Новый Закон Украины «О дошкольном образовании» нормировал вопросы рабочего времени, педнагрузки и оплаты труда работников ЗДО.
С 1 января 2025 года мы наконец-то получили обновленный Закон Украины “О дошкольном образовании”, который впервые системно унормировал вопросы рабочего времени, педагогической нагрузки и оплаты труда воспитателей и других работников ЗДО. дошкольного образования включает время на учебную, воспитательную, методическую, организационную и другую педагогическую деятельность, определенную трудовым договором.
Что существенно изменилось с новым Законом
Теперь для всех категорий педагогов закреплена четкая норма полного рабочего времени — 30 или 35 часов в неделю в зависимости от должности.
При этом отдельно выделена нагрузка непосредственно с детьми: 25 часов для воспитателя, 20 — для логопеда, психолога, 18 — для руководителей кружков.
Установлена единая продолжительность отпуска – 56 календарных дней для всех педагогических работников (в том числе и дошкольная школа).
И что очень важно — местным властям предоставлено право повышать оклады и надбавки сверх установленных государством норм.
Что вызывает вопросы в общинах и где еще не хватает ясности
На практике руководители ЗДО сейчас сталкиваются с большим количеством организационных вызовов. Самые распространенные из них — с каких пор корректировать штатное расписание и тарификацию, как правильно учитывать новую структуру рабочего времени, как обосновать дополнительные расходы учредителю.
Официально изменения вступили в силу с 1 января. Это означает, что новые нормы должны быть применены с начала бюджетного года.
Кроме того, имеем типичную ситуацию: формально нагрузка уменьшена, а объем обязательной работы остался. Такая работа пока не определена.
Определить перечень задач, которые могут выполняться вне учреждения, и утвердить их соответствующими приказами руководителя ЗДО.
Вести учет проделанной работы, например, через отчеты или журналы учета . Учтите, что Типовая форма табеля учета использования рабочего времени определена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 № 489. показателями, необходимыми для учета рабочего времени работника. Поскольку Приказ МОН №100 «О внесении изменений в Приложение 9 к приказу Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года №557» вступил в действие с 3.03.2025, то с этой даты все табеля должны быть приведены в соответствие с законодательством.
Обеспечить документальное подтверждение выполнения таких задач во избежание недоразумений Форму документального подтверждения МОН рекомендует определять самостоятельно.
К сведению!
До внесения изменений в подзаконные акты, разработанные во исполнение предыдущего Закона Украины О дошкольном образовании, они остаются в силе.
Еще одна «серая зона» – превышение наполняемости групп. Будут ли доплаты и как их считать?
Несмотря на четкую норму в законе о том, что педагогические работники заведения дошкольного образования должны получать доплату за каждого ребенка сверх установленного предела, механизма реализации этого положения до сих пор нет. нормой, которую они должны либо детализировать в решениях советов (например, утвердить формулу), либо разрешить руководителям ОДО действовать по своему усмотрению в рамках фонда оплаты труда.
Условно говоря, если в группе, установленной нормой наполняемости 20 детей, фактически ежедневно находится 22-23 ребенка - это уже основание для доплаты. Существует типичная практика считать это пропорционально: берется должностной оклад воспитателя, делится на количество рабочих дней в месяце и на нормативное количество детей в группе – и так получается стоимость одного ребенка за один день. Затем умножаем на количество сверхурочных посещений за месяц. Но это решение принимается исключительно на уровне заведения/общества и, что немаловажно — в пределах существующего бюджета.
В результате имеем опять классическую ситуацию: право есть, механизм не прописан, а потому кто-то будет доплачивать, а кто-то нет, и работники справедливо спрашивают, почему в одной общине есть 500–700 грн надбавки, а в другой — тишина. И здесь будет важной поддержка со стороны местных советов.
Что необходимо сделать уже сейчас для разрешения сложившейся ситуации?
МОН или Минфин должны разработать типичный или примерный порядок исчисления и финансирования этих доплат, а также предусмотреть возможность их покрытия из образовательной субвенции или других источников. Иначе территориальные ромады, имеющие дефицит бюджета, просто не будут этого делать, и норма останется «мертвой». Пока МОН не представляет конкретного алгоритма — ни для вычисления этой доли, ни для ее регулярности, ни для согласования с бухгалтерией. Заведениям рекомендуют действовать в рамках действующего приказа №1055 (который пока не обновлен), и ссылаться на старые расчеты с 2011 года (!), когда речь шла об инклюзивных группах. Обращаем внимание, что Законом № 3788 установлено, что учредители государственных и коммунальных учреждений дошкольного образования вправе устанавливать должностные оклады, доплаты, надбавки и денежные вознаграждения в размере, превышающем размер, определенный Кабинетом Министров Украины, а также имеют право устанавливать для работников дополнительные вознаграждения и пособия, кроме предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Что нужно дальше:
Вывод
Этот Закон, безусловно, шаг вперед. Мы, наконец, имеем законодательно определенную педагогическую нагрузку, одинаковую для всех педагогических работников продолжительность отпуска и легитимизацию той части работы, которая раньше оставалась «в тени». Частично есть письма-разъяснения со стороны МОН, но, и это важно, ни одна норма не заработает автоматически, если не будет осмыслена, адаптирована и подкреплена решениями на местах.
Сегодня от руководителя ЗДО, отдела образования, бухгалтерии, депутатов местного совета зависит, получит ли воспитатель доплату за 23-го ребенка в группе. Будет ли у него право выполнять методическую работу дома — и при этом не «висеть в табеле» как ничего не делал. Станет ли закон поводом для реального пересмотра условий труда или останется еще одним пунктом в презентации – покажет время.
Потому что реальная сила этого закона не в тексте, а в управленческих решениях, которые будут приняты в общинах. И каждая община здесь сама по себе законодатель — в рамках права, но с учетом реальности. Ибо закон дал инструмент. Станет ли он инструментом развития — это уже история о возможности местных советов и их бюджетов.
Сергей Яцковский и Надежда Балабуст,
эксперты Швейцарского-украинского проекта DECIDE
https://decentralization.ua