Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

МОН представила новые подходы к обустройству образовательных пространств, лабораторий и мастерских

Новое

18.04.2025 3 0 0

17 апреля 2025 года Министерство образования и науки Украины представило новые подходы к обустройству образовательных пространств, лабораторий и мастерских в учреждениях общего среднего и профессионального образования. Мероприятие состоялось с участием Премьер-министра Украины, Вице-премьер-министра по инновациям, развитию образования, науки и технологий - Министра цифровой трансформации Украины, первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины, Министра образования и науки Украины.

В презентации приняли участие председатели и заместители председателей ОВА, руководители областных департаментов образования и науки, все те, кто будет способствовать модернизации школ в общинах. Событие стало важным шагом в реализации реформы «Новая украинская школа», к которой привлечены представители всех уровней власти.

«Образование – это стратегия государства и приоритет политики Правительства. Продолжаем вместе с председателями областных военных администраций формировать безопасную образовательную среду и обновлять образовательную инфраструктуру. Это общая задача государства и регионов: через два года Правительство направило на образовательную инфраструктуру миллиарды гривен, чтобы начать строительство укрытий, закупить школьные автобусы, модернизировать образовательные пространства и оборудование», — отметил Премьер-министр Украины Денис Шмигаль.

В стране растет потребность в специалистах по естественным, технологическим и математическим образовательным областям, однако статистика свидетельствует: в прошлом году 4 из 5 самых популярных среди учеников профилей были гуманитарными (только 11,3% старшеклассников избрали математический профиль). В сельских общинах этот дисбаланс еще глубже - в частности, на профиле украинской филологии учатся 40,7% учащихся из сел, в городах - 23,9%. Часто школы не предлагают негуманитарные профили из-за сложности привлечения учителей для малого количества учащихся и нехватки оборудования. Как показывает международное исследование качества образования PISA-2022, разрыв между 15-летними учащимися из городов и сел составляет: в математике — более 4,5 года обучения; в естественнонаучных дисциплинах – почти 4 года.

Современно оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, географии, математики и STEM-лабораторий — это первый шаг к тому, чтобы больше детей интересовалось соответствующими предметами и выбирали именно эти специальности. Интерактивная локация Музея математики «Кубоид», где произошло событие и который был создан во исполнение Указа Президента Украины, является одним из ярких примеров побуждающего к обучению пространства.

«Сейчас мы внедряем самые масштабные инфраструктурные проекты в образовании. Строим укрытия и подземные школы, обновляем мастерские в профтехах, создаем центры «Защиты Украины», школьные пищеблоки и т.д. Отдельный трек – создание STEM-лабораторий в школах, чтобы наши дети учились на современном оборудовании и получали актуальные знания и навыки. Уверен, что поддержка естественного и технологического образования — ключ к экономическому развитию после победы. Поскольку именно эти знания превращаются в инженерные решения, медицинские прорывы, ИТ-продукты и новую инфраструктуру», — сказал вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий — министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров.

Планируется, что в 2025 году будет создано более 100 лабораторий — эталонных образовательных пространств в школах разных областей Украины. Для этого правительство выделило субвенцию в размере 499,4 млн грн на обустройство учебных пространств в заведениях, которые будут предоставлять профильное образование с 2027/2028 учебного года.

Кроме того, в рамках субвенции НУШ-2025 выделено 500 млн. грн. на обустройство учебных кабинетов естественной, математической и технологической образовательных отраслей в лицеях-посольствах реформы старшей школы (10 класс).

Мы не просто оснащаем STEM-кабинеты — мы создаем пространство, где может появиться первый украинский нобелевский лауреат. Среди нас уже растут будущие инженеры, которые будут отстраивать нашу мечту. К сожалению, сейчас только 6% выпускников выбирают технические специальности. Поэтому ставим амбициозную цель — увеличить эту цифру не менее 20%. Инженерное образование – это не просто специальность, это хороший фундамент для формирования критического мышления. И именно технологии, образование и хай-тек — наш ключ к преодолению вызовов и прорыву и масштабированию развития инженерного дела в Украине», — отметил первый заместитель Председателя ВРУ Александр Корниенко.

Также во время встречи СЕО урбан-бюро Big City Lab Виктория Титова презентовала гайдлайны по наполнению и виду учебных кабинетов и лабораторий образовательной отрасли. Ранее команда Big City Lab разработала Концепцию трансформации типовых советских школ.

«Наша цель — сделать качественное образование доступным в каждом регионе, чтобы молодежь имела все ресурсы для безопасного, качественного и интересного обучения. Именно поэтому на всех уровнях системно внедряем комплексные образовательные политики, среди которых восстановление очного обучения по всей стране, полное обновление содержания образования, реформа старшей школы и модернизация образовательного пространства с фокусом на естественно-математические и технологические направления», — отметил Министр образования и науки Украины Оксэн Лесной.

До 18 апреля органы местного самоуправления и ОВА подают заявки на устройство кабинетов физики, химии, биологии, географии, математики и STEM-лабораторий.

После того, как подача заявок завершится, областные военные администрации сформируют приоритеты, а специальная комиссия при МОН определит окончательный список. Уже в мае-июне начнутся закупки и ремонтные работы. Ожидаем, что первые 100 пространств откроют в новом учебном году.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу