Вызовы для территориальных общин при внедрении норм нового Закона о дошкольном образовании
Новый Закон Украины «О дошкольном образовании» нормировал вопросы рабочего времени, педнагрузки и оплаты труда работников ЗДО.
С 1 января 2025 года мы наконец-то получили обновленный Закон Украины “О дошкольном образовании”, который впервые системно унормировал вопросы рабочего времени, педагогической нагрузки и оплаты труда воспитателей и других работников ЗДО. дошкольного образования включает время на учебную, воспитательную, методическую, организационную и другую педагогическую деятельность, определенную трудовым договором.
Что существенно изменилось с новым Законом
Теперь для всех категорий педагогов закреплена четкая норма полного рабочего времени — 30 или 35 часов в неделю в зависимости от должности.
При этом отдельно выделена нагрузка непосредственно с детьми: 25 часов для воспитателя, 20 — для логопеда, психолога, 18 — для руководителей кружков.
Установлена единая продолжительность отпуска – 56 календарных дней для всех педагогических работников (в том числе и дошкольная школа).
И что очень важно — местным властям предоставлено право повышать оклады и надбавки сверх установленных государством норм.
Что вызывает вопросы в общинах и где еще не хватает ясности
На практике руководители ЗДО сейчас сталкиваются с большим количеством организационных вызовов. Самые распространенные из них — с каких пор корректировать штатное расписание и тарификацию, как правильно учитывать новую структуру рабочего времени, как обосновать дополнительные расходы учредителю.
Официально изменения вступили в силу с 1 января. Это означает, что новые нормы должны быть применены с начала бюджетного года.
Кроме того, имеем типичную ситуацию: формально нагрузка уменьшена, а объем обязательной работы остался. Такая работа пока не определена.
Определить перечень задач, которые могут выполняться вне учреждения, и утвердить их соответствующими приказами руководителя ЗДО.
Вести учет проделанной работы, например, через отчеты или журналы учета . Учтите, что Типовая форма табеля учета использования рабочего времени определена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 № 489. показателями, необходимыми для учета рабочего времени работника. Поскольку Приказ МОН №100 «О внесении изменений в Приложение 9 к приказу Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года №557» вступил в действие с 3.03.2025, то с этой даты все табеля должны быть приведены в соответствие с законодательством.
Обеспечить документальное подтверждение выполнения таких задач во избежание недоразумений Форму документального подтверждения МОН рекомендует определять самостоятельно.
К сведению!
До внесения изменений в подзаконные акты, разработанные во исполнение предыдущего Закона Украины О дошкольном образовании, они остаются в силе.
Еще одна «серая зона» – превышение наполняемости групп. Будут ли доплаты и как их считать?
Несмотря на четкую норму в законе о том, что педагогические работники заведения дошкольного образования должны получать доплату за каждого ребенка сверх установленного предела, механизма реализации этого положения до сих пор нет. нормой, которую они должны либо детализировать в решениях советов (например, утвердить формулу), либо разрешить руководителям ОДО действовать по своему усмотрению в рамках фонда оплаты труда.
Условно говоря, если в группе, установленной нормой наполняемости 20 детей, фактически ежедневно находится 22-23 ребенка - это уже основание для доплаты. Существует типичная практика считать это пропорционально: берется должностной оклад воспитателя, делится на количество рабочих дней в месяце и на нормативное количество детей в группе – и так получается стоимость одного ребенка за один день. Затем умножаем на количество сверхурочных посещений за месяц. Но это решение принимается исключительно на уровне заведения/общества и, что немаловажно — в пределах существующего бюджета.
В результате имеем опять классическую ситуацию: право есть, механизм не прописан, а потому кто-то будет доплачивать, а кто-то нет, и работники справедливо спрашивают, почему в одной общине есть 500–700 грн надбавки, а в другой — тишина. И здесь будет важной поддержка со стороны местных советов.
Что необходимо сделать уже сейчас для разрешения сложившейся ситуации?
МОН или Минфин должны разработать типичный или примерный порядок исчисления и финансирования этих доплат, а также предусмотреть возможность их покрытия из образовательной субвенции или других источников. Иначе территориальные ромады, имеющие дефицит бюджета, просто не будут этого делать, и норма останется «мертвой». Пока МОН не представляет конкретного алгоритма — ни для вычисления этой доли, ни для ее регулярности, ни для согласования с бухгалтерией. Заведениям рекомендуют действовать в рамках действующего приказа №1055 (который пока не обновлен), и ссылаться на старые расчеты с 2011 года (!), когда речь шла об инклюзивных группах. Обращаем внимание, что Законом № 3788 установлено, что учредители государственных и коммунальных учреждений дошкольного образования вправе устанавливать должностные оклады, доплаты, надбавки и денежные вознаграждения в размере, превышающем размер, определенный Кабинетом Министров Украины, а также имеют право устанавливать для работников дополнительные вознаграждения и пособия, кроме предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Что нужно дальше:
- Четкие разъяснения МОН по оформлению табелей, графиков и отчетности в соответствии с новой моделью работы. Изменения в типовые штатные нормативы ЗДО!
- Типовые подходы (примеры) к начислению доплат за работу сверх нормы, в группах с повышенной наполняемостью, за коррекционную работу. Примеры приказов тоже не помешают.
- Гибкие финансовые модели поддержки для общин — особенно тех, у которых нет резервов в бюджете, но обязаны соблюдать закон (ведь источником покрытия всех расходов по этому закону является местный бюджет).
Вывод
Этот Закон, безусловно, шаг вперед. Мы, наконец, имеем законодательно определенную педагогическую нагрузку, одинаковую для всех педагогических работников продолжительность отпуска и легитимизацию той части работы, которая раньше оставалась «в тени». Частично есть письма-разъяснения со стороны МОН, но, и это важно, ни одна норма не заработает автоматически, если не будет осмыслена, адаптирована и подкреплена решениями на местах.
Сегодня от руководителя ЗДО, отдела образования, бухгалтерии, депутатов местного совета зависит, получит ли воспитатель доплату за 23-го ребенка в группе. Будет ли у него право выполнять методическую работу дома — и при этом не «висеть в табеле» как ничего не делал. Станет ли закон поводом для реального пересмотра условий труда или останется еще одним пунктом в презентации – покажет время.
Потому что реальная сила этого закона не в тексте, а в управленческих решениях, которые будут приняты в общинах. И каждая община здесь сама по себе законодатель — в рамках права, но с учетом реальности. Ибо закон дал инструмент. Станет ли он инструментом развития — это уже история о возможности местных советов и их бюджетов.
Сергей Яцковский и Надежда Балабуст,
эксперты Швейцарского-украинского проекта DECIDE
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу