Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Аттестация педработников: виды и требования к присвоению квалификации

29.09.2022 519 0 0


Оплата труда педработников зависит не только от занимаемой должности, но и от уровня квалификации и педагогического звания, которые определяются по результатам аттестации. Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников утвержден постановлением КМУ от 23.12.2015 № 1109 (далее – Перечень № 1109). Рассмотрим виды и этапы проведения аттестации и требования к присвоению квалификационных категорий. 


Виды аттестации и квалификационные категории

Аттестация педагогических работников – это система мероприятий, направленных на всестороннюю и комплексную оценку педагогической деятельности педагогических работников (ст. 50 Закона от 05.09.2017 № 2145-VIII «Об образовании»).

Существует два вида аттестации педработников – очередная и внеочередная. 

Очередную аттестацию педработник проходит не менее одного раза в 5 лет, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

По результатам аттестации определяется соответствие педработника занимаемой должности, присваиваются или подтверждаются квалификационные категории, присваиваются педагогические звания. 

Решение аттестационной комиссии может быть основанием для увольнения педработника с работы в порядке, установленном законодательством.

Типовое положение об аттестации педагогических работников утверждено приказом МОН от 06.10.2010 № 930 (далее – Типовое положение № 930).

Квалификационные категории по результатам аттестации присваиваются последовательно (п. 4.7 Типового положения № 930). Перечнем № 1109 предусмотрены следующие квалификационные категории и педагогические звания педработников:

  • специалист – присваивается педагогическим работникам с полным высшим образованием, деятельность которых характеризуется: способностью обеспечивать усвоение учащимися учебных программ; знанием основ педагогики, психологии, детской и возрастной физиологии; знанием теоретических основ и современных достижений науки по предмету, который они преподают; использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе; умением решать педагогические проблемы; умением устанавливать контакт с учащимися (воспитанниками), родителями, коллегами по работе; соблюдением педагогической этики, морали. Выпускникам высших учебных заведений, которые получили полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист»;
  • специалист второй категории – присваивается педработникам, которые отвечают требованиям, установленным к работникам с квалификационной категорией «специалист» и постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень; используют дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; владеют современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами, разными формами внеурочной (внеучебной) работы и их качественным применением; применяют инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе; знают основные нормативно-правовые акты в области образования; пользуются авторитетом среди коллег, учеников и их родителей. Стаж работы в педагогической должности не менее 2 лет;
  • специалист первой категории – присваивается педагогическим работникам, которые отвечают требованиям, установленным к работникам с квалификационной категорией «специалист второй категории», и используют методы компетентносно-ориентированного подхода к организации учебного процесса; владеют технологиями творческой педагогической деятельности с учетом особенностей учебного материала и способностей учеников; внедряют передовой педагогический опыт; формируют навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике; умеют лаконично, образно и выразительно подать материал; умеют аргументировать свою позицию и владеют ораторским искусством. Стаж работы в педагогической должности – не менее 5 лет;
  • специалист высшей категории – присваивается работникам, которые отвечают требованиям, установленным к работникам с квалификационной категорией «специалист первой категории», и владеют инновационными образовательными методиками и технологиями, активно их используют и распространяют в профессиональной среде; владеют широким спектром стратегий обучения; умеют продуцировать оригинальные, инновационные идеи; применяют нестандартные формы проведения урока (учебных занятий); активно внедряют формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие максимальную самостоятельность обучения учащихся; вносят предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Стаж работы в педагогической должности – не менее 8 лет.

Очередная аттестация педагогических работников, которые сочетают работу с обучением в заведениях высшего образования (далее – ЗВО) по направлениям (специальностям) педагогического профиля, по их согласию может быть отсрочена до окончания учебы. Присвоенные им предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания сохраняются до очередной аттестации (п. 3.21 Типового положения № 930). 

Внеочередная аттестация проводится не ранее чем через два года после присвоения предыдущей квалификационной категории (п. 1.9 Типового положения № 930).

Без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации (п. 4.7 Типового положения № 930) аттестуются педработники, которые в межаттестационный период:

  • подготовили победителей III этапа всеукраинских или международных ученических и студенческих олимпиад по базовым учебным предметам;
  • подготовили победителей III этапа всеукраинских или международных спортивных соревнований; победителей всеукраинских конкурсов профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учебных заведений, победителей всеукраинского конкурса – защиты научно-исследовательских работ учащихся – членов Малой академии наук
  • педагогические работники, которые стали победителями или лауреатами конкурсов профессионального мастерства, проводимых центральными органами исполнительной власти, имеют ученые степени, ученые или почетные звания, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью, ученым (почетным) званием.

Выпускникам ЗВО, которые получили полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист» (п. 4.3 Типового положения № 930).

Внимание! Присвоение квалификационной категории «специалист» возможно только тогда, если лицо назначается на должность, на которой предусмотрено присвоение квалификационных категорий.

Без прохождения аттестации происходит присвоение квалификационной категории «специалист» выпускнику ЗВО. Для этого необходимо издать приказ местного органа управления образованием о назначении его на должность.

По результатам первой аттестации такого молодого специалиста, которая проводится, как правило, через 2-3 года после начала педагогической деятельности, аттестационная комиссия может присвоить ему квалификационную категорию «специалист второй категории».

Лица, принятые на должности педагогических работников после окончания ЗВО, аттестуются не ранее чем после двух лет работы в занимаемой должности (п. 3.18 Типового положения № 930).

Педагогические работники, которые не имеют полного высшего образования и работают на должностях педагогических работников, после получения соответствующего полного высшего образования аттестуются на присвоение квалификационной категории:

  • специалист второй категории – при наличии стажа работы в педагогической должности не менее 2 лет; 
  • специалист первой категории – не менее 5 лет; 
  • специалист высшей категории – не менее 8 лет (абзац первый п. 4.8 Типового положения № 930).

За педработниками, которые получили второе полное высшее педагогическое образование и перешли на должность по полученной специальности, сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории. Аттестация таких работников проводится не позднее чем через два года после перехода на другую должность (абзац второй п. 4.8 Типового положения № 930).

Требования к присвоению квалификационной категории 

Согласно п. 4.1 Типового положения № 930 для присвоения педагогическому работнику квалификационной категории по соответствующей педагогической должности предусмотрены определенные требования к уровню полученного им образования. Обязательное условие – наличие у них полного педагогического или иного высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра. 

Требование по присвоению квалификационных категорий только педработникам с полным высшим образованием обусловлена необходимостью стимулирования работников, имеющих образовательно-квалификационные уровни младшего специалиста и бакалавра, к получению ими полного высшего образования и обретению специальных умений и знаний, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий: 

  • лица, которые не имеют соответствующего педагогического образования, но имеют другое полное высшее образование и прохождение курсов повышения квалификации в должности, которую занимают;
  • лица с полным высшим педагогическим образованием или другим полным высшим образованием, которые приняты на должности педагогических работников по специальностям, специалисты по которым не готовились ЗВО или подготовлены в недостаточном количестве, при условии прохождения ими повышения квалификации, аттестуются как имеющие соответствующее образование (п. 3.26 Типового положения № 930).

Лица с полным высшим педагогическим или иным полным высшим образованием, которые до вступления в силу Законов от 10.02.1998 № 103/98-ВР «О профессионально-техническом образовании», от 16.01.2020 № 463-IX «Об общем среднем образовании», от 01.07.2014 № 1556-VII «О высшем образовании», от 11.07.2001 № 2628-III «О дошкольном образовании» работали и продолжают работать в учебных и других заведениях не по специальности, аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий как имеющие соответствующее образование (п. 4.10 Типового положения № 930).

Педагогическим работникам, которые имеют неполное высшее образование, устанавливается 8-й тарифный разряд по ЕТС. Уровень образования работника, который сочетает работу с учебой, определяется в соответствии с уже полученным образованием, независимо от профиля заведения образования. 

Согласно п. 4.8 Типового положения № 930 лица, которые не имеют полного высшего образования и работают на должностях педработников, после получения соответствующего высшего образования аттестуются на присвоение квалификационной категории: 

  • специалиста ІІ категории – при наличии стажа работы в педагогической должности не менее 2 лет; 
  • специалиста І категории – при наличии стажа работы в педагогической должности не менее 5 лет; 
  • специалиста высшей категории – при наличии стажа работы в педагогической должности не менее 8 лет. 

Таким образом, только после получения соответствующего полного высшего образования и при наличии стажа работы в педагогической должности не менее двух лет педработник может аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

Не имеют права на присвоение квалификационной категории лица, которые не имеют полного педагогического или другого высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, то есть которые не имеют образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, лица с образовательно-квалификационным уровнем бакалавра. 

Также не имеют права на присвоение квалификационной категории руководители кружков, секций, студий, других форм работы кружка, работники, которые работают на должностях мастера производственного обучения; культорганизаторы; аккомпаниаторы; экскурсоводы; инструкторы по туризму; помощники директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму в общеобразовательных школах и профессиональных училищах социальной реабилитации; ассистенты учителя – реабилитолога; консультанты психолого-медико-педагогической консультации, независимо от уровня полученного ими образования. По результатам аттестации им присваиваются только тарифные разряды (п. 4.11 Типового положения № 930).

В соответствии с п. 3.30 Типового положения № 930 квалификационная категория, присвоенная педработнику по результатам аттестации, может изменяться только по решению аттестационной комиссии. Если решение аттестационной комиссии принято, руководитель заведения или органа управления образованием в течение пяти дней после заседания аттестационной комиссии издает соответствующий приказ о присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий.

Приказ издается в трехдневный срок, доводится до сведения педагогического работника под подпись и подается в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Где проходить повышение квалификации?

Педработник может самостоятельно выбирать формы обучения, программы и учебные заведения. Закон № 2145 предусматривает, что педагогам гарантируется свободный выбор образовательных программ, форм обучения, заведений образования, учреждений и организаций, других субъектов образовательной деятельности, которые осуществляют повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.

К тому же есть возможность свободно выбирать виды (обучение по образовательной программе, стажировка, участие в сертификационных программах, тренингах, семинарах, семинарах-практикумах, семинарах-совещаниях, семинарах-тренингах, вебинарах, мастер-классах и т. п.) и формы (институционная, дуальная, на рабочем месте (на производстве) повышения квалификации. 

Повышать квалификацию можно в:

  • заведениях образования, которые имеют лицензию на повышение квалификации или осуществляют образовательную деятельность по аккредитованной образовательной программе;
  • у других субъектов образовательной деятельности;
  • физических и юридических лиц. 

Общее количество часов повышения квалификации в течение 5 лет не может быть меньше 150 часов. 

Обратите внимание! В письме МОН от 04.03.2020 № 1/9-14 относительно повышения квалификации и аттестации педагогических работников рекомендуется аттестационным комиссиям, начиная с 2020 года:

1) устанавливать минимальные требования к объему (количеству часов) повышения квалификации педагогических работников заведений общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и профессионального предвысшего образования, а именно:

  • 30 часов, если окончание аттестации приходится на 2020 год;
  • 60 часов, если окончание аттестации приходится на 2021 год;
  • 90 часов, если окончание аттестации приходится на 2022 год;
  • 150 часов, если окончание аттестации приходится на 2023 год и следующие годы.

2) устанавливать минимальные требования к объему (количеству часов) повышения квалификации педагогических работников заведений дошкольного, внешкольного образования и не менее чем:

  • 24 часа, если окончание аттестации приходится на 2020 год;
  • 48 часов, если окончание аттестации приходится на 2021 год;
  • 72 часа, если окончание аттестации приходится на 2022 год;
  • 120 часов, если окончание аттестации приходится на 2023 год и следующие годы.

Порядок проведения аттестации и создания аттестационных комиссий

Для организации и проведения аттестации педагогических работников в учебных и других заведениях, органах управления образованием до 20 сентября ежегодно создаются аттестационные комиссии I, II и III уровней. 

Таблица 1. Виды аттестационных комиссий педагогических работников

Уровень аттестационной комиссии

 

Где создается

Обжалование принятого решения

1

2

3

До 1 апреля

Аттестационная комиссия I уровня

В дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации независимо от подчинения, типов и форм собственности, учебно-методических (научно-методических) учреждениях, заведениях последипломного педагогического образования, специальных учреждениях для детей, а также заведениях здравоохранения, социальной защиты, культуры и других заведениях и учреждениях, в штате которых есть педработники

В аттестационные комиссии ІІ и ІІІ уровней или в суд

До 10 апреля

Аттестационная комиссия II уровня

В отделах образования районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, других подразделениях местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, в подчинении которых находятся учебные и другие заведения

В аттестационную комиссию ІІІ уровня или в суд

До 25 апреля

Аттестационная комиссия III уровня

В Министерстве образования и науки, молодежи и спорта АР Крым, органах управления образованием областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, других соответствующих структурных подразделениях местных органов исполнительной власти

В суд

Полномочия аттестационной комиссии:

  • аттестовать педработников на соответствие занимаемой должности;
  • присваивать квалификационные категории и аттестовать на соответствие ранее присвоенным квалификационным категориям;
  • рассматривать апелляции на решение аттестационных комиссий нижестоящих уровней (п. 2.12-2.14 разд. II Типового положения № 930).

До 10 октября подают в соответствующие аттестационные комиссии:

1) руководители учебных и других заведений, работники которых аттестуются, – списки педработников, подлежащих очередной аттестации, с указанием сроков прохождения повышения квалификации;

2) заявления педработников о внеочередной аттестации, о переносе срока аттестации, представления руководителя или педагогического совета заведения о присвоении работнику квалификационной категории, педагогического звания и в случае снижения им уровня профессиональной деятельности.

До 20 октября аттестационная комиссия утверждает списки аттестуемых педработников, график работы аттестационной комиссии, принимает решение о переносе срока очередной аттестации. Работники, которые аттестуются, знакомятся с графиком проведения аттестации под подпись.

До 15 марта аттестационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком работы изучает педагогическую деятельность аттестуемых лиц путем посещения уроков (учебных занятий), внеурочных (внеучебных) мероприятий, изучения уровня учебных достижений учащихся, студентов, курсантов, слушателей, воспитанников (далее – учащиеся) по предмету (дисциплине), который преподает педработник, знакомство с учебной документацией по выполнению педработником своих должностных обязанностей, его участию в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и других мероприятиях, связанных с организацией учебно-воспитательной работы, и т. п.

До 1 марта руководитель учебного и другого заведения подает в аттестационную комиссию характеристику деятельности педработника в межаттестационный период. Характеристику на руководителя учебного и иного заведения подает в аттестационную комиссию руководитель соответствующего органа управления образованием. Педработник не позднее чем за 10 дней до проведения аттестации знакомится с характеристикой под подпись.

Характеристика должна содержать оценку выполнения педработником должностных обязанностей, сведения о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, морально-психологических качествах, данные об участии в работе методических объединений, информации о выполнении рекомендаций, предоставленных предыдущей аттестационной комиссией, и т. п.

Заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника, (если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, длительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, по которым поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности).

Во время заседания аттестационной комиссии педработник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы относительно своей профессиональной деятельности.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии.

Решение аттестационной комиссии сообщается педработнику сразу после ее заседания под подпись. На каждого педагогического работника, который аттестуется, оформляется аттестационный лист в двух экземплярах по форме согласно приложению, один из которых хранится в личном деле педагогического работника, а второй не позднее трех дней после аттестации выдается ему под подпись (п. 3.15 разд. IIІ Типового положения № 930).

Можно ли отказаться от прохождения аттестации?

Есть причины, по которым аттестацию могут перенести на один год. Например, в случае длительной временной нетрудоспособности, если именно в год проведения очередной аттестации учитель перешел на работу в другое учебное заведению. Или же по другим уважительным причинам. В таком случае до следующей очередной аттестации за педагогами сохраняются установленные по предыдущей аттестации квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания. 

Внимание! Процедура аттестации обязательна!

Можно ли пройти сертификацию вместо аттестации?

В соответствии со ст. 51 Закона № 2145 и Типовым положением № 930 аттестацию в школе можно заменить независимым оцениванием профессиональной компетентности учителя, которой является сертификация. Учитель по собственной инициативе проходит эту процедуру, состоящую из трех этапов: 

  • независимое тестирование;
  • самооценивание;
  • презентация практического опыта. 

Если участник не набирает достаточно баллов, то не переходит в следующий этап. 

Успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение очередной (внеочередной) аттестации педагогическим работником с присвоением ему следующей категории педработника или подтверждением имеющейся высшей категории. В результате успешной сертификации работник получает сертификат, который действует три года. А главное – надбавку к зарплате в размере 20 % на этот период.

Если по каким-либо причинам сертификация не была успешной, ее результаты не влияют на аттестацию, а также на подтверждение имеющейся или присвоение следующей педагогической категории, продолжение работы в соответствующей должности. 

Заявление о желании пройти сертификацию и пакет документов подают в региональные центры оценки качества образования. Достаточно иметь не менее чем два года стажа. 

Планируется, что сертификация полностью заменит аттестацию. Но пока что это пилотный проект. 

Внимание! Сертификацию проводят только для учителей начальной школы и только в пределах 2 000 участников (согласно приказу МОН от 04.12.2020 № 1522 «О некоторых вопросах проведения сертификации педработников в 2021 году». А приказом Госслужбы качества образования от 18.08.2021 четко прописаны критерии и методика оценивания профессиональных компетентностей. 

Порядок организации и проведения аттестации педработников сферы культуры

Приказом Минкультуры от 12.07.2018 № 628 утверждено Положение об аттестации педагогических работников заведений (учреждений) образования сферы культуры (далее – Положение № 628). Это Положение распространяется на преподавателей, концертмейстеров, мастеров производственного обучения художественных школ, студий по подготовке актерских кадров при национальных творческих коллективах, художественных лицеев, профессиональных художественных колледжей и приравненных к ним заведений образования сферы культуры, а также на руководителей и заместителей руководителей таких заведений (учреждений) в части выполнения ими педагогической, преподавательской и/или концертмейстерской работы в предусмотренном законодательством объеме, методистов заведений, методических, учебно-методических и научно-методических подразделений, учреждений, на которые распространяются условия оплаты труда педагогических работников.

Не позднее 10 июня руководитель заведения (учреждения) своим приказом утверждает список педработников, которые подлежат аттестации в текущем календарном году. Педагогические работники, которые подлежат аттестации, должны быть ознакомлены с этим приказом под подпись не позднее последнего рабочего дня перед выходом в ежегодный отпуск.

До 20 сентября ежегодно для организации и проведения аттестации педработников создаются аттестационные комиссии:

  • в заведениях (учреждениях), в штате которых работает 10 и больше педработников; 
  • в органах управления: Министерстве культуры АР Крым, структурных подразделениях по вопросам культуры областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций)(далее – органы управления), которым подчинены заведения (учреждения); 
  • в структурных подразделениях по вопросам культуры городских советов в городах, которым подчинены 20 и более художественных школ; в Госискусства.

Таблица 2. Виды аттестационных комиссий педагогических работников в сфере культуры

Виды аттестационных комиссий

Алгоритм действий

1

2

Аттестационная комиссия

На первом заседании избирает заместителя председателя и секретаря аттестационной комиссии и одобряет график проведения заседаний.

Определяет адрес электронной почты для представления аттестационных документов в электронном виде (при необходимости).

Обнародует информацию, определенную в абзацах втором – третьем этого пункта, путем размещения ее на официальном веб-сайте субъекта образования аттестационной комиссии, а также в заведениях (учреждениях).

Принимает решение о переносе срока аттестации педагогического работника на 1 год в случаях, предусмотренных п. 7 разд. І Положения № 628. 

Решения, принятые на первом заседании аттестационной комиссии, оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Положению № 628

Аттестационная комиссия заведения (учреждения)

Изучает на основании поданных педагогическими работниками аттестационных документов их педагогические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность.

Принимает мотивированные решения о соответствии (несоответствии) педагогических работников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им тарифных разрядов, квалификационных категорий «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории» или об отказе в таком присвоении (подтверждении).

Возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией органа управления, Госискусства о лишении звания «Старший преподаватель» в случае установления квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, нежели необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания.

Предоставляет при необходимости рекомендации по повышению качества работы педагогическим работникам, которые аттестуются

Аттестационная комиссия органа управления

Изучает на основании поданных педработниками аттестационных документов их педагогические и/или методические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность.

Принимает мотивированные решения о соответствии (несоответствии) педагогических работников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им квалификационных категорий «специалист высшей категории», педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист», тарифных разрядов и квалификационных категорий педагогическим работникам, указанным в п. 2 данного раздела, или об отказе в таком присвоении (подтверждении).

Рассматривает апелляции на решения аттестационных комиссий подчиненных заведений (учреждений). Аттестационные комиссии, указанные в абзаце четвертом п. 1 данного раздела, рассматривают апелляции на решения аттестационных комиссий, указанных в абзаце пятом п. 1 этого раздела. По результатам рассмотрения аттестационные комиссии принимают мотивированные решения по удовлетворению или отказу в удовлетворении апелляций, в трехнедельный срок от даты их поступления.

Рассматривает ходатайство аттестационной комиссии заведения (учреждения) и принимает соответствующее мотивированное решение по лишению звания «Старший преподаватель» в случае присвоения квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, чем необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания.

Осуществляет контроль за обоснованностью и мотивированностью решений соответствующих аттестационных комиссий заведений (учреждений), предоставляет рекомендации по улучшению их работы

Аттестационная комиссия Госискусства

Изучает на основании поданных педработниками аттестационных документов их педагогические и/или методические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность.

Принимает мотивированные решения о соответствии педработников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им тарифных разрядов, квалификационных категорий «Специалист высшей категории», педагогических званий «Старший преподаватель», «Преподаватель-методист» или об отказе в таком присвоении (подтверждении).

Рассматривает апелляции на решения аттестационных комиссий нижестоящего уровня и принимает мотивированные решения по удовлетворению или отказу в удовлетворении апелляций в двухнедельный срок от даты их поступления.

Рассматривает ходатайство аттестационной комиссии заведения (учреждения) и принимает соответствующее мотивированное решение о лишении звания «Старший преподаватель» в случае присвоения квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, чем необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания.

Осуществляет контроль за обоснованностью и мотивированностью решений соответствующих аттестационных комиссий нижестоящего уровня и предоставляет рекомендации по улучшению их работы

Аттестация педработников заведений (учреждений) со статусом юридического лица, в штате которых работает менее 10 педработников, может проводиться непосредственно аттестационной комиссией органа управления или в определенном ею ином заведении соответствующего уровня.

Аттестация педработников методических (научно-методических) учреждений проводится аттестационными комиссиями органов управления.

Аттестация педработников Государственного научно-методического центра содержания культурно-художественного образования осуществляется аттестационной комиссией Госискусств.

Не позже 10 октября педагогические работники, которые подлежат аттестации в соответствии с Положением № 628 или которые выразили желание пройти внеочередную аттестацию на соответствие занимаемой должности и для присвоения (подтверждения) высшего тарифного разряда, квалификационной категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», подают заявление о прохождении аттестации по форме согласно приложению 2 к Положению № 628.

В соответствии с разд. V Положения № 628 прилагаются аттестационные документы:

  • лист самоанализа педагогического работника с показателями профессиональной деятельности, педагогических и/или методических достижений, полученных педработником в результате педагогической или методической деятельности в межаттестационный период, по форме согласно приложению 3 к Положению № 628;
  • документы, которые подтверждают указанные в листе самоанализа результаты работы в должности, педагогические и/или методические достижения, в том числе для аттестации педработника на соответствие должности и присвоения квалификационной категории (тарифного разряда) – характеристика за подписью руководителя, которая должна обязательно содержать информацию о достижениях педработником результативных показателей;
  • документы, подтверждающие прохождение педработником повышения квалификации, в т. ч. с выдержки из протоколов о признании результатов повышения квалификации в случаях и порядке, определенном п. 24-30 Порядка повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников, утвержденного постановлением КМУ от 21.08.2019 № 800;
  • письменное согласие на обработку персональных данных;
  • другие документы, определенные законодательством, и/или документы, которые педагогический работник считает необходимым предоставить, в частности для подтверждения его педагогических и/или методических достижений.

Не позднее 15 октября для присвоения (подтверждение) квалификационной категории «специалист высшей категории», педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист» заявления о прохождении аттестации и аттестационные документы подаются педагогическими работниками в аттестационную комиссию органа управления, Госискусства.

Внимание! Если конечный срок рассмотрения аттестационных документов и принятия решения аттестационными комиссиями приходится на выходной или праздничный день, он продлевается до следующего рабочего дня.

Педработник, который подлежит аттестации, но не предоставил аттестационные документы в определенный Положением № 628 срок (кроме случаев, предусмотренных п. 7 разд. I данного Положения), считается не прошедшим аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Заявления педработников о прохождении аттестации с приложенными к ним аттестационными документами регистрируются секретарем аттестационной комиссии и хранятся у него до рассмотрения на заседаниях аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия изучает поданные документы на предмет полноты пакета документов, соответствия требованиям законодательства и Положения № 628 и их достоверности. Решение о результатах аттестации педагогических работников принимается:

  • не позднее 5 ноября – аттестационной комиссией заведения (учреждения);
  • не позднее 20 ноября – аттестационной комиссией органа управления, Госискусств.

При возникновении в аттестационной комиссии сомнений в достоверности аттестационных документов или других вопросов к педработнику, связанных с его аттестационными документами, аттестационная комиссия в письменном виде приглашает такого педработника на заседание для объяснений.

Письменное приглашение на заседание аттестационной комиссии подписывается ее председателем и не позднее чем за три рабочих дня до проведения заседания вручается секретарем аттестационной комиссии педработнику под подпись.

Кроме того, письменное приглашение отправляется на электронный адрес соответствующего заведения (учреждения) в сканированном виде и почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания соответствующей аттестационной комиссии.

Педагогический работник по желанию может присутствовать на заседании аттестационной комиссии при рассмотрении его аттестационных документов. Аттестационная комиссия не имеет права отказать педработнику в удовлетворении его желания присутствовать на заседании аттестационной комиссии во время его аттестации.

Руководитель или иной представитель заведения, педработники которого аттестуются аттестационной комиссией другого заведения, аттестационной комиссией органа управления или аттестационной комиссией Госискусств, может представлять в указанных комиссиях интересы аттестуемых педработников.

Проведение очередной аттестации педработников, прохождение которой в соответствии со сроками, установленными Положением № 628, приходится на период действия военного положения и следующие три месяца после его прекращения или отмены, переносится на следующий год после окончания указанного периода. 

Период действия военного положения, а также следующие три месяца после его прекращения или отмены не входят в межаттестационный период. За педработниками сохраняется ранее присвоенные (подтвержденные) квалификационная категория (тарифный разряд), педагогическое звание до прохождения очередной или внеочередной аттестации.

Виды решений аттестационной комиссии

Таблица 3. Решения аттестационной комиссии

Номер

Вид 

Суть (кто, когда, зачем)

1

2

3

1

О присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий

Руководитель заведения или органа управления образования в течение 5 дней после заседания аттестационной комиссии издает соответствующий приказ, который в 3-дневной срок доводится до сведения педработника под подпись и подается в бухгалтерию для начисления зарплаты (перерасчет зарплаты производится со дня принятия соответствующего решения)

2

О соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков

Аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию в целях проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности

3

О несоответствии педагогического работника занимаемой должности

Руководителем учебного или иного заведения или органа управления образованием может быть принято решение о расторжении трудового договора с соблюдением требований законодательства о труде (п. 6.1-6.2 разд. VI Типового положения № 930)

Как обжаловать решение аттестационной комиссии?

Педагогические работники в 10-дневный срок со дня вручения аттестационного листа имеют право подать апелляцию на решение аттестационной комиссии в аттестационной комиссии вышестоящего уровня.

Апелляция подается в письменной форме или направляется заказным письмом, в которой должно быть указано: 

  • наименование аттестационной комиссии, в которую подается апелляция; 
  • фамилия, имя, отчество и должность (место работы) лица, которое подает апелляцию, его местожительство; 
  • в чем заключается необоснованность обжалуемого решения аттестационной комиссии; 
  • перечень документов и других материалов, которые прилагаются; 
  • дата подачи апелляции. 

Апелляция подписывается лицом, которое ее подает.

Аттестационные комиссии, в которые подаются апелляции, рассматривают их в двухнедельный срок и принимают одно из четырех решений:

  • о соответствии работника занимаемой должности и отмене решения аттестационной комиссии нижестоящего уровня;
  • присвоении соответствующей квалификационной категории и отмене решения аттестационной комиссии нижестоящего уровня;
  • присвоении соответствующего педагогического звания и отмене решения аттестационной комиссии нижестоящего уровня;
  • оставлении решения аттестационной комиссии без изменений, а апелляции без удовлетворения.
Таблица 1. Виды аттестационных комиссий педагогических работников.doc
Скачать
Таблица 2. Виды аттестационных комиссий педагогических работников в сфере культуры.doc
Скачать
Таблица 3. Решения аттестационной комиссии.doc
Скачать

Комментарии к материалу