Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Некоторые вопросы организации работы ОМС в условиях военного положения

23.03.2022 162 0 0

Во время военных действий отдельные населенные пункты Украины оказываются под временной оккупацией России. Как действовать председателю и другим работникам местного самоуправления, депутатам местных советов, чтобы не предать себя, страну, но при этом принять все возможные меры для обеспечения жителей общин базовыми жизненными услугами?

Могут ли депутаты местного совета самораспуститься в случае захвата врагом соответствующего населенного пункта? Целесообразно ли депутатам сложить свои полномочия в знак протеста против действий захватчиков?

Ситуация, в которой оказалась наша страна, беспрецедентна для современного мира. Враг прибегает к совершенно бесчеловечным мерам. Однако нужно находить силы, чтобы держать голову холодной и действовать по законам Украины.

Действующий Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее Закон) предусматривает исключительный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий местных советов. В частности, согласно ч. 1 ст. 78 Закона полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета могут быть досрочно прекращены в случаях:
1) если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, настоящего и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом;

2) если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные настоящим Законом, или совет не решает вопросов, отнесенных к его ведению;

3) предусмотренных законами Украины "О военно-гражданских администрациях", "О правовом режиме военного положения".

При этом в условиях военного положения запрещено проведение каких-либо референдумов, в т.ч. и о прекращении полномочий соответствующих органов местного самоуправления.

Поэтому депутатам местных советов, в случае невозможности проводить пленарные заседания на временно оккупированных территориях Украины, в частности – в связи с угрозой их жизни или безопасности, достаточно просто воздерживаться от участия в работе местного совета и деятельности рабочих органов местного совета (депутатские комиссии, группы тому подобное). В таких случаях Президент может назначать военные администрации населенных пунктов там, где это позволяет закон и текущая ситуация.

А вот принятие депутатским корпусом заведомо незаконных решений в условиях военного положения может квалифицироваться как преступление, о чем мы подробно поговорим дальше.

 Могут ли сельские, поселковые или городские головы, другие должностные лица местного самоуправления «уйти в отставку» по причине невозможности выполнять свои полномочия на временно оккупированных территориях?

Закон содержит также исчерпывающий список обстоятельств, при наступлении которых могут быть досрочно прекращены полномочия сельского, поселкового или городского головы. Согласно ч. 1 ст. 78 Закона это возможно в случае:

1) его обращение с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий председателя;

2) прекращение его гражданства;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора к нему;

3-1) вступление в законную силу решения суда о привлечении его к ответственности за правонарушение, связанное с коррупцией, которым наложено взыскание в виде лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;

3-2) вступление в законную силу решения суда о признании его активов или активов, приобретенных по его поручению другими лицами или в других предусмотренных статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Украины случаях, необоснованными и их взыскания в доход государства;

4) отзыв с должности по народной инициативе;

5) признание его судом недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление умершим;

6) его смерти.

Понятно, что в текущих условиях актуальны в первую очередь случаи обращения председателя общины с заявлением о досрочном прекращении полномочий или смерти председателя. В таком случае полномочия сельского, поселкового, городского головы считаются прекращенными со дня принятия соответствующим советом решения, которым вступает в известность указанный факт (п. 1 ч. 11 ст. 78 Закона). Таким образом, самоустранение (самостоятельная отставка) сельских, поселковых, городских голов, их заместителей и секретарей соответствующих советов не отвечает требованиям закона.

Проведение каких-либо референдумов о досрочном прекращении полномочий глав общин или прекращении их полномочий по народной инициативе в условиях военного времени не допускается.

Напоминаем, что прекращение полномочий сельского, поселкового, городского головы, если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных ему полномочий осуществляется в судебном порядке. Поэтому, несмотря на все возможные эмоции и вполне понятный человеческий гнев, давайте попытаемся воздержаться от того, чтобы умножать противоправные действия. Именно уважением к законности и верховенству права, среди прочего, отличаемся от дикого оккупанта.

Однако, если председатель общины перешел на сторону врага, в том числе и под угрозой своей жизни или жизни его родных или близких, выполнять незаконные приказы такого должностного лица запрещается.

Полномочия сельского, поселкового, городского головы могут быть досрочно прекращены также в случаях, предусмотренных Законом "О правовом режиме военного положения". Поэтому внимательно следите за официальными источниками информации.

Согласно ч. 5 ст. 50 Закона полномочия секретаря сельского, поселкового, городского совета могут быть досрочно прекращены по решению соответствующего совета. Поэтому «самостоятельная отставка» секретаря тоже не будет считаться законной.

По другим должностным лицам местного самоуправления. Как предусмотрено ч. 1 ст. 20 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления", кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, служба в органах местного самоуправления прекращается на основании и в порядке, определенных Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине", этим и другими законами Украины, а также в случае:

нарушение должностным лицом местного самоуправления Присяги;
нарушение условий реализации права на службу в ОМС;
выявление или возникновение обстоятельств, препятствующих нахождению на службе, или несоблюдение требований, связанных с прохождением службы в ОМС;
достижение должностным лицом предельного возраста нахождения на службе в ОМС.
Таким образом, должностные лица ОМС по состоянию на сегодняшний день могут увольняться с должностей по собственному желанию или по решению соответствующего руководителя, в том числе в связи с неисполнением своих должностных обязанностей или переходом на сторону врага, являющегося нарушением Присяги. Увольнение таких представителей не освобождает их от уголовной и иной ответственности в случае наличия в их действиях признаков преступлений.

В то же время, мы не советуем прибегать к массовым увольнениям исключительно из соображений безопасности. Более целесообразно, если работа органа невозможно, объявить простой учреждения и направить всех работников по домам. В случае необходимости (возможности) руководитель соответствующего ОМС сможет отозвать работников на работу для выполнения отдельных задач.

Могут ли чиновники местного самоуправления продолжать свои полномочия на временно оккупированных территориях? Не будет ли это расценено как государственная измена или коллаборационная деятельность?

В случае такой возможности должностные лица и работники местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений и организаций должны выполнять свои должностные обязанности, определенные законодательством и Планом внедрения и обеспечения мер осуществления правового режима военного положения (Распоряжение КМУ № 181-р от 24.02.2022 г.).

Поэтому все действия, направленные на обеспечение жизнедеятельности общины надо выполнять, если это безопасно для жизни работников. Умышленное невыполнение Плана вредит обороноспособности страны и способствует подрывной деятельности против Украины.

В то же время, согласно ч. 4 ст. 111-1 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины) передача материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированием, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора, и/или ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором , незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора считается коллаборационная деятельность. Поэтому добровольное сотрудничество действующих работников ОМС или коммунальных предприятий с фейковыми «мэрами», «комендантами» или «режимами», устанавливающими оккупационные войска, а также непосредственно с войсками оккупанта, будет расценено как преступление. Это касается не только должностных лиц, но и обычных работников, не выполняющих никаких организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

 Относительно действий в поддержку врага (государственная измена и коллаборационная деятельность)

Статья 111 УК Украины определяет государственную измену как деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в период вооруженного конфликта , иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины Такие деяния, совершенные в условиях военного положения, наказываются лишением свободы сроком 15 лет или пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества.

Государственная измена характеризуется прямым умыслом. То есть лицо, совершающее ответные действия, должно осознавать, что осуществляет переход на сторону врага в условиях военного положения и желать наступления соответствующих последствий от своих действий. Переход на сторону неприятеля является оконченным преступлением с того момента, когда гражданин Украины выполнил в интересах неприятеля определенные деяния в ущерб Украине.

Важно! Согласно ч. 3 ст. 111 УК Украины гражданин Украины освобождается от уголовной ответственности, если он во исполнение преступной задачи иностранного государства, иностранной организации или их представителей никаких действий не совершил и добровольно заявил органам государственной власти о своей связи с ними и о полученном задании.
 Новым для Украины составом преступления является коллаборационная деятельность, ответственность за которую предусмотрена ст. 111-1 УК Украины. Преступление может совершаться в нескольких формах, одну из которых мы рассмотрели выше. Рассмотрим еще несколько актуальных именно для должностных лиц ОМС.

Часть 1 ст. 111-1 УК Украины предусматривает ответственность за публичное возражение гражданином Украины осуществление вооруженной агрессии против Украины, установление и утверждение временной оккупации части территории Украины или публичные призывы гражданином Украины к:

1) поддержки решений и/или действий государства-агрессора, вооруженных формирований и/или оккупационной администрации государства-агрессора;

2) сотрудничества с государством-агрессором, вооруженными формированиями и/или оккупационной администрацией государства-агрессора;

3) непризнание распространения государственного суверенитета Украины на временно оккупированные территории Украины.

Такое преступление карается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет.

 Отдельная ответственность предусмотрена для тех, кто будет добровольно занимать должности в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории, в том числе в оккупационной администрации государства-агрессора. Трудность преступления будет квалифицироваться в зависимости от статуса должности в фейковых органах власти оккупантов, в частности:

  • добровольное занятие гражданином Украины должности, не связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно хозяйственных функций, будет наказываться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 2 ст. 111 -1 УК Украины);
  • добровольное занятие гражданином Украины должности, связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в незаконных органах или добровольное избрание в такие органы, а также участие в организации и проведении незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории, или публичные призывы к проведению таких незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории или публичные призывы к проведению таких незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории будут наказываться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет и с конфискацией имущества или без таковой.

Совершение лицами, согласившимися на занятие должностей, связанных с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в незаконных органах или добровольно избранных в такие незаконные органы, действия или принятия решений, приведших к гибели людей или наступления других тяжких последствий, будет наказываться лишением свободы на срок 15 лет или пожизненным лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет и с конфискацией имущества или без таковой (ч. 8 ст. 111-1 УК Украины).

Тяжелыми последствиями согласно п. 4 Примечания к ст. 111-1 УК Украины будет считаться ущерб, в тысячу и более раз превышающий не облагаемый налогом минимум доходов граждан (1 240 500 грн. для 2022 года).
Следует обратить внимание на то, что в некоторых случаях действия изменников могут квалифицироваться несколько по-другому. В частности, при создании, руководстве и/или участии в незаконных вооруженных формированиях (ДНР, ЛНР и т.д.), а также в случае организационного или иного содействия созданию или деятельности террористической группы или террористической организации, такие действия могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 258-3 УК Украины. Ведь подобные «образования» не признаются как государством ни Украиной, ни какими-либо другими государствами или международными организациями. Соответствующая судебная практика имеется в Украине и достаточно устоявшаяся.

Также важно знать, что согласно ч. 2 ст. 258-3 УК освобождается от уголовной ответственности за деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, лицо, кроме организатора и руководителя террористической группы или террористической организации, добровольно уведомившее правоохранительный орган о соответствующей террористической деятельности, способствовало его прекращению или раскрытию преступлений, совершенных связи с созданием или деятельностью такой группы или организации, если в ее действиях нет состава другого преступления.

Также напоминаем, что согласно ч. 5 ст. 49 УК к преступлениям против основ национальной безопасности Украины, предусмотренных в ст.ст. 109-1141, а также преступлений против мира и безопасности человечества, охватываемых ст.ст. 437-439, ч. 1 ст. 442 УК Украины, сроки давности не применяются.
https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу