Верховная Рада приняла Закон от 05.02.21 р. № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» (далее – Закон № 1217). Документ предусматривает, среди прочего, учет трудовой деятельности работника в электронной форме в Реестре застрахованных лиц (далее – Реестр ЗЛ) Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Госреестр). Итак, что же изменится для кадровых служб учреждений и, собственно, для работников?
Закон № 1217 имеет целью внедрение учета трудовой деятельности работника в электронной форме (ведение электронной трудовой книжки), и урегулирование вопроса относительно автоматического назначения пенсии по возрасту через личный электронный кабинет лица на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда. Заметим, что это будет требовать у работников наличия электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).
Вместе с тем законодатель считает, что Закон № 1217 даст возможность постепенно отказаться от бумажных трудовых книжек. Как следствие, в перспективе это поможет работодателям:
! Изменения должны устранить возможные риски и негативные последствия потери трудовой книжки, ее физического повреждения, фальсификации и внесения недостоверных сведений в этом документе.
Закон № 1217 устанавливает пятилетний переходной период для включения в Госреестр сведений из бумажных трудовых книжек о трудовой деятельности работника. На протяжении этого периода будет применяться как бумажная трудовая книжка, так и электронная форма уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности работника в Госреестр.
Учет трудовой деятельности работника вместо трудовой книжки будет осуществляться в электронной форме в реестре застрахованных лиц Госреестра.
В Госреестре относительно работающего лица заводится персональная электронная учетная карточка, в которую вносятся, в частности, следующие сведения:
Вторая часть карточки отражает страховой стаж, зарплату, размер уплаченного ЕСВ и другие данные.
После внесения сведений о трудовой деятельности работника в Госреестр работодатель обязан выдать ему на руки под подпись оригинал бумажной трудовой книжки. Также предусмотрена обязанность работодателя вносить по требованию работника в бумажную трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе и увольнении.
То есть все записи, которые ранее работодатель обязан был вносить в трудовую книжку, он будет делать только по требованию работника. При отсутствии такого требования учет трудовой деятельности будет осуществляться исключительно в электронной форме.
Наполнение сведений будет осуществляться как работодателем, так и непосредственно застрахованным лицом. Данные в реестр будут вноситься через веб-портал электронных услуг ПФУ в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т. п.) с обязательным наложением страхователем или застрахованным лицом квалифицированной ЭЦП.
Если работник работает по нескольким трудовым договорам, то основное место его работы определяется по его заявлению (до отзыва) и сведениям, которые учитываются в Реестре ЗЛ Госреестра ОГСС на его основании.
В случае увольнения работнику в день увольнения нужно будет выдать копию приказа (распоряжения) об увольнении.
! По требованию работника работодатель обязан заполнить надлежащим образом бумажную трудовую книжку и выдать ее работнику.
Имеющиеся документальные сведения о трудовой деятельности работника подаются через веб-портал электронных услуг ПФУ в виде сканкопий. На документы налагает квалифицированную ЭЦП страхователь или работник.
Если работник делегирует полномочия относительно оцифрования документов о трудовой деятельности работодателю, то работник дает согласие на обработку персональных данных, которое заключают в произвольной форме. Сканированная копия этого согласия является неотъемлемой составляющей сведений, представленных страхователем.
В случае желания работника лично представить сведения о трудовой деятельности сканкопия согласия не требуется.
! В любом случае перед сканированием трудовых книжек необходимо провести их тщательный аудит. Ошибки, неточности и упущенные записи придется исправить, чтобы в дальнейшем не подавать данные снова.
Страховой стаж исчисляется по данным, которые содержатся в Реестре ЗЛ Госреестра ОГСС, в том числе по данным о трудовой деятельности работников, внесенным согласно Закону от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464). За периоды, за которые не внесены данные в Реестр ЗЛ, стаж исчисляется в порядке и при условиях, предусмотренных законодательством, которое действовало ранее.
Обратите внимание: электронная трудовая книжка обеспечит уполномоченным органам возможность назначать человеку пенсию автоматически (без обращения и сбора документов за всю его трудовую деятельность).
! Оформить пенсию можно будет онлайн через личный электронный кабинет на сайте электронных услуг ПФУ или на сайте электронного правительства «Дія».
За гражданином будет сохраняться право выбора для улучшения предложенного расчетного размера, а именно:
Автоматически пенсия (без обращения лица) будет назначаться со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, кроме случаев отсутствия в системе сведений о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту в случае достижения пенсионного возраста.
Еще одно преимущество перехода на электронную трудовую, кроме автоматического начисления пенсии – сведения о трудовом стаже украинцев будут содержаться на сайте «Дія», в кабинете гражданина, и по необходимости его можно будет легко подтвердить.
1. КЗоТ:
2. Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании:
3. Закон от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе»:
4. Закон от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»:
5. Закон от 07.06.01 г. № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления»:
6. Закон от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения»:
! Закон № 1217 опубликован в «Голосе Украины» от 10.03.21 г. № 44, и после того как он вступит в силу (10.06.21 г.), кадровое дело в части ведения трудовых книжек работников должно измениться.