Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об обязанности работодателя хранить трудовые книжки работников

18.03.2025

Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя, написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель на основании моего заявления хранить мою трудовую книжку у себя? Если не может, почему?

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя нужно обратить внимание на то, Ваш работодатель – юридическое лицо (ее филиал, отделение, другое отделенное подразделение или его представительство) или физическое лицо-предприниматель, использующий наемный труд физических лиц.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя, являющегося физическим лицом-предпринимателем, сообщаем, что согласно пункту 2.21-1. главы 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников от 29.07.93 №58, трудовые книжки работников, работающих на условиях трудового договора у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма, и физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара).

Таким образом, если вы трудоустроены у физического лица-предпринимателя, то трудовая книжка должна храниться у Вас.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя – юридического лица, то абзацем 1 пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины "О трудовых книжках работников" от 27 апреля 1993 года № 301 (далее – Постановление 301) предусмотрено, что трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях и организациях. расписку в журнале учета.

Дополнительно, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 № 1217-IX (далее – Закон № 1217) предусмотрены новые правила учета трудовой деятельности работника с 10.06.2021 года, а именно введены

Разделом ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона №1217 предусмотрено, что в течение 5 лет после 10.06.2021 будет происходить включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.

В то же время часть первой статьи 48 КЗоТ Украины на работодателя возложена обязанность вести учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное". Данная статья в редакциях до 10.06.2021 содержала положения о ведении работодателем бумажных трудовых книжек на работников, а в редакциях с 10.06.2021 частью первой статьи 48 КЗоТ закреплено положение об учете трудовой деятельности работника только в электронной форме.

Частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины установлено, что работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрения и награды за успехи в работе. То есть частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что трудовая книжка вопреки Постановлению 301 может храниться у работника и предоставляться работодателю для внесения необходимых записей.

Таким образом, если вы трудоустроены на предприятии, в учреждении или в организации, представленная Вами трудовая книжка может храниться у такого юридического лица, но хранить Вашу трудовую книжку работодатель не обязан.

Дополнительно сообщаем, что если Вы трудоустроены в районах активных боевых действий, то в соответствии с частью первой статьи 7 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного состояния» от 15.03.2022 № 2136-ІХ в период действия военного состояния порядок организации деловых действий работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда.

Относительно вопроса ответственности информируем, что согласно пункта 3 Постановления 301 ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Согласно абзацу десятого статьи 265 КЗоТ Украины работодателю за несоблюдение правил ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек могут угрожать финансовые санкции в размере минимальной заработной платы (8000,00 грн).

Также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена административная ответственность по части первой статьи 41 КУоАП, что влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

https://if.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.03.2025
Письмо Минэкономики: О расчете средней заработной платы
Письмо Минэкономики от 07.03.2025 № 2704-25/20968-01 по расчету средней заработной платы
08.04.2025
Письмо ПФУ: О расчете пособия по временной нетрудоспособности по совместительству
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ   ЛИСТ від 28.03.2025 р. № 2800-030401-8/20889   (Витяг)   Розглянувши [...] запит [...] щодо розрахунку допомоги по тимчасовій непрацездатності за суміс...
14.03.2025
Изменения в законодательстве с 10 марта по 14 марта 2025 года
Зарплату госсектора планируют подтянуть к уровню частного сектора: принят Закон Парламентарии приняли изменения в единые подходы в оплате труда госслужащих на основе классификации должностей. Планируется поднять зарплаты до 70-90% от аналогичных в частном секторе. Правительственный проект №8222 под...
Новое
29.05.2025
На вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины реализована возможность подать уведомление о неполучении выплат от рф
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 11 февраля 2025 года № 299 "О некоторых особенностях выплаты пенсий (ежемесячного пожизненного денежного содержания) и страховых выплат по страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспо...
29.05.2025
Облагаются ли алименты военным сбором?
Главное управление ГНС в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г. В Севастополе напоминает, что согласно требованиям Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), военным сбором облагаются доходы, определенные в ст. 163 НКУ. Это, в частности, общий месячный или годовой облагаемый налого...
29.05.2025
Минфин обновляет порядок открытия и закрытия счетов в Казначействе
Приказом Министерства финансов Украины № 240 от 07 мая 2025, зарегистрированным в Министерстве юстиции 21 мая 2025 за № 783/44189, внесен ряд изменений в Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины. Основные новшества: Уточнение ...