Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как общинам эффективно взаимодействовать с ЕС?

Новое

11.03.2025 9 0 0

Основное с первого дня курса "Евроинтеграция: влияние и возможности общин" от инициативы Сities4Сities и шведско-украинской Программы Polaris "Поддержка многоуровневого управления в Украине".

Основы административного устройства стран-членов ЕС относятся к компетенциям стран-членов и никак не регулируются Европейским союзом. Разные страны ЕС имеют разный уровень децентрализации и разное распределение полномочий между разными уровнями власти. Так, во Франции централизованная модель административного устройства из более 36 000 общин, имеющих достаточно ограниченные полномочия.

В то же время Швеция и большинство стран Восточной Европы, которые проходили через процесс либерализации, значительно более децентрализованы с сильным местным самоуправлением на местном и региональном уровне.

После получения Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС в июне 2022 г. начался политический диалог между Европейским союзом и правительством Украины, а также процесс приближения законодательства Украины к требованиям ЕС.

Казалось бы, почему вообще говорить о местном самоуправлении в контексте евроинтеграции, если большинство вопросов евроинтеграции решаются именно на уровне центральной власти?

Роль местного самоуправления в ЕС

Во первых, 70% законодательства ЕС оказывает прямое влияние на местное самоуправление. Чем больше страна децентрализована, тем больше это влияние. Если страна в процессе евроинтеграции берет на себя определенные обязательства, а затем не может их выполнить, это может привести к штрафным санкциям или недополучению средств от Евросоюза, что приведет к значительному негативному эффекту для страны в целом. Некоторые обязательства носят не только административный характер, но и являются финансово затратными. Так, по подсчетам Европейского Комитета Регионов, 8 из 10 евро на реализацию Зеленого соглашения, направленного на уменьшение выбросов углерода на европейском континенте, тратятся именно на местном уровне.

Во-вторых, общины являются важным реципиентом средств из фондов ЕС и от их способности реализовывать проекты зависит количество выделяемого в целом европейского финансирования. Способность общинами реализовывать проекты зависит от многих факторов, таких как наличие квалифицированных проектных менеджеров, средств для софинансирования проектов, согласованности местных стратегий с региональными и национальными и т.д. Способность общин реализовывать проекты не всегда зависит от самих общин. Во многих случаях местное самоуправление в странах-членах или в странах-кандидатах нуждается в вспомогательной инфраструктуре на центральном или региональном уровне и зависит напрямую от эффективности сотрудничества между национальным, региональным и местным уровнем власти.

Как на практике работает многоуровневое управление в ЕС

В целом можно сказать, что принципы субсидиарности и многоуровневого управления являются основополагающими в функционировании ЕС.

Суть многоуровневого управления состоит в признании компетенций, совместной ответственности и сотрудничества между различными уровнями власти (ЕС, странами-членами, федеральным, региональным и местным уровнем) в процессе принятия решений, их имплементации и оценке. Этот подход не является декларативным, но находит отклик как в структуре институтов ЕС, так и процедур, используемых для принятия решений. Более того, этот принцип применяется не только к тому, как принимаются решения на уровне ЕС, но и в самих странах-членах.

Именно поэтому, даже если в некоторых странах ЕС ключевую роль в диалоге с ЕС играет правительство, оно непременно привлекает местное самоуправление во внутренние консультации по тем или иным вопросам, касающимся местного развития. Да, делегирование представителей местного самоуправления в Комитет регионов, который является основным голосом местного самоуправления в ЕС, от имени государства осуществляет правительство, но предлагают делегатов именно органы местного самоуправления. Важно отметить, что делегированные представители Комитета регионов имеют равные права и статус, независимо от того, представляют ли они маленькую общину на 500 жителей или город миллионник. Комитет регионов в целом является важным политическим лифтом для представителей малых общин, которые таким образом могут быть услышаны на уровне ЕС.

Это же касается и созданных при Комитете регионов совместных консультационных комитетов со странами-кандидатами на членство в ЕС. Сейчас таких три со странами Юго-Восточной Европы, но ожидается, что совместный консультационный комитет в скором времени будет создан и с Украиной. В случае Черногории делегирование членов консультативного комитета осуществляется вообще национальной ассоциацией местного самоуправления, что позволяет комитету более эффективно работать и отстаивать интересы местных властей.

Кроме того, привычной практикой для ЕС является включение местного самоуправления в мониторинговые комитеты региональных программ Европейского союза напрямую или через ассоциации. Это касается как доступных Украине сегодня программ трансграничного, регионального и транснационального сотрудничества, так и специальных программм, которые создаются в рамках структурных фондов ЕС или инструментов предвсупа (для Украины таким инструментом хоть и несколько измененном виде является Украинский план (Ukraine Facility).

Важность ассоциаций местного самоуправления в отстаивании интересов общин предусмотрена Европейской хартией местного самоуправления, являющейся указателем для европейской политики. В соответствии с этим основополагающим документом, органы местного самоуправления имеют право объединяться в ассоциации для защиты своих интересов в принятии решений как на национальном, так и на европейском уровне, заниматься международным сотрудничеством и быть членом международных ассоциаций местного самоуправления. Поэтому большинство стран-членов представлены в Брюсселе не только дипломатическими представительствами, но и офисами местного самоуправления, которые активно следят за процессами, лоббируют решения и сотрудничают с институтами ЕС.

Как украинские общины могут уже сегодня взаимодействовать с институтами ЕС

Есть три возможных пути диалога между общинами и ЕС, и каждый из них важен.

Во первых, это работа ассоциаций местного самоуправления с Европейскими институтами, в первую очередь – с Еврокомиссией и Комитетом регионов.

Во-вторых, это координация усилий местного самоуправления с правительством Украины в его диалоге с европейскими институциями и в процессе евроинтеграции.

В третьих, это коммуникация через участие в мероприятиях, программах Европейского союза, которые направлены именно на диалог с общинами. В частности, стоит упомянуть лишь несколько ближайших возможностей, которые будут полезны именно для украинских общин:

  • День расширения ЕС 2025, ежегодно обсуждающий вызовы евроинтеграции для стран-кандидатов в Комитете регионов.
  • Программа стажировки для молодых избранных политиков местного самоуправления при Комитете регионов (YEP), которая предоставляет молодым политикам с местного уровня наладить важные контакты с представителями европейских институтов и увидеть
  • Разнообразные конкурсы и статусы для городов. К примеру, в прошлом году городской голова Киева Виталий Кличко был номинирован на премию имени Павла Адамовича.

Еще можно зарегистрироваться на курс от Cities4Cities "Евроинтеграция: влияние и возможности общин". Он придаст уверенности в этой теме всем, кто участвует в событиях европейского уровня, и поможет более качественно вести переговоры с международными партнерами и четче формулировать свои приоритеты развития на ближайшие годы. Курс создан при поддержке флагманской программы Швеции для Украины Polaris "Поддержка многоуровневого управления в Украине".

Cities4Cities | United4Ukraine — партнерские инициативы, объединившие усилия в сентябре 2022 года. Cities4Cities был основан немецким городом Зиндельфинген под патронатом Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. United4Ukraine начали SALAR International и город Львов при поддержке Шведского агентства по международному сотрудничеству и развитию (Sida). С 2024 года Cities4Cities United4Ukraine является частью флагманской программы Швеции для Украины Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине».

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу