Изменения от Минфина – 2021: что нужно знать
В течение 2020 года Минфин внес ряд изменений в действующие нормативные документы, которые вступили в силу с 01.01.21 г., а также опубликовал на своем официальном веб-сайте несколько проектов приказов. Рассмотрим их подробнее.
Увеличение стоимостного критерия для основных средств
Законом от 16.01.20 г. № 466-IX в пп. 14.1.138 Налогового кодекса (далее – НК) внесены изменения в стоимостный критерий для определения основных средств (далее – ОС). Таким образом, критерий, который равнялся 6 тыс. грн, теперь составляет 20 тыс. грн. Однако эти изменения касаются частного сектора экономики.
Госсектор в определении актива как ОС руководствуется положениями НП(С)БУГС 121 «Основные средства» и Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11), где этот критерий в настоящее время не изменился.
В соответствии с приказом Минфина от 20.07.20 г. № 432 (вступил в силу с 01.01.21 г.) из НП(С)БУГС 121 исключена информация о том, что субъекты госсектора причисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без НДС), которая не превышает 6 000 грн, и со сроком использования не более года.
Впрочем, на официальном сайте Минфина еще 10.06.20 г. размещен проект приказа «О внесении изменений в Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора», которым планируется изменить стоимостный критерий с 6 тыс. грн на 20 тыс. грн, что будет удовлетворять нормам пп. 14.1.138 НК.
Поэтому будем ожидать утверждения этого проекта, а в настоящее время Минфин в своих письмах от 05.10.20 г. № 41020-01-2/30481 предоставил рекомендации относительно бухучета ОС с 01.01.21 г. Однако информации о стоимостном критерии там, к сожалению, нет, есть лишь разъяснение, что методы, способы и процедуры признания актива ОС в пределах главного распорядителя средств должны быть едины и соответствовать требованиям НП(С)БУГС и что при внесении изменений в учетную оценку, которая может пересматриваться в случае изменения обстоятельств, на которых она базировалась, или получения дополнительной информации о наступлении определенного события, следует внести изменения в распорядительный документ об учетной политике бюджетного учреждения.
Таким образом, на сегодня из НП(С)БУГС 121 стоимостный критерий изъят, а из Методрекомендаций № 11 – нет. А поскольку методы, способы и процедуры признания актива ОС в пределах главного распорядителя средств должны быть едины и соответствовать требованиям НП(С)БУГС, можно уже в настоящий момент внести изменения в учетную политику по согласованию с главным распорядителем и установить стоимостный критерий согласно пп. 14.1.138 НК. Еще один вариант – дождаться принятия вышеуказанного проекта приказа и затем внести изменения в учетную политику, обязательно согласовав их с главным распорядителем средств. |
Изменения в формах мемориальных ордеров и утверждение еще одного учетного регистра
На официальном сайте Минфина опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Минфина Украины от 08 сентября 2017 года № 755», которым планируется:
1) изменить название «Свода накопительных ведомостей» на «Накопительная ведомость»;
2) добавить еще один учетный регистр – Оборотную ведомость, которая будет применяться для аналитического учета запасов и сверки данных складского и бухгалтерского учета.
Обратите внимание! Оборотная ведомость открывается на год и составляется ежемесячно на основании данных бухучета по каждой группе аналитических счетов, которые объединены соответствующим синтетическим счетом, в количественном и стоимостном отражении. По каждому субсчету выводятся общие суммовые итоги, которые должны соответствовать показателям синтетического учета. |
Оборотная ведомость может открываться на основании первичных документов о поступлении и расходовании запасов. В ней ведется учет запасов по каждому наименованию или однородной группе (виду) запасов в разрезе субсчетов (аналитических счетов) и материально ответственных лиц;
3) изложить в новой редакции мемориальные ордера № 11 «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания», № 11-авт «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания», № 12 «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания», № 12-авт «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания», утвержденные приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755.
В проекте приказа указано, что приказ вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее дня опубликования. Поэтому ожидаем его официального опубликования и только потом вносим изменения в учетные регистры, которые учреждение использует в бухучете.
Изменения в бюджетную отчетность
На официальном сайте Минфина опубликован проект приказа «Об утверждении Изменений в Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования». Этим проектом, в частности, планируется:
1) внести изменения в сам Порядок (подробнее мы рассмотрим их после официального опубликования данного документа);
2) изложить в новой редакции приложения 1–7 и 9, 18:
- Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м);
- Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (форма № 4-1д, № 4-1м);
- Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м);
- Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (форма № 4-3д, № 4-3м);
- Отчет о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (форма № 4-4д);
- Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (кредиты (займы) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций) (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1);
- Отчет о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м);
- Отчет об исполнении бюджета (сметы) Фонда (приложение 9);
- Справка о направлении ассигнований распорядителям бюджетных средств, которые подчинены другим главным распорядителям бюджетных средств (приложение 18);
3) исключить приложения 12–14, 19 и 20, то есть больше их не составляем;
4) изменить название приложения 17 на следующее: «Справка о направлении фактических объемов собственных поступлений с учетом остатков на начало года, которые превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете)».
В проекте приказа указано, что он вступает в силу с 1 января 2021 года, кроме пп. 5 п. 3, пп. 2 п. 5, которые вступают в силу со дня официального опубликования. То есть, скорее всего, отчитываться за январь 2021 года мы уже будем по новым формам.
Изменения в Инструкции № 333
Приказом Минфина от 27.10.20 г. № 636 внесены изменения в Инструкцию относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденную приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333. Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Изменения в целом не существенны, но они были очень нужны.
Итак, добавлен еще один КЭКР 2113 «Судейское вознаграждение». Расходы по этому коду осуществляются на выплату:
- судейского вознаграждения по установленным должностным окладам; надбавки за выслугу лет; доплаты за пребывание на административной должности в суде, доплаты за ученую степень, доплаты за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне;
- помощи на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления ежегодного отпуска;
- выходного пособия в случае выхода в отставку.
Другие изменения Инструкции № 333 для удобства приведем в таблице с указанием пункта, который дополнен или изложен в новой редакции.
Изменения, внесенные в Инструкцию № 333
№ |
КЭКР |
Норма |
Суть изменений |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2210 |
Пп. 4 пп. 2.2.1 |
В настоящее время сформулирован следующим образом: приобретение аптечек и их пополнение (в т. ч. дорожных), лекарственных средств, изделий медназначения, если учреждение (организация) не имеет медкабинета или пункта, и для использования медицинскими учебными заведениями в учебном процессе. Таким образом, наконец вопрос, как покупать лекарственные средства и другие медизделия заведениям (учреждениям), не имеющим медицинского кабинета, который остро стоял в течение нескольких лет, закрыт |
Пп. 8 пп. 2.2.1 |
Изложен в такой редакции: приобретение комплектующих изделий и деталей для ремонта всех видов производственного и непроизводственного оборудования; расходных и других материалов к компьютерной технике и оргтехнике (кабельных коробов-кабелеводов, монтажных и коммутационных панелей, розеток, коннекторов-соединителей, накопителей информации, картриджей, тонеров и т. п.); сетевого оборудования (патч-панелей, коннекторов, разъединителей, шкафов и т. п.). Из этого подпункта исключено лишь одно слово «пассивного», а как облегчена жизнь. Поэтому отныне можно предусматривать закупки всех видов сетевого оборудования, а не только пассивного, в соответствии с этим подпунктом |
||
Пп. 9 пп. 2.2.1 |
В настоящее время звучит следующим образом: приобретение воды, минеральной воды (кроме минеральной воды для лечебных целей); табачных изделий (если такое приобретение предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами). В этом подпункте также небольшие изменения, но согласно им можно закупать не только папиросы, как это было ранее, а в целом табачные изделия |
||
Пп. 10 пп. 2.2.1 |
Изложен в следующей редакции: приобретение реактивов, химикатов, биопрепаратов, семян, удобрений и т. п. (в т. ч. для научно-исследовательских работ, научных целей, лабораторных исследований (испытаний) и учебного процесса), продуктов питания в целях использования в учебном процессе. Таким образом, начиная с января этого года мы наконец имеем право по коду 2200 закупать продукты, которые используются в учебном процессе, без каких-либо дополнительных разъяснений от Казначейства или Минфина |
||
2 |
2230 |
Пп. 1 пп. 2.2.3 |
В настоящее время прописан следующим образом: приобретение продуктов питания и/или оплата услуг по питанию для лечебно-профилактических заведений, домов-интернатов, заведений образования и других учреждений (организаций) согласно законодательству. Обобщен перечень учреждений, которые покупают продукты или услуги по питанию по этому коду |
3 |
2240 |
Пп. 1 пп. 2.2.4 |
Теперь по этому КЭКР можно планировать оплату услуг сторонних специалистов, причем не только тех, которые являются юрлицами и субъектами хозяйствования, но и физлиц-предпринимателей |
Абзац седьмой |
Ранее этот вид услуги назывался «закупка переплетных работ», что не очень соответствовало названию самого КЭКР, в настоящий момент название услуги приведено в соответствие с действующим законодательством – за переплетные услуги |
||
Абзац девятый пп. 1 пп. 2.2.4 |
Из этого подпункта изъяты админуслуги, на которые осуществлялись расходы ранее, они перенесены в КЭКР 2800 (см. далее), а по этому коду на сегодня разрешено приобретать услуги, которые предоставляются в случае приобретения жилья (услуги нотариуса, по регистрации договора купли-продажи в бюро технической инвентаризации, брокерские и т. п.) |
||
Абзац десятый пп. 1 пп. 2.2.4 |
Расширен перечень расходов. В частности, оплату услуг, которые предоставляются в сфере управления государственным долгом, государственными деривативами, и оплату услуг по открытию и обслуживанию счетов в ценных бумагах также следует осуществлять по КЭКР 2240 |
||
Абзац |
Изложен в следующей редакции: оплата услуг и возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной правовой помощи, в соответствии с законодательством (Закон от 02.06.11 г. № 3460-VI «О бесплатной правовой помощи») |
||
Абзац |
Расширен перечень расходов по этому виду услуг по разработке эскизов (эмблем, ведомственных отличий и т. п.), разработке дизайна информационных стоек, президиумов, сцены, других временных сооружений |
||
Пп. 5 пп. 2.2.4 |
По данному КЭКР исключены некоторые админуслуги, остались только следующие: – оплата транспортных услуг (в т. ч. компенсация соответствующих расходов работникам заграничных дипломатических учреждений Украины в соответствии с законодательством), кроме расходов по найму транспорта для строительных работ и капремонта зданий, которые относятся к капитальному строительству и капремонту; – проведение экспертной оценки транспортных средств, технического осмотра транспортного средства, обучения на курсах водителей, медосмотра водителей (в т. ч. транспортных средств специального назначения); – оплата услуг, непосредственно связанных с приобретением материалов (в т. ч. их отгрузка, подача железнодорожных вагонов, простой под загрузкой и разгрузкой и т. п.), если стоимость таких услуг не включена в цену товара |
||
Абзац четвертый пп. 12 |
Этот подпункт дополнен новым перечнем расходов: продление срока гарантийного обслуживания оборудования, техобслуживание и ремонт офисной техники |
||
Абзац пятый |
Расходы, которые осуществляются по данному КЭКР, расширены. Отныне мы осуществляем расходы не только в течение срока поддержки или послегарантийного обслуживания программного обеспечения, но и систем баз данных |
||
Пп. 14 |
Уточнен перечень расходов, которые осуществляются по данному КЭКР: – оплата услуг по обращению с отходами, в т. ч. биоотходами, отходами с содержанием драгоценных металлов или вредных веществ и т. п. (кроме услуг, относящихся к коммунальным) |
||
Пп. 20 |
Расширен перечень расходов, которые учреждения оплачивают по данному КЭКР: – оплата (возмещение) расходов экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей и потерпевших, которые привлекаются органами досудебного расследования, органами прокуратуры, судом или органами, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях; – оплата других услуг (вознаграждения) экспертов, специалистов, переводчиков; – оплата услуг по доставке умерших на судебно-медицинскую экспертизу |
||
Пп. 32 |
Добавлен новый подпункт, в соответствии с которым расходы на оплату услуг за проведение аккредитационной процедуры осуществляются по КЭКР 2240 |
||
Пп. 33 |
Расходы на выплату вознаграждения за организацию и проведение тендеров в интересах заказчиков согласно законодательству проводятся по КЭКР 2240 |
||
4 |
2260 |
Пп. 5 |
По данному КЭКР расширен круг расходов и мероприятий спецназначения, в частности приобретение и сопровождение автоматизированной системы спецназначения и т. п. |
5 |
2274 |
Пп. 2.2.7.4 |
Изложен в следующей редакции: плата за природный газ, включая оплату услуг по распределению природного газа, хранение, поставку и транспортировку (в т. ч. оплата мощности); оплата сжиженного (баллонного) газа |
6 |
2282 |
Пп. 11 |
Данный подпункт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства и изложен в следующей редакции: расходы заведений профессионального предвысшего и высшего образования в соответствии с нормативно-правовыми актами |
7 |
2600 |
П. 2.4 |
Текущие трансферты в виде грантов теперь могут предоставляться юридическим и физическим лицам |
8 |
2610 |
Пп. 7 |
Расширен перечень субсидий и текущих трансфертов, которые предоставляются предприятиям (учреждениям, организациям). В частности, по данному КЭКР теперь могут предоставляться гранты на бесплатной и безвозвратной основе для реализации проектов |
9 |
2730 |
Пп. 16 пп. 2.5.3 |
Настоящий подпункт приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Поэтому по КЭКР 2730 проводятся расходы на льготный проезд студентов заведений профессионального предвысшего и высшего образования, учащихся заведений профессионального (профессионально-технического) образования |
Пп. 19 пп. 2.5.3 |
Уточнен перечень видов помощи, которые выплачиваются соответствующим категориям граждан |
||
10 |
2800 |
Пп. 4 п. 2.6 |
Дополнен перечень расходов, которые осуществляются по КЭКР 2800: – приобретение патента и плата за продление срока его действия; – плата за получение лицензий и аккредитацию (сертификат) в соответствии с законодательством; – выплата роялти (плата (вознаграждение) за использование или предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности) |
Пп. 9 п. 2.6 |
– возмещение морального вреда и имущественного ущерба юридическим и физическим лицам согласно решению суда и судебных расходов |
||
Пп. 13 п. 2.6 |
– оплата расходов исполнительного производства |
||
Пп. 14 п. 2.6 |
– выплаты по государственным деривативам и расходы, связанные с осуществлением сделок с государственными деривативами, в т. ч. уплата комиссионных сборов; – комиссионного вознаграждения банку при покупке, обмене (конвертации) валютных средств и комиссионных расходов банков-корреспондентов; – штрафов; – сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время осуществления операций по покупке инвалюты, оплата которых связана с осуществлением платежей по государственным деривативам |
||
11 |
3110 |
Пп. 10 пп. 3.1.1 |
Исключено слово «активного» сетевого и телекоммуникационного оборудования. Поэтому отныне можно планировать закупку по этому коду как активного, так и пассивного сетевого и телекоммуникационного оборудования |
12 |
3160 |
Пп. 3.1.6 |
Из этого подпункта исключены расходы, которые признаются роялти без учета того, какие нематериальные активы будут приобретаться. Расходы, которые признаются роялти, по этому коду не осуществляются |
13 |
3210 |
Пп. 3 пп. 3.2.1 |
Этот подпункт приведен в соответствие с нормами действующего законодательства. В частности, указано, что капитальные расходы осуществляются заведениями профессионального предвысшего и высшего образования, научными учреждениями согласно нормативно-правовым актам |
Ознакомиться с нормами обновленной Инструкции № 333 вы можете ниже.
Комментарии к материалу