Инвентаризация доходов и расходов будущих периодов
Доходы и расходы будущих периодов так же, как и прочие активы и обязательства, подлежат сплошной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности. В данной консультации рассмотрим порядок проведения такой инвентаризации и документальное оформление.
Предмет инвентаризации
Особенности, порядок проведения и оформления результатов инвентаризации доходов и расходов будущих периодов в бюджетных учреждениях регулируются Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).
Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов в учреждении может проводиться за три месяца до наступления даты баланса (п. 10 Положения № 879). Следовательно, ее можно проводить уже с 01.10.17 г.
Следует отметить, что инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности учреждений. При инвентаризации активов и обязательств проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. В то же время обеспечивается выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов.
В международной учетной практике доходы будущих периодов считаются отсроченным доходом, то есть составляющей обязательств. Для субъектов госсектора, в частности бюджетных учреждений, методологические основы формирования в бухучете информации об обязательствах определены НП(С)БУГС 128 «Обязательства», утвержденным приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629. В соответствии с п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 128 в целях бухучета обязательства подразделяются на несколько видов: долгосрочные, текущие, непредвиденные и доходы будущих периодов.
Заметим, что расходы будущих периодов по своему экономическому содержанию должны быть отнесены к финансовым активам. В пользу этого подхода свидетельствует то, что в финотчетности информация о расходах будущих периодов отражается в разд. ІІІ актива формы № 1 «Баланс».
Согласно приказу Минфина от 28.02.17 г. № 307 «Об утверждении Порядка заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе и Изменений в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Представление финансовой отчетности» в статье «Расходы будущих периодов» отражаются осуществленные в отчетном периоде расходы распорядителей бюджетных средств или государственных целевых фондов, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах (уплаченные авансом арендные платежи, подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий и т. п.).
А в разд. IV «Доходы будущих периодов» отражаются доходы в отчетном периоде, которые подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах (доходы в виде полученных авансовых платежей за предоставленные в аренду основные средства и прочие необоротные активы (авансовые арендные платежи), подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий, абонентная плата за пользование средствами связи и т. п.).
Более того, в Плане счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденном приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, синтетический счет 29 «Расходы будущих периодов» входит в класс 2 «Финансовые активы», а доходы будущих периодов отнесены к обязательствам (одноименный синтетический счет 69 класса 6 «Обязательства»).
Итак, следует заметить, что бухгалтерам бюджетных учреждений не следует отождествлять названия указанных субсчетов ни с доходами, ни с расходами в классическом понимании этих терминов. Как следует из вышеизложенного, это финансовые активы и обязательства. Поэтому для документального оформления результатов инвентаризации следует использовать форму Акта инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, утвержденную приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572. Однако такой документ не будет отражать детально состояние расчетов. Поэтому мы предлагаем к этому акту составить справки о расходах и доходах будущих периодов (см. образцы в конце консультации). Конечно, такие формы документов учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно. А обязательность их составления должна быть предусмотрена в локальном положении об инвентаризации.
Отражение результатов инвентаризации в учете
Рассмотрим подробнее сущность доходов и расходов будущих периодов.
Если по результатам проведенной инвентаризации установлены расхождения между данными бухучета и фактическими данными инвентаризации, то в бухучете следует выполнить соответствующую корректировку расходов и доходов будущих периодов.
Итак, расходы, которые:
- отражены на счете 2911 «Расходы будущих периодов», но оказались расходами отчетного периода или капитальными инвестициями, списываются со счета 2911 в состав соответствующих расходов или капитальных инвестиций (Дт 1311, 1312, 1313, 1314, 15, 16,17, 18, 80–85 – Кт 2911);
- ошибочно списаны на текущие расходы, но оказались расходами будущих периодов, списываются методом «сторно», а затем относятся на счет 2911 (Дт 1311, 1312, 1313, 1314, 15, 16, 17, 18, 80–85 – Кт 15, 16, 17, 18, 22, 23, 62, 64 и т. д. методом «сторно»; Дт 2911 – Кт 15, 16, 17, 18, 22, 23, 62, 64 и т. д.).
Доходы, которые:
- отражены на счете 6911, но оказались доходами отчетного периода, списываются со счета 6911 в состав соответствующих доходов (Дт 6911 – Кт 70–75);
- ошибочно списаны на доходы отчетного периода, но оказались доходами будущих периодов, списываются методом «сторно» и относятся на счет 6911 (Дт 21, 22, 23 – Кт 70–75 методом «сторно»; Дт 21, 22, 23 – Кт 6911).
Пример
В бюджетном учреждении «Образцовое» была проведена инвентаризация расходов и доходов будущих периодов по состоянию на 31.12.17 г., в результате которой были проверены договоры и документы, связанные с услугами операционной аренды, а также подпиской периодических изданий. В результате инвентаризации оказалось, что:
- в состав прочих расходов по обменным операциям были излишне списаны расходы, которые относятся к расходам января 2018 года, связанные с перечислением арендодателю аванса за аренду помещения;
- на субсчете 2911 продолжает учитываться стоимость подписки периодических изданий на второе полугодие 2017 года;
- в состав доходов, полученных от арендаторов в отчетном периоде, ошибочно включена сумма аванса, полученного за аренду помещения в І квартале 2018 года.
Выявленные факты были отражены в справках о расходах будущих периодов и о доходах будущих периодов к Акту инвентаризации расчетов.
В бухучете проведены следующие корректировки:
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Первичные документы |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Исключены из расходов отчетного периода расходы, которые были перечислены арендодателю за январь 2018 года (методом «сторно») |
Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, бухгалтерская справка |
8411 |
6214 |
8 000 |
2 |
Включены в расходы будущих периодов расходы по аренде за январь 2018 года |
2911 |
6214 |
8 000 |
|
3 |
Списана на текущие расходы подписка периодических изданий на второе полугодие 2017 года |
8411 |
2911 |
2 500 |
|
4 |
Исключена из доходов отчетного периода сумма полученного аванса за аренду в I квартале 2018 года (методом «сторно») |
Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, бухгалтерская справка |
2117 |
7411 |
12 000 |
5 |
Отражены налоговые обязательства по НДС (методом «сторно») |
7411 |
6311.1 |
2 000 |
|
6 |
Включен в доходы будущих периодов полученный аванс от арендатора |
2117 |
6911 |
10 000 |
|
7 |
Отражены налоговые обязательства по НДС по авансу с аренды |
Бухгалтерская справка |
6311.2 |
6311.1 |
2 000 |
Выводы
При инвентаризации расходов и доходов будущих периодов проверке подлежит состояние этих доходов и расходов, а также наличие подтверждающих первичных документов.
В случае выявления ошибок в начислении и списании доходов и расходов будущих периодов в бухгалтерском учете проводится корректировка на основании надлежащим образом составленных актов инвентаризации и бухгалтерских справок.
Комментарии к материалу