Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Особенности увольнения госслужащего по инициативе субъекта назначения

24.05.2021 35 0 0

В Закон от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889) внесены изменения, согласно которым исключена ст. 871, а также изложена в новой редакции ч. 3 ст. 87 Закона № 889. Такие изменения вступили в силу 06.03.21 г. после принятия Закона от 23.02.21 г. № 1285-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возобновления проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросов государственной службы» (далее – Закон № 1285).

В ч. 3 ст. 87 Закона № 889 предусмотрено, что субъект назначения или руководитель госслужбы предупреждает госслужащего о последующем увольнении на основании п. 1 и 11 ч. 1 этой статьи в письменной форме не позже чем за 30 календарных дней.

Одновременно с предупреждением об увольнении на основании п. 1 ч. 1 этой статьи субъект назначения или руководитель госслужбы предлагает госслужащему другую равнозначную должность госслужбы или, в порядке исключения, более низкую должность госслужбы согласно профессиональной подготовке и профессиональным компетентностям. Учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством о труде.

Госслужащий увольняется на основании п. 1 ч. 1 этой статьи в случае, если нет возможности предложить соответствующие должности, а также в случае его отказа от перевода на предложенную должность.

Итак, обновленные положения ч. 3 ст. 87 Закона с 06.03.21 г. предусматривают обязанность субъекта назначения или руководителя госслужбы в госоргане одновременно с предупреждением об увольнении на основании п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона № 889 предлагать госслужащему соответствующую должность с учетом положений абзаца второго ч. 3 ст. 87 Закона № 889.

В решении Конституционного Суда от 09.02.99 г. № 1-рп/99 по делу по конституционному обращению Национального банка относительно официального толкования положения ч. 1 ст. 58 Конституции Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) указано, что по общепризнанному принципу права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 58 Конституции Украины, по которой действие нормативно-правового акта во времени надо понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть до события, факта применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

Принимая во внимание изложенное, процедура высвобождения, начатая и не завершенная до вступления в силу Закона № 1285, завершается согласно законодательству, действовавшему на момент начала такой процедуры. То есть, если госслужащий в установленном порядке уведомлен об увольнении на основании п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона № 889 и такое увольнение не состоялось до 06.03.21 г., субъект назначения или руководитель госслужбы не имеет обязанности предлагать этому госслужащему другую должность согласно действующей ч. 3 ст. 87 Закона № 889.

Вместе с тем госслужащий, в частности и тот, который предупрежден об увольнении, с учетом его профессиональной подготовки и профессиональных компетентностей может быть переведен без обязательного проведения конкурса на другую должность госслужбы в порядке, определенном ст. 41 Закона № 889.

Разъяснение Нацгосслужбы от 15.03.21 г. № 132-р/з.

Комментарии к материалу