Об обязанности работодателя хранить трудовые книжки работников
Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя, написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель на основании моего заявления хранить мою трудовую книжку у себя? Если не может, почему?
Относительно хранения трудовой книжки у работодателя нужно обратить внимание на то, Ваш работодатель – юридическое лицо (ее филиал, отделение, другое отделенное подразделение или его представительство) или физическое лицо-предприниматель, использующий наемный труд физических лиц.
Относительно хранения трудовой книжки у работодателя, являющегося физическим лицом-предпринимателем, сообщаем, что согласно пункту 2.21-1. главы 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников от 29.07.93 №58, трудовые книжки работников, работающих на условиях трудового договора у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма, и физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара).
Таким образом, если вы трудоустроены у физического лица-предпринимателя, то трудовая книжка должна храниться у Вас.
Относительно хранения трудовой книжки у работодателя – юридического лица, то абзацем 1 пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины "О трудовых книжках работников" от 27 апреля 1993 года № 301 (далее – Постановление 301) предусмотрено, что трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях и организациях. расписку в журнале учета.
Дополнительно, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 № 1217-IX (далее – Закон № 1217) предусмотрены новые правила учета трудовой деятельности работника с 10.06.2021 года, а именно введены
Разделом ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона №1217 предусмотрено, что в течение 5 лет после 10.06.2021 будет происходить включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.
В то же время часть первой статьи 48 КЗоТ Украины на работодателя возложена обязанность вести учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное". Данная статья в редакциях до 10.06.2021 содержала положения о ведении работодателем бумажных трудовых книжек на работников, а в редакциях с 10.06.2021 частью первой статьи 48 КЗоТ закреплено положение об учете трудовой деятельности работника только в электронной форме.
Частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины установлено, что работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрения и награды за успехи в работе. То есть частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что трудовая книжка вопреки Постановлению 301 может храниться у работника и предоставляться работодателю для внесения необходимых записей.
Таким образом, если вы трудоустроены на предприятии, в учреждении или в организации, представленная Вами трудовая книжка может храниться у такого юридического лица, но хранить Вашу трудовую книжку работодатель не обязан.
Дополнительно сообщаем, что если Вы трудоустроены в районах активных боевых действий, то в соответствии с частью первой статьи 7 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного состояния» от 15.03.2022 № 2136-ІХ в период действия военного состояния порядок организации деловых действий работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда.
Относительно вопроса ответственности информируем, что согласно пункта 3 Постановления 301 ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Согласно абзацу десятого статьи 265 КЗоТ Украины работодателю за несоблюдение правил ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек могут угрожать финансовые санкции в размере минимальной заработной платы (8000,00 грн).
Также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена административная ответственность по части первой статьи 41 КУоАП, что влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
https://if.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу