Оплата труда педработников зависит не только от занимаемой должности, но и от уровня квалификации и педагогического звания, которые определяются по результатам аттестации. Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников утвержден постановлением КМУ от 23.12.2015 № 1109 (далее – Перечень № 1109). Рассмотрим виды и этапы проведения аттестации и требования к присвоению квалификационных категорий.
Аттестация педагогических работников – это система мероприятий, направленных на всестороннюю и комплексную оценку педагогической деятельности педагогических работников (ст. 50 Закона от 05.09.2017 № 2145-VIII «Об образовании»).
Существует два вида аттестации педработников – очередная и внеочередная.
Очередную аттестацию педработник проходит не менее одного раза в 5 лет, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
По результатам аттестации определяется соответствие педработника занимаемой должности, присваиваются или подтверждаются квалификационные категории, присваиваются педагогические звания.
Решение аттестационной комиссии может быть основанием для увольнения педработника с работы в порядке, установленном законодательством.
Типовое положение об аттестации педагогических работников утверждено приказом МОН от 06.10.2010 № 930 (далее – Типовое положение № 930).
Квалификационные категории по результатам аттестации присваиваются последовательно (п. 4.7 Типового положения № 930). Перечнем № 1109 предусмотрены следующие квалификационные категории и педагогические звания педработников:
Очередная аттестация педагогических работников, которые сочетают работу с обучением в заведениях высшего образования (далее – ЗВО) по направлениям (специальностям) педагогического профиля, по их согласию может быть отсрочена до окончания учебы. Присвоенные им предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания сохраняются до очередной аттестации (п. 3.21 Типового положения № 930).
Внеочередная аттестация проводится не ранее чем через два года после присвоения предыдущей квалификационной категории (п. 1.9 Типового положения № 930).
Без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации (п. 4.7 Типового положения № 930) аттестуются педработники, которые в межаттестационный период:
Выпускникам ЗВО, которые получили полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист» (п. 4.3 Типового положения № 930).
Внимание! Присвоение квалификационной категории «специалист» возможно только тогда, если лицо назначается на должность, на которой предусмотрено присвоение квалификационных категорий.
Без прохождения аттестации происходит присвоение квалификационной категории «специалист» выпускнику ЗВО. Для этого необходимо издать приказ местного органа управления образованием о назначении его на должность.
По результатам первой аттестации такого молодого специалиста, которая проводится, как правило, через 2-3 года после начала педагогической деятельности, аттестационная комиссия может присвоить ему квалификационную категорию «специалист второй категории».
Лица, принятые на должности педагогических работников после окончания ЗВО, аттестуются не ранее чем после двух лет работы в занимаемой должности (п. 3.18 Типового положения № 930).
Педагогические работники, которые не имеют полного высшего образования и работают на должностях педагогических работников, после получения соответствующего полного высшего образования аттестуются на присвоение квалификационной категории:
За педработниками, которые получили второе полное высшее педагогическое образование и перешли на должность по полученной специальности, сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории. Аттестация таких работников проводится не позднее чем через два года после перехода на другую должность (абзац второй п. 4.8 Типового положения № 930).
Согласно п. 4.1 Типового положения № 930 для присвоения педагогическому работнику квалификационной категории по соответствующей педагогической должности предусмотрены определенные требования к уровню полученного им образования. Обязательное условие – наличие у них полного педагогического или иного высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра.
Требование по присвоению квалификационных категорий только педработникам с полным высшим образованием обусловлена необходимостью стимулирования работников, имеющих образовательно-квалификационные уровни младшего специалиста и бакалавра, к получению ими полного высшего образования и обретению специальных умений и знаний, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
Аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий:
Лица с полным высшим педагогическим или иным полным высшим образованием, которые до вступления в силу Законов от 10.02.1998 № 103/98-ВР «О профессионально-техническом образовании», от 16.01.2020 № 463-IX «Об общем среднем образовании», от 01.07.2014 № 1556-VII «О высшем образовании», от 11.07.2001 № 2628-III «О дошкольном образовании» работали и продолжают работать в учебных и других заведениях не по специальности, аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий как имеющие соответствующее образование (п. 4.10 Типового положения № 930).
Педагогическим работникам, которые имеют неполное высшее образование, устанавливается 8-й тарифный разряд по ЕТС. Уровень образования работника, который сочетает работу с учебой, определяется в соответствии с уже полученным образованием, независимо от профиля заведения образования.
Согласно п. 4.8 Типового положения № 930 лица, которые не имеют полного высшего образования и работают на должностях педработников, после получения соответствующего высшего образования аттестуются на присвоение квалификационной категории:
Таким образом, только после получения соответствующего полного высшего образования и при наличии стажа работы в педагогической должности не менее двух лет педработник может аттестоваться на присвоение квалификационной категории.
Не имеют права на присвоение квалификационной категории лица, которые не имеют полного педагогического или другого высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, то есть которые не имеют образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, лица с образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.
Также не имеют права на присвоение квалификационной категории руководители кружков, секций, студий, других форм работы кружка, работники, которые работают на должностях мастера производственного обучения; культорганизаторы; аккомпаниаторы; экскурсоводы; инструкторы по туризму; помощники директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму в общеобразовательных школах и профессиональных училищах социальной реабилитации; ассистенты учителя – реабилитолога; консультанты психолого-медико-педагогической консультации, независимо от уровня полученного ими образования. По результатам аттестации им присваиваются только тарифные разряды (п. 4.11 Типового положения № 930).
В соответствии с п. 3.30 Типового положения № 930 квалификационная категория, присвоенная педработнику по результатам аттестации, может изменяться только по решению аттестационной комиссии. Если решение аттестационной комиссии принято, руководитель заведения или органа управления образованием в течение пяти дней после заседания аттестационной комиссии издает соответствующий приказ о присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий.
Приказ издается в трехдневный срок, доводится до сведения педагогического работника под подпись и подается в бухгалтерию для начисления заработной платы.
Педработник может самостоятельно выбирать формы обучения, программы и учебные заведения. Закон № 2145 предусматривает, что педагогам гарантируется свободный выбор образовательных программ, форм обучения, заведений образования, учреждений и организаций, других субъектов образовательной деятельности, которые осуществляют повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.
К тому же есть возможность свободно выбирать виды (обучение по образовательной программе, стажировка, участие в сертификационных программах, тренингах, семинарах, семинарах-практикумах, семинарах-совещаниях, семинарах-тренингах, вебинарах, мастер-классах и т. п.) и формы (институционная, дуальная, на рабочем месте (на производстве) повышения квалификации.
Повышать квалификацию можно в:
Общее количество часов повышения квалификации в течение 5 лет не может быть меньше 150 часов.
Обратите внимание! В письме МОН от 04.03.2020 № 1/9-14 относительно повышения квалификации и аттестации педагогических работников рекомендуется аттестационным комиссиям, начиная с 2020 года:
1) устанавливать минимальные требования к объему (количеству часов) повышения квалификации педагогических работников заведений общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и профессионального предвысшего образования, а именно:
2) устанавливать минимальные требования к объему (количеству часов) повышения квалификации педагогических работников заведений дошкольного, внешкольного образования и не менее чем:
Для организации и проведения аттестации педагогических работников в учебных и других заведениях, органах управления образованием до 20 сентября ежегодно создаются аттестационные комиссии I, II и III уровней.
Уровень аттестационной комиссии
|
Где создается |
Обжалование принятого решения |
1 |
2 |
3 |
До 1 апреля | ||
Аттестационная комиссия I уровня |
В дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации независимо от подчинения, типов и форм собственности, учебно-методических (научно-методических) учреждениях, заведениях последипломного педагогического образования, специальных учреждениях для детей, а также заведениях здравоохранения, социальной защиты, культуры и других заведениях и учреждениях, в штате которых есть педработники |
В аттестационные комиссии ІІ и ІІІ уровней или в суд |
До 10 апреля | ||
Аттестационная комиссия II уровня |
В отделах образования районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, других подразделениях местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, в подчинении которых находятся учебные и другие заведения |
В аттестационную комиссию ІІІ уровня или в суд |
До 25 апреля | ||
Аттестационная комиссия III уровня |
В Министерстве образования и науки, молодежи и спорта АР Крым, органах управления образованием областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, других соответствующих структурных подразделениях местных органов исполнительной власти |
В суд |
Полномочия аттестационной комиссии:
До 10 октября подают в соответствующие аттестационные комиссии:
1) руководители учебных и других заведений, работники которых аттестуются, – списки педработников, подлежащих очередной аттестации, с указанием сроков прохождения повышения квалификации;
2) заявления педработников о внеочередной аттестации, о переносе срока аттестации, представления руководителя или педагогического совета заведения о присвоении работнику квалификационной категории, педагогического звания и в случае снижения им уровня профессиональной деятельности.
До 20 октября аттестационная комиссия утверждает списки аттестуемых педработников, график работы аттестационной комиссии, принимает решение о переносе срока очередной аттестации. Работники, которые аттестуются, знакомятся с графиком проведения аттестации под подпись.
До 15 марта аттестационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком работы изучает педагогическую деятельность аттестуемых лиц путем посещения уроков (учебных занятий), внеурочных (внеучебных) мероприятий, изучения уровня учебных достижений учащихся, студентов, курсантов, слушателей, воспитанников (далее – учащиеся) по предмету (дисциплине), который преподает педработник, знакомство с учебной документацией по выполнению педработником своих должностных обязанностей, его участию в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и других мероприятиях, связанных с организацией учебно-воспитательной работы, и т. п.
До 1 марта руководитель учебного и другого заведения подает в аттестационную комиссию характеристику деятельности педработника в межаттестационный период. Характеристику на руководителя учебного и иного заведения подает в аттестационную комиссию руководитель соответствующего органа управления образованием. Педработник не позднее чем за 10 дней до проведения аттестации знакомится с характеристикой под подпись.
Характеристика должна содержать оценку выполнения педработником должностных обязанностей, сведения о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, морально-психологических качествах, данные об участии в работе методических объединений, информации о выполнении рекомендаций, предоставленных предыдущей аттестационной комиссией, и т. п.
Заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника, (если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, длительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, по которым поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности).
Во время заседания аттестационной комиссии педработник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы относительно своей профессиональной деятельности.
Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии.
Решение аттестационной комиссии сообщается педработнику сразу после ее заседания под подпись. На каждого педагогического работника, который аттестуется, оформляется аттестационный лист в двух экземплярах по форме согласно приложению, один из которых хранится в личном деле педагогического работника, а второй не позднее трех дней после аттестации выдается ему под подпись (п. 3.15 разд. IIІ Типового положения № 930).
Есть причины, по которым аттестацию могут перенести на один год. Например, в случае длительной временной нетрудоспособности, если именно в год проведения очередной аттестации учитель перешел на работу в другое учебное заведению. Или же по другим уважительным причинам. В таком случае до следующей очередной аттестации за педагогами сохраняются установленные по предыдущей аттестации квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания.
Внимание! Процедура аттестации обязательна!
В соответствии со ст. 51 Закона № 2145 и Типовым положением № 930 аттестацию в школе можно заменить независимым оцениванием профессиональной компетентности учителя, которой является сертификация. Учитель по собственной инициативе проходит эту процедуру, состоящую из трех этапов:
Если участник не набирает достаточно баллов, то не переходит в следующий этап.
Успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение очередной (внеочередной) аттестации педагогическим работником с присвоением ему следующей категории педработника или подтверждением имеющейся высшей категории. В результате успешной сертификации работник получает сертификат, который действует три года. А главное – надбавку к зарплате в размере 20 % на этот период.
Если по каким-либо причинам сертификация не была успешной, ее результаты не влияют на аттестацию, а также на подтверждение имеющейся или присвоение следующей педагогической категории, продолжение работы в соответствующей должности.
Заявление о желании пройти сертификацию и пакет документов подают в региональные центры оценки качества образования. Достаточно иметь не менее чем два года стажа.
Планируется, что сертификация полностью заменит аттестацию. Но пока что это пилотный проект.
Внимание! Сертификацию проводят только для учителей начальной школы и только в пределах 2 000 участников (согласно приказу МОН от 04.12.2020 № 1522 «О некоторых вопросах проведения сертификации педработников в 2021 году». А приказом Госслужбы качества образования от 18.08.2021 четко прописаны критерии и методика оценивания профессиональных компетентностей.
Приказом Минкультуры от 12.07.2018 № 628 утверждено Положение об аттестации педагогических работников заведений (учреждений) образования сферы культуры (далее – Положение № 628). Это Положение распространяется на преподавателей, концертмейстеров, мастеров производственного обучения художественных школ, студий по подготовке актерских кадров при национальных творческих коллективах, художественных лицеев, профессиональных художественных колледжей и приравненных к ним заведений образования сферы культуры, а также на руководителей и заместителей руководителей таких заведений (учреждений) в части выполнения ими педагогической, преподавательской и/или концертмейстерской работы в предусмотренном законодательством объеме, методистов заведений, методических, учебно-методических и научно-методических подразделений, учреждений, на которые распространяются условия оплаты труда педагогических работников.
Не позднее 10 июня руководитель заведения (учреждения) своим приказом утверждает список педработников, которые подлежат аттестации в текущем календарном году. Педагогические работники, которые подлежат аттестации, должны быть ознакомлены с этим приказом под подпись не позднее последнего рабочего дня перед выходом в ежегодный отпуск.
До 20 сентября ежегодно для организации и проведения аттестации педработников создаются аттестационные комиссии:
Виды аттестационных комиссий |
Алгоритм действий |
1 |
2 |
Аттестационная комиссия |
На первом заседании избирает заместителя председателя и секретаря аттестационной комиссии и одобряет график проведения заседаний. Определяет адрес электронной почты для представления аттестационных документов в электронном виде (при необходимости). Обнародует информацию, определенную в абзацах втором – третьем этого пункта, путем размещения ее на официальном веб-сайте субъекта образования аттестационной комиссии, а также в заведениях (учреждениях). Принимает решение о переносе срока аттестации педагогического работника на 1 год в случаях, предусмотренных п. 7 разд. І Положения № 628. Решения, принятые на первом заседании аттестационной комиссии, оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Положению № 628 |
Аттестационная комиссия заведения (учреждения) |
Изучает на основании поданных педагогическими работниками аттестационных документов их педагогические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность. Принимает мотивированные решения о соответствии (несоответствии) педагогических работников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им тарифных разрядов, квалификационных категорий «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории» или об отказе в таком присвоении (подтверждении). Возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией органа управления, Госискусства о лишении звания «Старший преподаватель» в случае установления квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, нежели необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания. Предоставляет при необходимости рекомендации по повышению качества работы педагогическим работникам, которые аттестуются |
Аттестационная комиссия органа управления |
Изучает на основании поданных педработниками аттестационных документов их педагогические и/или методические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность. Принимает мотивированные решения о соответствии (несоответствии) педагогических работников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им квалификационных категорий «специалист высшей категории», педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист», тарифных разрядов и квалификационных категорий педагогическим работникам, указанным в п. 2 данного раздела, или об отказе в таком присвоении (подтверждении). Рассматривает апелляции на решения аттестационных комиссий подчиненных заведений (учреждений). Аттестационные комиссии, указанные в абзаце четвертом п. 1 данного раздела, рассматривают апелляции на решения аттестационных комиссий, указанных в абзаце пятом п. 1 этого раздела. По результатам рассмотрения аттестационные комиссии принимают мотивированные решения по удовлетворению или отказу в удовлетворении апелляций, в трехнедельный срок от даты их поступления. Рассматривает ходатайство аттестационной комиссии заведения (учреждения) и принимает соответствующее мотивированное решение по лишению звания «Старший преподаватель» в случае присвоения квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, чем необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания. Осуществляет контроль за обоснованностью и мотивированностью решений соответствующих аттестационных комиссий заведений (учреждений), предоставляет рекомендации по улучшению их работы |
Аттестационная комиссия Госискусства |
Изучает на основании поданных педработниками аттестационных документов их педагогические и/или методические достижения, устанавливает их соответствие требованиям, установленным законодательством и Положением № 628, при необходимости проверяет их достоверность. Принимает мотивированные решения о соответствии педработников занимаемым должностям, присвоении (подтверждении) им тарифных разрядов, квалификационных категорий «Специалист высшей категории», педагогических званий «Старший преподаватель», «Преподаватель-методист» или об отказе в таком присвоении (подтверждении). Рассматривает апелляции на решения аттестационных комиссий нижестоящего уровня и принимает мотивированные решения по удовлетворению или отказу в удовлетворении апелляций в двухнедельный срок от даты их поступления. Рассматривает ходатайство аттестационной комиссии заведения (учреждения) и принимает соответствующее мотивированное решение о лишении звания «Старший преподаватель» в случае присвоения квалификационной категории (тарифного разряда) ниже, чем необходима (необходим) для присвоения (подтверждения) педагогического звания. Осуществляет контроль за обоснованностью и мотивированностью решений соответствующих аттестационных комиссий нижестоящего уровня и предоставляет рекомендации по улучшению их работы |
Аттестация педработников заведений (учреждений) со статусом юридического лица, в штате которых работает менее 10 педработников, может проводиться непосредственно аттестационной комиссией органа управления или в определенном ею ином заведении соответствующего уровня.
Аттестация педработников методических (научно-методических) учреждений проводится аттестационными комиссиями органов управления.
Аттестация педработников Государственного научно-методического центра содержания культурно-художественного образования осуществляется аттестационной комиссией Госискусств.
Не позже 10 октября педагогические работники, которые подлежат аттестации в соответствии с Положением № 628 или которые выразили желание пройти внеочередную аттестацию на соответствие занимаемой должности и для присвоения (подтверждения) высшего тарифного разряда, квалификационной категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», подают заявление о прохождении аттестации по форме согласно приложению 2 к Положению № 628.
В соответствии с разд. V Положения № 628 прилагаются аттестационные документы:
Не позднее 15 октября для присвоения (подтверждение) квалификационной категории «специалист высшей категории», педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист» заявления о прохождении аттестации и аттестационные документы подаются педагогическими работниками в аттестационную комиссию органа управления, Госискусства.
Внимание! Если конечный срок рассмотрения аттестационных документов и принятия решения аттестационными комиссиями приходится на выходной или праздничный день, он продлевается до следующего рабочего дня.
Педработник, который подлежит аттестации, но не предоставил аттестационные документы в определенный Положением № 628 срок (кроме случаев, предусмотренных п. 7 разд. I данного Положения), считается не прошедшим аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Заявления педработников о прохождении аттестации с приложенными к ним аттестационными документами регистрируются секретарем аттестационной комиссии и хранятся у него до рассмотрения на заседаниях аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия изучает поданные документы на предмет полноты пакета документов, соответствия требованиям законодательства и Положения № 628 и их достоверности. Решение о результатах аттестации педагогических работников принимается:
При возникновении в аттестационной комиссии сомнений в достоверности аттестационных документов или других вопросов к педработнику, связанных с его аттестационными документами, аттестационная комиссия в письменном виде приглашает такого педработника на заседание для объяснений.
Письменное приглашение на заседание аттестационной комиссии подписывается ее председателем и не позднее чем за три рабочих дня до проведения заседания вручается секретарем аттестационной комиссии педработнику под подпись.
Кроме того, письменное приглашение отправляется на электронный адрес соответствующего заведения (учреждения) в сканированном виде и почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания соответствующей аттестационной комиссии.
Педагогический работник по желанию может присутствовать на заседании аттестационной комиссии при рассмотрении его аттестационных документов. Аттестационная комиссия не имеет права отказать педработнику в удовлетворении его желания присутствовать на заседании аттестационной комиссии во время его аттестации.
Руководитель или иной представитель заведения, педработники которого аттестуются аттестационной комиссией другого заведения, аттестационной комиссией органа управления или аттестационной комиссией Госискусств, может представлять в указанных комиссиях интересы аттестуемых педработников.
Проведение очередной аттестации педработников, прохождение которой в соответствии со сроками, установленными Положением № 628, приходится на период действия военного положения и следующие три месяца после его прекращения или отмены, переносится на следующий год после окончания указанного периода.
Период действия военного положения, а также следующие три месяца после его прекращения или отмены не входят в межаттестационный период. За педработниками сохраняется ранее присвоенные (подтвержденные) квалификационная категория (тарифный разряд), педагогическое звание до прохождения очередной или внеочередной аттестации.
Номер |
Вид |
Суть (кто, когда, зачем) |
1 |
2 |
3 |
1 |
О присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий |
Руководитель заведения или органа управления образования в течение 5 дней после заседания аттестационной комиссии издает соответствующий приказ, который в 3-дневной срок доводится до сведения педработника под подпись и подается в бухгалтерию для начисления зарплаты (перерасчет зарплаты производится со дня принятия соответствующего решения) |
2 |
О соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков |
Аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию в целях проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности |
3 |
О несоответствии педагогического работника занимаемой должности |
Руководителем учебного или иного заведения или органа управления образованием может быть принято решение о расторжении трудового договора с соблюдением требований законодательства о труде (п. 6.1-6.2 разд. VI Типового положения № 930) |
Педагогические работники в 10-дневный срок со дня вручения аттестационного листа имеют право подать апелляцию на решение аттестационной комиссии в аттестационной комиссии вышестоящего уровня.
Апелляция подается в письменной форме или направляется заказным письмом, в которой должно быть указано:
Апелляция подписывается лицом, которое ее подает.
Аттестационные комиссии, в которые подаются апелляции, рассматривают их в двухнедельный срок и принимают одно из четырех решений: