Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разработка местного плана управления отходами: с чего начать?

Новое

16.04.2025 1 0 0

В конце января 2025 г. правительство одобрило Национальный план управления отходами до 2033 года. В течение года после вступления в силу органы местного самоуправления должны разработать региональные планы и описать конкретные цели и меры для уменьшения отходов в области в течение следующих десяти лет.

Кроме того, что региональный план управления отходами позволяет наладить сотрудничество областных советов с территориальными общинами, документ является основой разработки местного плана управления отходами. Что для его создания стоит знать общинам, рассказываем вместе с экспертом проекта «Города Ноль Отходов в Украине» при поддержке программы LIFE, руководителем юридического отдела МБО «Экология-Право-Человек» Ольгой Мелень-Забрамной.

Кто разрабатывает и согласовывает местный план управления отходами

Документ составляет каждая территориальная община. Для этого может формироваться рабочая группа среди представителей органов местного самоуправления, местных ученых, экологов и других специалистов. Также для подготовки проекта плана могут привлекаться и отдельные хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующий опыт, в том числе избранные по результатам тендера.

Местный план должен содержать перечень задач и мер по управлению отходами, которые базируются на региональном и национальном планах, с теми же целями, сроками выполнения, необходимыми ресурсами, а также с учетом текущего состояния сферы управления отходами и что важно реальной ситуации с отходами в конкретной местности.

Утверждается план сельскими и городскими советами для каждого территориального общества и должен быть согласован с облгосадминистрацией.

Когда начинать

Начните как можно скорее, ведь сбор исходных данных для такого плана требует немало времени. Сначала на официальном сайте орган местного самоуправления должен опубликовать информацию о начале работы над планом, указать ответственных лиц и тут же известить о создании рабочей группы и как присоединиться к ней. Задача рабочей группы – подготовить предложения к проекту местного плана и согласовать документ.

Все жители общины могут обратиться в ОМС с предложениями: отправить письмо в муниципалитет по электронной почте или принести идеи напрямую ответственному за местный план управления отходами.

Что важно сделать ДО написания местного плана управления отходами

Актуализируйте информацию, которая станет основой вашего плана

Определите существующую в общине инфраструктуру управления отходами, ее состояние и мощности объектов, выявите основные источники образования разных типов отходов, их объемы.

К обсуждению будущего плана приобщайте жителей

Люди могут выдвигать претензии к действующей системе управления отходами, идеи и пожелания по поводу нового плана, могут поделиться данными, которых муниципалитету ранее не хватало для разработки документа. Полезной будет и информация о проектах в сфере управления отходами (в том числе общественных инициативах), которые могут или уже реализуются в общине и могут быть закреплены в местном плане, а следовательно, поддерживаться местными властями.

Учитывая мнения жителей общины, открыто обсуждая с ними проблему отходов, муниципалитет тем самым повышает доверие к запланированным действиям в управлении отходами, а после утверждения плана получит поддержку со стороны общественности.

Общественные слушания можно начинать уже с проектом местного плана управления отходами и готовым отчетом о стратегической экологической оценке (СЭО) этого плана. Последний, кстати, рекомендую проводить параллельно с разработкой проекта плана. По результатам СЕО вы сможете доработать план, чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить негативные последствия для окружающей среды и здоровья жителей от реализации некоторых мероприятий, например, размещение полигонов.

Проект плана и отчет СЕО следует опубликовать на сайте муниципалитета и в Едином реестре стратегической экологической оценки.

В процессе выполнения плана проверяйте, насколько корректно и вовремя выполняются указанные в документе мероприятия, действительно ли эти действия ведут к уменьшению отходов и их предотвращению.

Ежегодно орган местного самоуправления должен представлять отчет о ходе выполнения местных планов в части достижения локальных целевых показателей. Информация должна быть доступна жителям, поэтому опять-таки целесообразно размещать все на официальном сайте и в соцсетях органа местного самоуправления.

Что описывать в плане

В помощь муниципалитетам есть детальный порядок разработки, согласования и утверждения местных планов управления отходами. Мы же пройдемся ключевой составляющей документа.

Введение

В начале указываются нормативно правовые акты и программные документы национального и регионального уровня, для выполнения которых и разрабатывается местный план управления отходами. Также в этой главе формулируется основная цель местного плана.

Основная часть

Это фактически анализ текущего состояния сферы управления с отходами, где:

  • общая характеристика управления отходами в общине и текущая ситуация с отходами разных типов;
  • места удаленияя отходов, места их размещения и основные характеристики;
  • имеющиеся и предусмотренные региональным планом управления отходами объекты обработки отходов в пределах этой территориальной общины, места их расположения, основные характеристики как на территории общины, так и за ее пределами;
  • перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих операции по управлению отходами, направления их деятельности, техническое оснащение;
  • анализ эффективности существующей системы управления отходами

Вывод

В заключение даются ожидаемые результаты, то есть к чему стремится община и что хочет создать для эффективного управления отходами.

Подобно региональному, местный план должен включать меры по управлению всеми возможными разновидностями отходов.

К ним относятся:

  • бытовые отходы;
  • опасные (отдельно отмечаются отработанные нефтепродукты, отходы, содержащие стойкие органические загрязнители, ртуть, а также отходы, содержащие полихлорированные дифенилы/полихлорированные терфенилы);
  • промышленные отходы (добывающей промышленности, строительства и сноса);
  • растительные отходы сельского хозяйства и лесного хозяйства,
  • отходы пищевой промышленности, древесные отходы, биоотходы;
  • отходы упаковки;
  • электрического и электронного оборудования;
  • отходы батарей и аккумуляторов;
  • медицинские отходы;
  • отходы транспортных средств, срок эксплуатации которых истек;
  • осадки сточных вод коммунальных очистных сооружений;
  • Биологически разлагаемые отходы.

Чем здесь показано максимальное разнообразие отходов? Это важно для того, чтобы увидеть общую картину: каких отходов, сколько и где именно образуется больше, как спланирована нынешняя логистика сбора и вывоза отходов. Возможно, на этом этапе есть определенные проблемы и должны вмешаться местные власти или соответствующие контролирующие органы.

Важно проверить действующие объекты для управления отходами

И тут уж точно придется решить вопросы с полигонами: которые следует закрыть и рекультивировать, потому что они не отвечают санитарным требованиям, а которые могут работать, но подлежат реконструкции, установке нового оборудования и т.д. но этот вопрос будет решаться на уровне регионального плана, поэтому в местном плане следует продублировать те проектные решения, которые заложены в региональном плане (к которому следует присоединяться всем территориальным общинам на этапе разработки).

Региональные планы управления отходами должны основываться на кластерных системах. Что это значит?

Инфраструктура достаточно дорогая, поэтому для рационального использования средств лучше поделить ее на кластеры. Такой подход должен оптимизировать расходы по транспортировке и захоронению отходов.

В Методических рекомендациях Минокружение описывает критерии, по которым определяют границы кластеров. В частности есть критерий населения, где один кластер охватывает от 150 тысяч жителей, а если меньше, тогда нет смысла в отдельном кластере. Если муниципалитет рассматривает возможность создания или существования полигона для захоронения бытовых отходов, то целесообразно выделить кластер вокруг регионального полигона.

Основным вызовом для общин остается наличие актуальных данных об объемах отходов

К примеру, отходы электрического и электронного оборудования никогда особо не считались, как и отходы строительства, сноса, а ныне в условиях войны это касается и отходов разрушения. Это незаурядный челлендж, который сначала будет стоять перед теми, кто работает над региональным планом, а затем перейдет на местные планы.

Однако уже сейчас муниципалитеты могут собирать предварительные данные от производителей отходов. Обращайтесь в местные органы статистики, в департамент экологии и природные ресурсы областных администраций. Это позволит сделать базовые расчеты имеющихся и потенциальных объемов разных типов отходов, вести учет и отчетность по отходам в определенных населенных пунктах и ​​вместе с тем определить потребность в той или иной инфраструктуре для управления отходами, рассчитать ориентировочную смету и возможности финансирования этих объектов. В дальнейшем вам будет проще сформировать реальный местный план управления отходами. И конечно, ориентируйтесь на Национальный план управления отходами и региональный план вашей области.

Больше об управлении отходами в общинах читайте в секторальной рубрике портала Децентрализация.

Проект «Города Ноль Отходов в Украине» софинансируется Европейским Союзом. Мнения и мнения, высказанные в этой публикации, принадлежат исключительно автору(ам) и не обязательно отражают взгляды Европейского Союза или CINEA. Ни Европейский Союз, ни орган, предоставивший финансирование, не несут за них ответственности.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу