Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Бухучет КНП: организационные моменты

15.11.2018 15403 0 2


Рассмотрим особенности организации бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности заведениями здравоохранения в форме коммунальных некоммерческих предприятий (далее – КНП).


Новые роли заведения здравоохранения

В соответствии с Бюджетным кодексом реорганизованные в КНП заведения здравоохранения не могут иметь статус распорядителей бюджетных средств по определению, но могут финансироваться из государственного или местного бюджета как получатели бюджетных средств.

Во взаимодействии с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) медзаведения не являются получателями бюджетных средств. В частности, в письме ГКС от 25.09.15 г. № 14-08/868-23932 «Относительно определения получателя бюджетных средств» разъясняется, кто именно является получателем бюджетных средств. Первым признаком получателя бюджетных средств является включение такого лица в сеть получателей и распорядителей бюджетных средств. Заведения ПМП, которые заключили с НСЗУ договоры о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий в соответствии с постановлением КМУ от 25.04.18 г. № 410, не имеют такого признака.

То есть по договорам с НСЗУ заведения ПМП фактически предоставляют услуги, получая за них плату. Поскольку финансирование от НСЗУ является средствами, полученными за предоставление услуг по медицинскому обслуживанию, относительно этих средств нет обязательств соблюдать целевое использование или подавать отчетность, подобно получателям бюджетных средств.

Заведения ПМП могут использовать средства НСЗУ при условии соблюдения главного требования договора – предоставления медицинской помощи в полном объеме, определенном порядком предоставления ПМП и самим договором. Излишек средств можно направлять на развитие предприятия, обучение работников, обновление оборудования и т. п. по статьям расходов, утвержденным в финансовом плане и согласованным с собственником. Мы будем ожидать более подробных разъяснений от министерства относительно полномочий реорганизованных КНП.

В то же время средства местных программ, благодаря которым у КНП останется статус получателя бюджетных средств, необходимо так же включить в финансовый план. В дальнейшем нужно подготовить и подать пакет документов относительно средств, по которым КНП имеет статус получателя бюджетных средств: план использования средств и представления отчетности в соответствии с Порядком составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденным приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44).

Организация бухучета КНП

В соответствии со ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) организовать ведение бухучета на предприятии обязан его руководитель. До реорганизации и изменения формы хозяйствования бухучет в медицинских заведениях осуществлялся согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203.

В отличие от этого, законодательной основой для ведения бухучета в КНП является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция о его применении, утвержденные приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – План счетов № 291). Этим Планом счетов должны пользоваться все организации и предприятия на территории Украины, включая заведения первичной медицинской помощи (далее – ПМП) в форме КНП.

Обращаем внимание! С момента реорганизации в КНП заведения ПМП обязаны вести бухучет и подавать финотчетность по Плану счетов № 291.

Изменение формы финучета

Изменить форму финансового учета поможет быстрейший переход на финансовый план. Годовой баланс реорганизованные медзаведения должны подавать уже по новой системе, а большинство предприятий используют общие для всех формы отчетности.

С учетом того что реорганизация влечет за собой целый ряд изменений, руководство должно решить, в какие сроки предприятие сможет предпринять определенные шаги, и закрепить это решение соответствующим приказом. Например, некоторые заведения ПМП на составление сравнительной таблицы для перехода на новый план счетов потратили только один рабочий день.

Изменив план счетов, предприятие должно по-другому учитывать расходы и руководствоваться уже НП(С)БУ 1, а не НП(С)БУГС.

Изменение формы счетов

Руководитель КНП должен издать приказ, которым обязать ответственное лицо, начиная с определенной даты (даты реорганизации, создания), вести бухучет в соответствии с Планом счетов № 291. С этого момента все последующие действия КНП должно осуществлять, руководствуясь именно данным документом.

Важно: в приказе о переходе на План счетов № 291 следует назначить ответственное лицо и определить сроки переноса имеющихся учетных данных из одного плана счетов в другой.

Формы организации бухучета

Для КНП существуют три возможные формы организации бухучета (п. 4 ст. 8 Закона № 996):

  • введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
  • пользование услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юрлица, – по договору;
  • ведение бухучета на договорных началах: централизованной бухгалтерией, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, которые осуществляют деятельность в сфере бухучета и/или аудиторскую деятельность.

Руководитель КНП должен выбрать одну из этих форм и организовать ведение бухучета и представление финотчетности предприятия в соответствии с законодательством.

Особенности распределения и использования средств КНП

В финансовом плане необходимо отразить все расходы предприятия. Их направление может быть обобщенным, более широким, например, на закупку оборудования (без указания, какого именно), оплату консультационных услуг (информационных, юридических, бухгалтерских) или выполнение капремонта и т. п.

Внимание! Если в доходной части финансового плана указаны средства местных бюджетных программ, их можно использовать только по целевому назначению. Несоблюдение получателем средств местных программ принципа целевого использования может быть основанием для его привлечения к административной и даже уголовной ответственности.

С момента реорганизации заведения ПМП приобретают статус субъектов хозяйствования (далее – СХ), что позволяет им распоряжаться средствами, полученными от НСЗУ. В то же время, с учетом вероятных дополнительных источников финансирования по местным бюджетным программам, заведения ПМП, реорганизованные в КНП, сохраняют за собой статус получателя бюджетных средств.

То есть КНП выступает:

  • получателем средств – по целевым бюджетным программам;
  • СХ – по другим средствам.

Эту особенность следует учитывать во время представления отчетности и определения целевого использования средств.

Вопросы неприбыльности

В ГФС необходимо подавать подтверждение использования средств, в частности относительно соответствия уставу предприятия и согласованному с собственником финансовому плану. Одним из требований к КНП как неприбыльной организации является использование собственных доходов (прибылей) исключительно на расходы по содержанию предприятия, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами. Целевое использование средств подтверждается в финансовом плане КНП.

Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.04.17 г. № 469, подается в орган ГФС. При этом отчетность подают:

  • годовую – неприбыльные организации, которые соответствуют требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК) и внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций;
  • месячную – неприбыльные предприятия, которые нарушили требования п. 133.4 НК. В этом случае отчет подается за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение.

Планирование и отчетность получателя бюджетных средств

Согласно Порядку № 44 КНП как получатели бюджетных средств должны составлять:

  • план использования средств;
  • Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м);
  • Отчет о поступлении и использовании средств, полученных из других источников собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м);
  • Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (форма № 4-3д, № 4-3м);
  • Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций) (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1);
  • Отчет о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м);
  • Отчет о задолженности по отдельным программам (форма № 7д.1, № 7м.1). К тому же бюджетной программой могут быть установлены особенности отчетности.

Отчетность подается:

  • месячная (формы № 4-3д.1, № 4-3.1, № 7д.1, № 7м.1) – органам Казначейства;
  • квартальная и годовая (формы № 2д, № 2м, № 4-2д, № 4-2м, № 4-3д, № 4-3м, № 4-3д.1, № 4-3м.1, № 7д, № 7м, № 7д.1, № 7м.1) – органам Казначейства и распорядителю бюджетных средств.

Финансовая отчетность СХ

Финансовая отчетность (годовая и квартальная) заведения ПМП как СХ подается в соответствующий период и сроки органам, к сфере управления которых относится предприятие. Собственники (учредители) должны получать отчетность согласно учредительным документам. Получателями отчетности могут быть трудовые коллективы (по требованию), другие органы и пользователи, в частности органы государственной статистики.

Составляя финотчетность, КНП должны руководствоваться:

Сроки представления отчетности:

  • квартальной – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • годовой – не позднее 28 февраля следующего за отчетным года.

Отчетность содержит информацию об активах предприятия, его обязательствах, размерах собственного капитала, доходе, денежных потоках субъекта госсектора и бюджета. В состав отчетности входят: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о собственном капитале, отчет о движении денежных средств, примечания к отчетам. Все данные подаются согласно новому плану счетов СХ.

Отчетность подлежит обнародованию на сайте КНП и отдельно – на сайте собственника, если последнее является дополнительным требованием собственника.

Нет ничего невозможного! Мы постепенно шли к медицинской реформе, и вот первый ее этап практически завершен – первичное звено реорганизовано в КНП. Главное – тщательным образом произвести инвентаризацию активов и обязательств на момент реорганизации, осуществить переход на План счетов № 291 и осуществлять деятельность с соблюдением норм НП(С)БУ и других нормативных документов для КНП.

И не забывайте, даже если реорганизация в КНП произошла 01.10.18 г. и до этого момента были проинвентаризованы активы и обязательства, это не освобождает вас от проведения ежегодной инвентаризации в соответствии с Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879.

По материалам
Украинского медицинского журнала

Комментарии к материалу