НАДС ответило на вопросы общин по действию Закона № 2136 «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы (НАГС) предоставило ответы на вопросы по действию отдельных положений Закона № 2136 «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» для должностных лиц местного самоуправления.
Применяются ли положения статьи 3 Закона № 2136 (об особенностях перевода на другую работу и изменения существенных условий труда в условиях военного положения) к должностным лицам местного самоуправления, которые назначены на конкурсной основе?
Частью третьей статьи 1 Закона № 2136 предусмотрено, что в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде, законов Украины "О государственной службе", "О службе в органах местного самоуправления", других законодательных актов, регулирующих деятельность государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления в части отношений, урегулированных настоящим Законом.
Кроме того, Закон № 2136 является частью законодательства о труде, а на должностных лиц местного самоуправления распространяется действие законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины от 07 июня 2001 г. № 2493-III "О службе в органах местного самоуправления" (далее – Закон № 2493).
Таким образом, положение статьи 3 Закона №2136 применяется к должностным лицам местного самоуправления.
Может ли должностное лицо местного самоуправления уволиться по собственному желанию в срок, указанный в его заявлении, в связи с ведением боевых действий в районах, где расположен орган местного самоуправления?
Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, служба в органах местного самоуправления прекращается на основании и в порядке, определенных Законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О службе в органах местного самоуправления" и другими законами Украины (часть первая статьи 20 Закона №2493).
Закон №2136 – это часть законодательства о труде, а его нормы, определенные в статье 4 настоящего Закона, содержат случай, в котором работник может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении.
По мнению НАДС, в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположен орган местного самоуправления, и существование угрозы жизни и здоровью должностного лица местного самоуправления, такое лицо может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в ее заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечению к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).
Будут ли сокращены основные ежегодные отпуска должностного лица местного самоуправления с 30 до 24 дней в связи со вступлением в силу Закона № 2352?
Согласно части первой статьи 12 Закона № 2136 в период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.
Следовательно, автоматическое сокращение дней отпуска в связи с распространением на должностных лиц местного самоуправления положений Закона № 2136 не происходит. Сокращение количества этих дней возможно по решению соответствующего руководителя (сельского, поселкового, городского головы, председателя районного, районного в городе, областного совета).
Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.
Может ли должностное лицо местного самоуправления взять отпуск за выслугу лет в период военного положения?
Частью шестой статьей 21 Закона № 2493 предусмотрено, что должностным лицам, имеющим стаж службы в органах местного самоуправления более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом министров Украины.
Согласно статье 12 Закона № 2136 в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска.
Обращаем внимание, что положения Закона № 2136 не предусматривают полномочий руководителя ограничить количество дней дополнительных отпусков в отличие от количества дней ежегодного основного отпуска.
Однако руководитель может отказать в предоставлении неиспользованных дней ежегодных как основных, так и дополнительных отпусков в период действия военного положения.
Следовательно, ежегодные дополнительные отпуска за текущий период, в частности, отпуска за выслугу лет, могут предоставляться должностным лицам местного самоуправления в установленном порядке. Руководитель может отказать в предоставлении неиспользованных за предыдущие периоды дней такого отпуска.
Отдельно обращаем внимание, что частью второй статьи 12 Закона № 2136 установлено, что в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и
пустыни по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.
Сохраняются ли дополнительные и социальные отпуска должностных лиц местного самоуправления за прошедшие и текущие годы? И как быть с графиком отпусков?
В соответствии с частью первой статьи 12 Закона № 2136 в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного основного отпуска.
Положения Закона № 2136 не затрагивают вопрос предоставления дополнительных (не ежегодных) и социальных отпусков. Следовательно, такие отпуска за прошедшие и текущие календарные годы могут предоставляться должностным лицам местного самоуправления в установленном порядке.
В период действия военного положения начисляются дополнительные и социальные отпуска в установленном законодательством порядке.
В то же время, в очередной раз подчеркиваем, что в соответствии с частью второй статьи 12 Закона № 2136 в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком) достижение им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.
Согласно статье 10 Закона Украины "Об отпусках" очередность предоставления отпусков определяется графиками, утверждаемыми собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, и сообщает всем работникам .
Конкретный период предоставления ежегодных отпусков в пределах, установленных графиком, согласовывается между работником и собственником или уполномоченным им органом, который обязан в письменном виде уведомить работника о дате начала отпуска не позднее чем за две недели до установленного графиком срока.
По мнению НАДС, учитывая положения статьи 12 Закона № 2136, при необходимости в график отпусков могут быть внесены изменения на основании заявления должностного лица местного самоуправления (в случае переноса его отпуска на другой период) или на основании решения руководителя (в случае изменения продолжительности) отпуска должностного лица местного самоуправления или отказа в предоставлении отпуска по закону).
Можно ли предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с частью третьей статьи 12 Закона № 2136 на период действия военного положения на всей территории Украины или это касается только областей, где ведутся активные боевые действия?
Согласно части третьей статьи 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Указанной нормой Закона № 2136 отменяются ограничения по 15-дневному сроку предоставления отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и работодателем. По-прежнему отпуск без сохранения заработной платы предоставляется исключительно по инициативе работника.
Следовательно, по мнению НАГС, в течение периода действия военного положения по просьбе должностного лица местного самоуправления, такому лицу может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках". Вместе с тем такой отпуск предоставляется к прекращению/отмене военного положения.
Также, по мнению НАДС, часть третья статьи 12 Закона №2136 применяется на всей территории Украины, даже если в определенном регионе не проводятся активные боевые действия. Следовательно, такой отпуск может предоставляться должностным лицам местного самоуправления независимо от местонахождения органа местного самоуправления, где они работают.
Зачисляется ли в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы на период действия военного положения?
Согласно статье 9 Закона Украины "Об отпусках" в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск (статья 6 настоящего Закона), засчитываются, в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном статьями 25 и 26 настоящего Закона.
Согласно части третьей статьи 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Поскольку отпуск без сохранения заработной платы на период действия военного положения предоставляется в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об отпусках», он включается в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Вместе с тем, обращаем внимание, что статья 12 Закона № 2136 дополнена новой частью четвертой, согласно которой в период действия военного положения работодатель по заявлению выехавшего работника
ав за пределы территории Украины или получил статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени пребывания в отпуске в стаж работы, дающей право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины "Об отпусках".
Следовательно, период отпуска, предоставленного должностному лицу местного самоуправления на основании части третьей статьи 12 Закона № 2136, засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, а период отпуска, предоставленного на основании части четвертой настоящей статьи в такой стаж не засчитывается.
Обязан ли соответствующий руководитель органа местного самоуправления предоставить отпуск без сохранения заработной платы по заявлению должностного лица местного самоуправления?
Частью четвертой статьи 12 Закона № 2136 предусмотрено, что в период действия военного положения работодатель по заявлению работника, выехавшего за пределы территории Украины или получившего статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении , но не более 90 календарных дней, без зачисления времени нахождения в отпуске в стаж работы, что дает право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины "Об отпусках".
Следовательно, предусмотренный в части четвертой статьи 12 Закона № 2136 категории работников отпуск без сохранения заработной платы на указанный срок должен быть предоставлен обязательно.
Предоставление отпуска, предусмотренного частью третьей Закона № 2136, осуществляется с согласия сторон.
Таким образом, предоставление отпуска без сохранения заработной платы должностным лицам местного самоуправления, находящимся за границей или внутренне перемещенными лицами, на указанный срок является обязанностью соответствующего руководителя. В то же время, предоставление такого отпуска другим должностным лицам местного самоуправления или увеличение продолжительности этого отпуска для указанных лиц является его дискреционным полномочием.
Может ли отпуск без сохранения заработной платы должностного лица местного самоуправления, находящегося за границей, длиться более 90 дней?
Часть третья статьи 12 Закона № 2136 предусматривает, что в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Следовательно, должностному лицу местного самоуправления, которое выехало за пределы территории Украины или получило статус внутренне перемещенного лица, отпуск без сохранения заработной платы в течение военного положения может быть предоставлен на основании части третьей статьи 12 Закона № 2136, то есть без 90-дневного ограничения срока такого отпуска . Однако предоставление такого отпуска является дискреционным полномочием руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
Каким образом рассчитываются праздничные дни при предоставлении должностным лицам местного самоуправления отпусков?
Частью шестой статьи 6 Закона № 2136 определено, что в период действия военного положения не применяются нормы, в частности, статей 73 и 78-1 Кодекса законов о труде Украины, которыми определен перечень праздничных и нерабочих дней и положения об их неучете при определении продолжительности ежегодных отпусков .
Таким образом, расчет праздничных дней при предоставлении должностным лицам местного самоуправления отпусков осуществляется по общим нормам (в виде обычных календарных дней).
Увеличивается ли для должностных лиц местного самоуправления продолжительность рабочего времени в период военного положения до 60 часов в неделю в связи с принятием Закона №2352?
Согласно обновленной части первой статьи 6 Закона № 2136, нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.).
Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, автоматическое увеличение продолжительности рабочего дня для должностных лиц местного самоуправления, работающих на указанных объектах, не происходит. Однако, по решению соответствующего руководителя в органе органа местного самоуправления, продолжительность рабочего дня для работников этого органа может быть увеличена в соответствии с приведенной нормой Закона № 2136.
В случае установления нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи сверх нормы, установленной в соответствии с законодательством, оплата труда производится в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда.
Или табелировать предпраздничные дни, как таковые, что на час сокращены в условиях военного положения?
Нет. Согласно части шестой статьи 6 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы статьи 53 Кодекса законов о труде Украины по сокращению продолжительности работы накануне праздничных, нерабочих и выходных дней.
Увольняется ли соответствующий руководитель органа местного самоуправления от ответственности за несвоевременную выплату заработной платы должностному лицу местного самоуправления в результате ведения боевых действий?
В соответствии со статьей 10 Закона № 2136 работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы.
Вместе с тем, работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.
Однако освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы работникам.
В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы в результате ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности.
Какова компенсация должностному лицу местного самоуправления за работу в выходной день?
Законом № 2352 внесены изменения в Закон № 2136, а именно в части шестой статьи 6 из перечня статей, нормы которых не применяются в период действия военного положения, изменениями изъята статья 72 Кодекса законов о труде Украины, регламентирующая компенсацию за работу в выходной день. То есть работа в выходные дни должна компенсироваться, как и в мирное время, с согласия сторон, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере в соответствии со статьей 107 указанного Кодекса.
Изменены ли правила организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов в совете и его исполнительных органах?
Согласно части первой статьи 7 Закона № 2136 в период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда
В период действия военного положения стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, сообщений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран с согласия между работодателем и работником.
Следовательно, по мнению НАГС, орган местного самоуправления должен принять все возможные меры для обеспечения ведения надлежащего ведения кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов. Кроме того, целесообразно заблаговременно согласовать с работниками органа, в том числе с работающими дистанционно, способ коммуникации и обмена кадровыми документами, удобный и доступный как для них, так и для органа местного самоуправления.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу