образовательной субвенции за предыдущие бюджетные периоды не должны накапливаться на счетах местных бюджетов: Минфин
Основной причиной накопления остатков образовательной субвенции на счетах местных бюджетов является медленное принятие решений местными органами власти по использованию средств на нужды учебных заведений. Ведь остатки образовательной субвенции на счетах местных бюджетов постоянно растут.
Основная цель введения формульного расчета образовательной субвенции - предоставление качественного образования в условиях оптимальной сети заведений. Поэтому наличие оптимальной сети и, как следствие, накопление остатков образовательной субвенции для решения вопросов улучшения материально-технического состояния школ является правильным решением и приветствуется. Но в то же время наличие такого ресурса может свидетельствовать об осуществлении искусственной экономии самими учредителями учреждений образования при начислении заработной платы учителям. Кроме того, мы видим медленное принятие решений местными органами власти по использованию средств на нужды учебных заведений и повышения ее качества.
Ведь ежегодно, начиная с 2015 года, в государственном бюджете предусматриваются средства образовательной субвенции, направляемые местным бюджетам на оплату труда педагогических работников учреждений общего среднего образования.
Органы местного самоуправления получили возможность распоряжаться средствами субвенции без ограничений и в следующих бюджетных периодах.
Наряду с введением образовательной субвенции Правительство ежегодно выделяет средства из государственного бюджета на обновление материально-технической базы учреждений образования, так называемые «целевые средства», которые поступают общинам также в виде образовательной субвенции и остаются на счетах местных бюджетов.
В денежном выражении объем остатков средств образовательной субвенции имеет следующий вид:
(млн грн)
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
01.01.2020 |
01.01.2021 |
|
Остатки образовательной субвенции |
2 169,5 |
2 368,5 |
4 095,9 |
4 069,0 |
5 256,8 |
5 322,7 |
в т. ч. «целевые» остатки (капитального характера) |
1 000,0 |
1 150,9 |
900,0 |
641,0 |
1 901,2 |
899,9 |
Удельный вес «целевых» остатков,% |
46 |
49 |
22 |
16 |
36 |
17 |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что в разные годы «целевые» остатки в общем их объеме составляли от 16 до почти 50 процентов. В то же время последние четыре года этот объем не превышает трети общей суммы остатков образовательной субвенции.
В таблице ниже можно ознакомиться по использованию остатков средств в 2021 году:
(млн грн)
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
01.05 |
01.06. |
01.07 |
|
Остатки образовательной субвенции |
5 322,7 |
6 978,7 |
6 185,4 |
5 995,4 |
5 750,0 |
6 938,1 |
6 826,9 |
Кассовые расходы за счет остатков образовательной субвенции |
12,5 |
97,5 |
273,3 |
459,1 |
708,2 |
991,8 |
Минфин всегда подчеркивает, что остатки образовательной субвенции не имеют накапливаться на счетах, а максимально оперативно и эффективно использоваться в течение одного бюджетного периода после их образования на улучшение материально-технической базы учебных заведений для обеспечения предоставления качественного общего среднего образования.
По данным Государственной казначейской службы Украины, по состоянию на 01.08.2021 остатков образовательной субвенции на счетах местных бюджетов накопилось 7,7 млрд гривен.
www.mof.gov.ua
Комментарии к материалу