Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Изменения от Минфина – 2021: что нужно знать

29.12.2020 24181 0 1

В течение 2020 года Минфин внес ряд изменений в действующие нормативные документы, которые вступили в силу с 01.01.21 г., а также опубликовал на своем официальном веб-сайте несколько проектов приказов. Рассмотрим их подробнее.


Увеличение стоимостного критерия для основных средств

Законом от 16.01.20 г. № 466-IX в пп. 14.1.138 Налогового кодекса (далее – НК) внесены изменения в стоимостный критерий для определения основных средств (далее – ОС). Таким образом, критерий, который равнялся 6 тыс. грн, теперь составляет 20 тыс. грн. Однако эти изменения касаются частного сектора экономики.

Госсектор в определении актива как ОС руководствуется положениями НП(С)БУГС 121 «Основные средства» и Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), где этот критерий в настоящее время не изменился.

В соответствии с приказом Минфина от 20.07.20 г. № 432 (вступил в силу с 01.01.21 г.) из НП(С)БУГС 121 исключена информация о том, что субъекты госсектора причисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без НДС), которая не превышает 6 000 грн, и со сроком использования не более года.

Впрочем, на официальном сайте Минфина еще 10.06.20 г. размещен проект приказа «О внесении изменений в Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора», которым планируется изменить стоимостный критерий с 6 тыс. грн на 20 тыс. грн, что будет удовлетворять нормам пп. 14.1.138 НК.

Поэтому будем ожидать утверждения этого проекта, а в настоящее время Минфин в своих письмах от 05.10.20 г. № 41020-01-2/30481 предоставил рекомендации относительно бухучета ОС с 01.01.21 г. Однако информации о стоимостном критерии там, к сожалению, нет, есть лишь разъяснение, что методы, способы и процедуры признания актива ОС в пределах главного распорядителя средств должны быть едины и соответствовать требованиям НП(С)БУГС и что при внесении изменений в учетную оценку, которая может пересматриваться в случае изменения обстоятельств, на которых она базировалась, или получения дополнительной информации о наступлении определенного события, следует внести изменения в распорядительный документ об учетной политике бюджетного учреждения.

Таким образом, на сегодня из НП(С)БУГС 121 стоимостный критерий изъят, а из Методрекомендаций № 11 – нет. А поскольку методы, способы и процедуры признания актива ОС в пределах главного распорядителя средств должны быть едины и соответствовать требованиям НП(С)БУГС, можно уже в настоящий момент внести изменения в учетную политику по согласованию с главным распорядителем и установить стоимостный критерий согласно пп. 14.1.138 НК. Еще один вариант – дождаться принятия вышеуказанного проекта приказа и затем внести изменения в учетную политику, обязательно согласовав их с главным распорядителем средств.

Изменения в формах мемориальных ордеров и утверждение еще одного учетного регистра

На официальном сайте Минфина опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Минфина Украины от 08 сентября 2017 года № 755», которым планируется:

1) изменить название «Свода накопительных ведомостей» на «Накопительная ведомость»;

2) добавить еще один учетный регистр – Оборотную ведомость, которая будет применяться для аналитического учета запасов и сверки данных складского и бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Оборотная ведомость открывается на год и составляется ежемесячно на основании данных бухучета по каждой группе аналитических счетов, которые объединены соответствующим синтетическим счетом, в количественном и стоимостном отражении. По каждому субсчету выводятся общие суммовые итоги, которые должны соответствовать показателям синтетического учета.

Оборотная ведомость может открываться на основании первичных документов о поступлении и расходовании запасов. В ней ведется учет запасов по каждому наименованию или однородной группе (виду) запасов в разрезе субсчетов (аналитических счетов) и материально ответственных лиц;

3) изложить в новой редакции мемориальные ордера № 11 «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания», № 11-авт «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания», № 12 «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания», № 12-авт «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания», утвержденные приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755.

В проекте приказа указано, что приказ вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее дня опубликования. Поэтому ожидаем его официального опубликования и только потом вносим изменения в учетные регистры, которые учреждение использует в бухучете.

Изменения в бюджетную отчетность

На официальном сайте Минфина опубликован проект приказа «Об утверждении Изменений в Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования». Этим проектом, в частности, планируется:

1) внести изменения в сам Порядок (подробнее мы рассмотрим их после официального опубликования данного документа);

2) изложить в новой редакции приложения 1–7 и 9, 18:

  • Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м);
  • Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (форма № 4-1д, № 4-1м);
  • Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м);
  • Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (форма № 4-3д, № 4-3м);
  • Отчет о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (форма № 4-4д);
  • Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (кредиты (займы) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций) (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1);
  • Отчет о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м);
  • Отчет об исполнении бюджета (сметы) Фонда (приложение 9);
  • Справка о направлении ассигнований распорядителям бюджетных средств, которые подчинены другим главным распорядителям бюджетных средств (приложение 18);

3) исключить приложения 12–14, 19 и 20, то есть больше их не составляем;

4) изменить название приложения 17 на следующее: «Справка о направлении фактических объемов собственных поступлений с учетом остатков на начало года, которые превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете)».

В проекте приказа указано, что он вступает в силу с 1 января 2021 года, кроме пп. 5 п. 3, пп. 2 п. 5, которые вступают в силу со дня официального опубликования. То есть, скорее всего, отчитываться за январь 2021 года мы уже будем по новым формам.

Изменения в Инструкции № 333

Приказом Минфина от 27.10.20 г. № 636 внесены изменения в Инструкцию относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденную приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333. Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года.

Изменения в целом не существенны, но они были очень нужны.

Итак, добавлен еще один КЭКР 2113 «Судейское вознаграждение». Расходы по этому коду осуществляются на выплату:

  • судейского вознаграждения по установленным должностным окладам; надбавки за выслугу лет; доплаты за пребывание на административной должности в суде, доплаты за ученую степень, доплаты за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне;
  • помощи на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления ежегодного отпуска;
  • выходного пособия в случае выхода в отставку.

Другие изменения Инструкции № 333 для удобства приведем в таблице с указанием пункта, который дополнен или изложен в новой редакции.

Изменения, внесенные в Инструкцию № 333


п/п

КЭКР

Норма

Суть изменений

1

2

3

4

1

2210

Пп. 4 пп. 2.2.1

В настоящее время сформулирован следующим образом: приобретение аптечек и их пополнение (в т. ч. дорожных), лекарственных средств, изделий медназначения, если учреждение (организация) не имеет медкабинета или пункта, и для использования медицинскими учебными заведениями в учебном процессе.

Таким образом, наконец вопрос, как покупать лекарственные средства и другие медизделия заведениям (учреждениям), не имеющим медицинского кабинета, который остро стоял в течение нескольких лет, закрыт

Пп. 8 пп. 2.2.1

Изложен в такой редакции: приобретение комплектующих изделий и деталей для ремонта всех видов производственного и непроизводственного оборудования; расходных и других материалов к компьютерной технике и оргтехнике (кабельных коробов-кабелеводов, монтажных и коммутационных панелей, розеток, коннекторов-соединителей, накопителей информации, картриджей, тонеров и т. п.); сетевого оборудования (патч-панелей, коннекторов, разъединителей, шкафов и т. п.).

Из этого подпункта исключено лишь одно слово «пассивного», а как облегчена жизнь. Поэтому отныне можно предусматривать закупки всех видов сетевого оборудования, а не только пассивного, в соответствии с этим подпунктом

Пп. 9 пп. 2.2.1

В настоящее время звучит следующим образом: приобретение воды, минеральной воды (кроме минеральной воды для лечебных целей); табачных изделий (если такое приобретение предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами).

В этом подпункте также небольшие изменения, но согласно им можно закупать не только папиросы, как это было ранее, а в целом табачные изделия

Пп. 10 пп. 2.2.1

Изложен в следующей редакции: приобретение реактивов, химикатов, биопрепаратов, семян, удобрений и т. п. (в т. ч. для научно-исследовательских работ, научных целей, лабораторных исследований (испытаний) и учебного процесса), продуктов питания в целях использования в учебном процессе.

Таким образом, начиная с января этого года мы наконец имеем право по коду 2200 закупать продукты, которые используются в учебном процессе, без каких-либо дополнительных разъяснений от Казначейства или Минфина

2

2230

Пп. 1 пп. 2.2.3

В настоящее время прописан следующим образом: приобретение продуктов питания и/или оплата услуг по питанию для лечебно-профилактических заведений, домов-интернатов, заведений образования и других учреждений (организаций) согласно законодательству.

Обобщен перечень учреждений, которые покупают продукты или услуги по питанию по этому коду

3

2240

Пп. 1 пп. 2.2.4

Теперь по этому КЭКР можно планировать оплату услуг сторонних специалистов, причем не только тех, которые являются юрлицами и субъектами хозяйствования, но и физлиц-предпринимателей

Абзац седьмой
пп. 1 пп. 2.2.4

Ранее этот вид услуги назывался «закупка переплетных работ», что не очень соответствовало названию самого КЭКР, в настоящий момент название услуги приведено в соответствие с действующим законодательством – за переплетные услуги

   

Абзац девятый пп. 1 пп. 2.2.4

Из этого подпункта изъяты админуслуги, на которые осуществлялись расходы ранее, они перенесены в КЭКР 2800 (см. далее), а по этому коду на сегодня разрешено приобретать услуги, которые предоставляются в случае приобретения жилья (услуги нотариуса, по регистрации договора купли-продажи в бюро технической инвентаризации, брокерские и т. п.)

Абзац десятый пп. 1 пп. 2.2.4

Расширен перечень расходов. В частности, оплату услуг, которые предоставляются в сфере управления государственным долгом, государственными деривативами, и оплату услуг по открытию и обслуживанию счетов в ценных бумагах также следует осуществлять по КЭКР 2240

Абзац
двенадцатый
пп. 1 пп. 2.2.4

Изложен в следующей редакции: оплата услуг и возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной правовой помощи, в соответствии с законодательством (Закон от 02.06.11 г. № 3460-VI «О бесплатной правовой помощи»)

Абзац
тринадцатый
пп. 1 пп. 2.2.4

Расширен перечень расходов по этому виду услуг по разработке эскизов (эмблем, ведомственных отличий и т. п.), разработке дизайна информационных стоек, президиумов, сцены, других временных сооружений

Пп. 5 пп. 2.2.4

По данному КЭКР исключены некоторые админуслуги, остались только следующие:

– оплата транспортных услуг (в т. ч. компенсация соответствующих расходов работникам заграничных дипломатических учреждений Украины в соответствии с законодательством), кроме расходов по найму транспорта для строительных работ и капремонта зданий, которые относятся к капитальному строительству и капремонту;

– проведение экспертной оценки транспортных средств, технического осмотра транспортного средства, обучения на курсах водителей, медосмотра водителей (в т. ч. транспортных средств специального назначения);

– оплата услуг, непосредственно связанных с приобретением материалов (в т. ч. их отгрузка, подача железнодорожных вагонов, простой под загрузкой и разгрузкой и т. п.), если стоимость таких услуг не включена в цену товара

Абзац четвертый пп. 12
пп. 2.2.4

Этот подпункт дополнен новым перечнем расходов: продление срока гарантийного обслуживания оборудования, техобслуживание и ремонт офисной техники

Абзац пятый
пп. 12 пп. 2.2.4

Расходы, которые осуществляются по данному КЭКР, расширены. Отныне мы осуществляем расходы не только в течение срока поддержки или послегарантийного обслуживания программного обеспечения, но и систем баз данных

Пп. 14
пп. 2.2.4

Уточнен перечень расходов, которые осуществляются по данному КЭКР:

– оплата услуг по обращению с отходами, в т. ч. биоотходами, отходами с содержанием драгоценных металлов или вредных веществ и т. п. (кроме услуг, относящихся к коммунальным)

Пп. 20
пп. 2.2.4

Расширен перечень расходов, которые учреждения оплачивают по данному КЭКР:

– оплата (возмещение) расходов экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей и потерпевших, которые привлекаются органами досудебного расследования, органами прокуратуры, судом или органами, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях;

– оплата других услуг (вознаграждения) экспертов, специалистов, переводчиков;

– оплата услуг по доставке умерших на судебно-медицинскую экспертизу

Пп. 32
пп. 2.2.4

Добавлен новый подпункт, в соответствии с которым расходы на оплату услуг за проведение аккредитационной процедуры осуществляются по КЭКР 2240

Пп. 33
пп. 2.2.4

Расходы на выплату вознаграждения за организацию и проведение тендеров в интересах заказчиков согласно законодательству проводятся по КЭКР 2240

4

2260

Пп. 5
пп. 2.2.6

По данному КЭКР расширен круг расходов и мероприятий спецназначения, в частности приобретение и сопровождение автоматизированной системы спецназначения и т. п.

5

2274

Пп. 2.2.7.4

Изложен в следующей редакции: плата за природный газ, включая оплату услуг по распределению природного газа, хранение, поставку и транспортировку (в т. ч. оплата мощности); оплата сжиженного (баллонного) газа

6

2282

Пп. 11
пп. 2.2.8.2

Данный подпункт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства и изложен в следующей редакции: расходы заведений профессионального предвысшего и высшего образования в соответствии с нормативно-правовыми актами

7

2600

П. 2.4

Текущие трансферты в виде грантов теперь могут предоставляться юридическим и физическим лицам

8

2610

Пп. 7
пп. 2.4.1

Расширен перечень субсидий и текущих трансфертов, которые предоставляются предприятиям (учреждениям, организациям). В частности, по данному КЭКР теперь могут предоставляться гранты на бесплатной и безвозвратной основе для реализации проектов

9

2730

Пп. 16 пп. 2.5.3

Настоящий подпункт приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Поэтому по КЭКР 2730 проводятся расходы на льготный проезд студентов заведений профессионального предвысшего и высшего образования, учащихся заведений профессионального (профессионально-технического) образования

Пп. 19 пп. 2.5.3

Уточнен перечень видов помощи, которые выплачиваются соответствующим категориям граждан

10

2800

Пп. 4 п. 2.6

Дополнен перечень расходов, которые осуществляются по КЭКР 2800:

– приобретение патента и плата за продление срока его действия;

– плата за получение лицензий и аккредитацию (сертификат) в соответствии с законодательством;

– выплата роялти (плата (вознаграждение) за использование или предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности)

Пп. 9 п. 2.6

– возмещение морального вреда и имущественного ущерба юридическим и физическим лицам согласно решению суда и судебных расходов

Пп. 13 п. 2.6

– оплата расходов исполнительного производства

Пп. 14 п. 2.6

– выплаты по государственным деривативам и расходы, связанные с осуществлением сделок с государственными деривативами, в т. ч. уплата комиссионных сборов;

– комиссионного вознаграждения банку при покупке, обмене (конвертации) валютных средств и комиссионных расходов банков-корреспондентов;

– штрафов;

– сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время осуществления операций по покупке инвалюты, оплата которых связана с осуществлением платежей по государственным деривативам

11

3110

Пп. 10 пп. 3.1.1

Исключено слово «активного» сетевого и телекоммуникационного оборудования. Поэтому отныне можно планировать закупку по этому коду как активного, так и пассивного сетевого и телекоммуникационного оборудования

12

3160

Пп. 3.1.6

Из этого подпункта исключены расходы, которые признаются роялти без учета того, какие нематериальные активы будут приобретаться. Расходы, которые признаются роялти, по этому коду не осуществляются

13

3210

Пп. 3 пп. 3.2.1

Этот подпункт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства. В частности, указано, что капитальные расходы осуществляются заведениями профессионального предвысшего и высшего образования, научными учреждениями согласно нормативно-правовым актам

Ознакомиться с нормами обновленной Инструкции № 333 вы можете ниже.

Изменения в Инструкцию № 333.doc
Скачать
Інструкція № 333.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы