Конфликт интересов в образовании: анализ от образовательного омбудсмена
Закон Украины "О предотвращении коррупции" предусматривает определенные механизмы предупреждения правонарушений, в том числе по конфликту интересов. Однако из-за недостаточной информационной поддержки введенного закона, педагогов привлекают к ответственности с последующим запретом занимать свои должности.
Служба образовательного омбудсмена проанализировала Единый государственный реестр судебных решений по судебным делам, касающимся конфликта интересов педагогов, о чем сообщила на своем сайте.
Так, Закон Украины "О предотвращении коррупции" предусматривает, что должностные лица должны принять меры по недопущению возникновения реального, потенциального конфликта интересов и сообщить об этом не позднее следующего рабочего дня с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии у него реального или потенциального конфликта интересов непосредственного руководителя.
Закон касается и педагогов, в частности:
- лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (в частности, руководителя и работников органа управления образованием),
- приравненных к ним лиц – должностных лиц юридических лиц публичного права (в частности, руководителя и заместителя руководителя государственного или коммунального учебного заведения)
- и лиц, входящих в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, созданных в соответствии с законами Украины.
Как отметила в своем сообщении в Facebook образовательный омбудсмен Надежда Лещик, представители Профсоюза работников образования и науки Украины сообщали ему о нередких случаях привлечения судом к ответственности руководителей учебных заведений и органов управления образованием из-за несообщения о конфликте интересов или совершении действий в условиях его наличия.
Служба образовательного омбудсмена проанализировала судебные дела, касающиеся конфликта интересов педагогов в сфере дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического) образования, которые рассматривались в 2004 году.
Из них:
- 205 дел об административных правонарушениях в отношении педагогов, касающихся нарушения требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; из них в отношении 130 человек было открыто несколько дел о привлечении к ответственности по статье 172-7 КУоАП, которые впоследствии судом были объединены в одно производство;
- гражданских дел с участием педагогов.
Дела об административных правонарушениях по конфликту интересов в учебных заведениях касались:
несообщение руководителями учебных заведений о работе в их подчинении близких лиц, начисление членам семьи премий и надбавок, распределение педагогической нагрузки – 131;
начисление личных премий, надбавок или премий и надбавок своему руководству (в том числе при исполнении обязанностей руководителя) – 39;
принятие на работу близких лиц, а также других, связанных с лицом дружественными или другими внеслужебными отношениями – 31;
других обстоятельств, повлекших конфликт интересов – 4.
Отметим, что при рассмотрении дел в суде значительная часть работников образования называла причину нарушения – недостаточную осведомленность о положениях антикоррупционного законодательства.
Также в значительном количестве случаев были жалобы на отсутствие внятных разъяснений законодательства в части конфликта интересов в учебных заведениях.
Еще среди причин, названных педагогами, – наличие у основателя учебного заведения информации о работе в заведении близких для них лиц. Поэтому они не сочли нужным официально сообщать о конфликте интересов, или сообщали в устной форме.
Как отмечает образовательный омбудсмен, по делам, которые касались назначения премий и надбавок, педагоги сообщали, что не имели умысла улучшить материальное состояние, а такие выплаты в заведении назначались всем поровну. При этом они не осознавали того, что такие действия были противоправными, напротив, считали, что неустановление таких надбавок может носить дискриминационный характер.
"Но главное, что согласно Закону Украины "Об общем среднем образовании" не имеет права занимать должность директора лицо, которое признано виновным в коррупционном правонарушении", - комментирует ситуацию медиа "Новая украинская школа" Надежда Лещик и добавляет, что таких директоров увольняют.
Образовательный омбудсмен отмечает, что с другой стороны, есть примеры судебных дел, когда в учебных заведениях работают целые родственные династии. Некоторые руководители аргументируют это нехваткой кадров, в некоторых общинах это может быть связано с тем, что учебное заведение расположено в маленькой сельской или горной общине.
"Но следует найти баланс между конфликтом интересов и нарушениями со стороны директоров, нанимающих на работу целый штат близких лиц", - отмечает Лещик.
Омбудсмен сообщила, что 11 декабря 2024 года было направлено письмо в Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) о разработке совместных действий по вопросу конфликта интересов в сфере образования. Однако ответа не последовало.
Кроме того, служба образовательного омбудсмена готовит письмо в соответствующие органы власти по решению вопроса конфликта интересов в сфере образования.
Подробно с материалами анализа можно ознакомиться на сайте образовательного омбудсмена.
Важно, что на сайте Минобразования опубликовано письмо №203-01/20155-23 от 01.09.2023 от НАПК, где последняя рекомендовала ознакомиться с онлайн курсом "Понятно о конфликте интересов", размещенным на учебной платформе Study.NAZK, а также в онлайн-курсе "Кон.
Также на этой платформе размещены материалы для педагогов добродетели, основ антикоррупции и прочее.
https://nus.org.ua
Комментарии к материалу