Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об обязанности работодателя хранить трудовые книжки работников

18.03.2025

Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя, написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель на основании моего заявления хранить мою трудовую книжку у себя? Если не может, почему?

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя нужно обратить внимание на то, Ваш работодатель – юридическое лицо (ее филиал, отделение, другое отделенное подразделение или его представительство) или физическое лицо-предприниматель, использующий наемный труд физических лиц.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя, являющегося физическим лицом-предпринимателем, сообщаем, что согласно пункту 2.21-1. главы 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников от 29.07.93 №58, трудовые книжки работников, работающих на условиях трудового договора у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма, и физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара).

Таким образом, если вы трудоустроены у физического лица-предпринимателя, то трудовая книжка должна храниться у Вас.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя – юридического лица, то абзацем 1 пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины "О трудовых книжках работников" от 27 апреля 1993 года № 301 (далее – Постановление 301) предусмотрено, что трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях и организациях. расписку в журнале учета.

Дополнительно, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 № 1217-IX (далее – Закон № 1217) предусмотрены новые правила учета трудовой деятельности работника с 10.06.2021 года, а именно введены

Разделом ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона №1217 предусмотрено, что в течение 5 лет после 10.06.2021 будет происходить включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.

В то же время часть первой статьи 48 КЗоТ Украины на работодателя возложена обязанность вести учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное". Данная статья в редакциях до 10.06.2021 содержала положения о ведении работодателем бумажных трудовых книжек на работников, а в редакциях с 10.06.2021 частью первой статьи 48 КЗоТ закреплено положение об учете трудовой деятельности работника только в электронной форме.

Частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины установлено, что работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрения и награды за успехи в работе. То есть частью третьей статьи 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что трудовая книжка вопреки Постановлению 301 может храниться у работника и предоставляться работодателю для внесения необходимых записей.

Таким образом, если вы трудоустроены на предприятии, в учреждении или в организации, представленная Вами трудовая книжка может храниться у такого юридического лица, но хранить Вашу трудовую книжку работодатель не обязан.

Дополнительно сообщаем, что если Вы трудоустроены в районах активных боевых действий, то в соответствии с частью первой статьи 7 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного состояния» от 15.03.2022 № 2136-ІХ в период действия военного состояния порядок организации деловых действий работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда.

Относительно вопроса ответственности информируем, что согласно пункта 3 Постановления 301 ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Согласно абзацу десятого статьи 265 КЗоТ Украины работодателю за несоблюдение правил ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек могут угрожать финансовые санкции в размере минимальной заработной платы (8000,00 грн).

Также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена административная ответственность по части первой статьи 41 КУоАП, что влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

https://if.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.02.2025
Отпуска без сохранения заработной платы в период действия военного положения
 Чиновники управления инспекционной деятельности в Запорожской области провели информационный семинар в одной из районных администраций Запорожья.  Среди ключевых вопросов было предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Инспекторы разъяснили, что, согласно статье 12 Закона У...
14.02.2025
Президент подписал закон о продлении срока для прохождения ВЛК ограниченно пригодными
Президент подписал Закон Украины от 12.02.2025 г. № 4235-IX (законопроект № 12457) об обязательности прохождения гражданами Украины, которые были признаны ограниченно пригодными к военной службе, повторному медицинскому осмотру и определению конечного срока его проведения. Согласно документу и...
25.02.2025
Письмо МОУ: О правомерности отказа военнослужащим в выплате дополнительного вознаграждения в размере 100000 грн и материальной помощи в связи с полученной травмой
МІНІСТЕРСТВО ОБОРОНИ УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЛИСТ від 20.02.2025 р. № 220/13/ВихЗПІ/152 У відповідь на Ваш запит на публічну інформацію щодо правомірності відмови у виплаті додаткової винагороди у розмірі 100000 грн та матеріальної допомоги у зв'язку з отриманою травмою. Щодо ...
Новое
09.05.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (05.05.2025 - 09.05.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   НАПК запустило новый онлайн-курс «Спроси уполномоченного!» Этот курс создан на основе реальных запросов и проблем, с которыми сталкиваются служащие в вопросах декларирования, конфликта интересов, разоблачения коррупции. Порядок подтверждения периодо...
09.05.2025
Как неприбыльная организация может получить выписку из Реестра неприбыльных учреждений
Как неприбыльная организация (представитель неприбыльной организации или уполномоченное лицо) может получить выписку из Реестра неприбыльных учреждений и организаций (далее – Выписка), и может ли получить Выписку в бумажном виде, если запрос на его получение послан через Электронный кабинет? ...
09.05.2025
Естественная благотворительная помощь в период военного положения: включается ли в налогооблагаемый доход?
С 16 марта 2025 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины от 25 февраля 2025 года № 4254-ІХ. Целью новшеств является стимулирование благотворительной деятельности во время военного положения, в частности уточнение налогового статуса помощи в неденежной (на...