Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Пополнение уставного капитала КП бюджетными средствами: учетные аспекты

06.04.2021 5211 1 4

Согласно решению городского совета уставный капитал коммунального предприятия (далее – УК, КП) был пополнен на сумму 3,2 млн грн средствами из бюджета по КЭКР 3210. За эти средства КП приобрело автогрейдер стоимостью 2 894 080 грн (в т. ч. сумма НДС – 482 347 грн). Срок эксплуатации автогрейдера – 9 лет. Когда и в какой сумме в КП отражается доход от такого целевого финансирования капитальных инвестиций: при приобретении или при эксплуатации автогрейдера? Как отразить такие операции в бухгалтерском и налоговом учете КП?


Поскольку взносы бюджетных средств в УК КП не классифицируются в учете как целевое финансирование капитальных инвестиций, то доход на протяжении срока полезного использования автогрейдера, приобретенного за средства таких взносов, не признается.

Разберем ситуацию детальнее.

Финансирование по КЭКР 3210

Согласно ст. 71 Бюджетного кодекса (далее – БК) взносы в УК КП относятся в расходы бюджета развития местных бюджетов, которые являются составной частью спецфонда местных бюджетов. Утверждение программ социально-экономи­ческого и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления (п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», далее – Закон № 280).

Полномочия относительно управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации относятся к ведению исполнительных органов местных советов (пп. 1 п. «а» ч. 1 ст. 30 Закона № 280).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 91 БК предусмотрена возможность всех местных бюджетов осуществлять расходы, в частности, на местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов.

Для осуществления программ и мероприятий местной программы финансовой поддержки КП распорядителям бюджетных средств предоставляются бюджетные ассигнования за средства бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств, который организует и координирует работу распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств, определяется решением о местном бюджете (п. 7 ч. 5 ст. 22 БК).

Итак, органы местного самоуправления (далее – ОМС) утверждают соответствующие местные программы и предусматривают средства для их реализации из бюджета развития спецфонда городского бюджета. Расходы осуществляются по коду ТПКВКМБ/ТКВКБМС 7670 «Взносы в уставный капитал субъектов хозяйствования» и по КЭКР 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» (Типовая программная классификация расходов и кредитования местного бюджета, утвержденная приказом Минфина от 20.09.17 г. № 793; пп. 2 пп. 3.2.1 Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333, далее – Инструкция № 333).

КП не является бюджетным учреждением, поэтому взносы в УК предприятие получает как получатель бюджетных средств (п. 38 ч. 1 ст. 2 БК). КП может быть получателем бюджетных средств как в сети главного распорядителя, так и без включения его в сеть.

Бюджетные средства используются получателем на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований. План использования бюджетных средств утверждается руководителем по согласованию с распорядителем бюджетных средств (ч. 6 ст. 22 БК; п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938).

КП – получатель бюджетных средств использует бюджетные средства, которые направляются на пополнение (создание) СК:

  • со счета, который открыт в управлении Госказначейства согласно плану использования бюджетных средств, согласованному главным распорядителем средств, с включением получателя в сеть распорядителя бюджетных средств;
  • из банковского расчетного счета КП по разрешению, предоставленному решением городского совета, без включения получателя в сеть распорядителя бюджетных средств.

Если взносы в УК КП перечисляются ОМС с указанием направлений их использования или во исполнение определенной местной программы, то КП обязано использовать их исключительно на цели, предусмотренные в решении о перечислении таких взносов.

Изменения размера УК КП подлежат госрегистра­ции на основании ч. 4 ст. 78 Хозяйственного кодекса.

! Взносы в УК КП по решению ОМС перечисляются только после внесения изменений в устав предприятия об увеличении размера УК и госрегистрации внесенных изменений.

Капитальные трансферты и взносы в СК

Чтобы разобраться, как отразить в учете КП объекты основных средств, приобретенные за средства взносов в СК, нужно разграничить понятие «капитальные трансферты» и «взносы в уставный капитал», поскольку они перечисляются предприятиям по КЭКР 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)».

Для целей бухгалтерского учета под понятием «капитальные трансферты» понимаются неоплатные односторонние платежи органов управления, которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требований. Такие платежи предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличение капитала получателей бюджетных средств.

В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумулированных ими на протяжении ряда лет или возникших в результате чрезвычайных обстоятельств. Капитальными трансфертами считаются неоплатные, безвозвратные платежи, которые имеют разовый и нерегулярный характер как для предоставителя (донора), так и для их получателя (бенефициара). Средства, которые выделяются из бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение.

Взнос в уставный фонд (капитала) органов управления не имеет характера неоплатных, безвозвратных платежей, поскольку в обмен на взнос в уставный фонд получаются корпоративные права. Средства, полученные КП как взносы в уставный капитал, являются собственными средствами предприятия.

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухучете уставного и другого зарегистрированного капитала, паевого капитала предприятия согласно законодательству и учредительным документам, а также взносов в объявленный, но еще не зарегистрированный уставный капитал предназначен счет 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» (План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция о его применении, утвержденные приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291).

Увеличение уставного капитала КП отражается по кредиту субсчета 401 «Уставный капитал».

Сальдо на этом субсчете должно соответствовать размеру СК, зафиксированного в учредительных документах КП.

Согласно п. 5 НП(С)БУ 15 «Доход» поступления, обусловливающие рост собственного капитала за средства взносов участников предприятия, доходом не признаются.

Основные средства, приобретенные за внесенные в УК средства, зачисляются на баланс предприятия и подлежат амортизации в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования (п. 29 НП(С)БУ 7 «Основные средства»).

Получение капитальных трансфертов в учете классифицируется как целевое финансирование капитальных инвестиций. Они не являются взносами в УК КП, изменения в устав не вносятся. Учет капитальных трансфертов и их использование ведется на субсчете 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов».

Целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом на протяжении периода полезного использования объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 НП(С)БУ 15 «Доход»).

В рассматриваемой ситуации в бухучете КП – получателя бюджетных средств эти операции отражаются так:

(грн)

№ п/п

Содержание операции

ЖУ*

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Получены бюджетные средства как взнос в УК КП на приобретение автогрейдера

ЖУ 1,
разд. ІV; ЖУ 7

Выписка из регистрационного
(банковского)
счета

313, 311

401

3 200 000,00

2

Перечислены средства поставщику за автогрейдер

ЖУ 1, разд. ІІІ

371

313, 311

2 894 080,00

Отражена сумма НДС по зарегистрированной НН

Налоговая накладная

641/НДС

644

482 346,67

3

Получен автогрейдер от поставщика

ЖУ 3,
разд. І

Прибыльная накладная;
налоговая накладная

152

631

2 411 733,33

Отражена сумма НДС

644

631

482 346,67

4

Проведен взаимозачет по авансу

Бухгалтерская справка

631

371

2 894 080,00

5

Зачислен автогрейдер в состав основных средств

ЖУ 4, разд. ІІ

Акт приемки-передачи
типовой формы № ОЗ-1**

105

152

2 411 733,33

6

Начислена амортизация автогрейдера за текущий месяц

(2 411 733,33 грн : 9 л. : 12 мес.)

ЖУ 4, разд. І

Расчет амортизации по автотранспорту
типовой формы № ОЗ-16**

91

131

22 330,86

7

Отнесен финрезультат:

– расходы


ЖУ 5, разд. І


Бухгалтерская справка


791


91


22 330,86

* Журнал учета по форме, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356.
** Типовые формы первичного учета, утвержденные приказом Минфина от 29.12.95 г. № 352.

Налоговый учет

Подпунктом 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) установлено, что прибыль для налогообложения определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия согласно НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям НК.

Разделом III «Налог на прибыль предприятий» НК корректировка финансового результата до налогообложения на разницы по операциям, связанным с внесением средств в УК предприятия, не предусмотрена. То есть в налоговом учете доход признается не по правилам бухучета.

Вместе с тем согласно пп. «в» п. 137.5 НК КП, у которых годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 40 млн грн, должны проводить корректировку финрезультата до налогообложения на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, предусмотренные ст. 138 НК.

Объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков, в частности, по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НК (п. 185.1 НК).

Взносы в УК КП, которые выделяются из бюджета по КЭКР 3210, не предусматривают оплату за поставку товаров/услуг или компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала. Поэтому объект обложения НДС для получения таких средств не возникает.

Основные средства, приобретенные за средства взносов в СК, считаются приобретенными непосредственно плательщиком НДС, поэтому суммы НДС, уплаченные при их приобретении, согласно п. 198.3 НК могут быть включены в налоговый кредит на основании налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН.

Выводы

Взносы в УК КП планируются и осуществляются по КЭКР 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» их учредителями – органами местного самоуправления (сельскими, поселковыми, городскими советами). Средства, предоставленные КП как взнос в СК, являются его собственными средствами, а не бюджетными. Использование КП взносов в УК контролируется исключительно органом, который принимал решение об их внесении. В бухучете увеличение УК КП на сумму взносов отражается по кредиту субсчета 401 «Уставный капитал». В налоговом учете получение взносов в УК КП не увеличивает доходы. В случае приобретения основных средств за счет взносов КП имеет право отнести в налоговый кредит сумму НДС, уплаченную в стоимости основных средств.

Капитальные трансферты и взносы в СК в учете.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1