Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Особенности организации дистанционной работы учителей

29.09.2022 503 2 0


Дистанционная работа учителей не является новацией для системы образования. Ведь заведения образования уже имеют опыт, приобретенный во время локдаунов. Еще тогда они определили формы организации образовательного процесса, избрали и одобрили конкретные электронные образовательные платформы, онлайн-сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс. В то же время педагогические работники самостоятельно избирают формы, методы и средства дистанционного обучения, определяют, в каком режиме (синхронном или асинхронном) проводить конкретное учебное занятие. А вот как повлияло военное положение на организацию дистанционного образования, рассмотрим в настоящей статье.


Напомним, что не менее 30 % учебного времени, предусмотренного образовательной программой заведения образования, организуется в синхронном режиме, когда учитель и ученики одновременно взаимодействуют и коммуницируют между собой в электронной образовательной среде (обычно – онлайн-уроки). А 70 % учебного времени осуществляется взаимодействие в асинхронном режиме, то есть с задержкой во времени и применением для этого интерактивных образовательных платформ, электронной почты, форумов, социальных сетей и т. п. Об этом идет речь в Положении о дистанционной форме получения полного общего среднего образования, утвержденном приказом МОН от 08.09.2020 № 1115 (далее – Положение № 1115).

Для понимания разницы между указанными режимами отметим:

  • синхронный режим – это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники одновременно находятся в электронной образовательной среде или общаются с помощью средств аудио-, видеоконференции;
  • асинхронный режим – это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники взаимодействуют между собой с задержкой во времени, применяя для этого интерактивные образовательные платформы, электронную почту, форумы, социальные сети и т. п.

Организация дистанционного обучения

Дистанционное обучение вводится приказом по заведению образования, где должны быть определены его составляющие именно в этом заведении образования и предусмотрен как синхронный, так и асинхронный режим проведения занятий.

МОН рекомендует применять смешанный подход, который может помочь учителю объединить преимущества синхронного и асинхронного режимов, учебы в режимах онлайн и офлайн. Благодаря этому, с одной стороны, ученики смогут придерживаться более-менее привычного для них расписания, а с другой – не будут перегружены онлайн-присутствием.

Опыт весеннего карантина и тех школ, в которых дистанционное обучение вводилось осенью прошлого года, засвидетельствовал, что преподавание учебного материала во время сплошного видеоурока длительностью 35–40 минут неэффективно, ведь ученик устает и перестает воспринимать информацию. Именно поэтому продолжительность онлайн-урока должна быть не больше, чем обычный очный урок.

Существуют определенные требования, сколько времен дети разного возраста могут непрерывно работать с техническими средствами во время урока, чтобы не наносить вред здоровью. Эти требования сформулированы, в частности, в новом Санитарном регламенте, утвержденном приказом МОН от 25.09.2020 № 2205 (далее – Регламент № 2205):

  • для учеников 1-х классов – не больше 10 мин.;
  • для учеников 2–4-х классов – не больше 15 мин.;
  • для учеников 5–7-х классов – не больше 20 мин.;
  • для учеников 8–9-х классов – 20–25 мин.

В случае сдвоенных учебных занятий для учеников 10–11 (12) классов – не больше 25–30 мин. на первом учебном занятии и не больше 15–20 мин. на втором учебном занятии.

Также во время онлайн-урока, когда дети неподвижно сидят возле экрана, учитель должен не забывать о чередовании умственной активности с физической, предлагая ученикам подвижные игры, проводя гимнастику для глаз.

В приложении 3 к Регламенту № 2205 можно ознакомиться с перечнем упражнений для профилактики зрительной и статической усталости.

Платформы (сервисы) дистанционного обучения

Электронные образовательные платформы, онлайн-сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс во время дистанционной учебы, избирает и одобряет педагогический совет заведения образования (п. 5 разд. 1 Положения № 1115). Рекомендуется избрание для дистанционной учебы одной или двух образовательных платформ. Это облегчит ученикам, учителям и родителям организацию учебы и пользование соответствующими электронными ресурсами.

Также неоднократно акцентировалось внимание на полезности и удобстве G Suite for Education (это Google Classroom, Google Meet и набор других инструментов) – бесплатного пакета облачного программного обеспечения и цифровых инструментов от компании Google для организации дистанционного обучения.

Обратите внимание! В случае если ЗОСО отказывает в предоставлении дистанционного образования (например, ссылаясь на отсутствие у учителей смартфонов или компьютерів), родители могут в письменном виде обратиться к директору школы и напомнить, что учредитель заведения образования должен организовать системо-техническое обеспечение дистанционного обучения в заведении образования (п. 2 разд. 4 Положения № 1115), а руководитель заведения в пределах его полномочий может принимать решение о предоставлении педработникам персональных компьютеров во временное пользование (п. 12 разд. 1 Положения № 1115).

Такое решение может приниматься, если карантин или другие чрезвычайные обстоятельства делают невозможным посещение заведения образования и педагогический работник не может использовать для организации дистанционного обучения системотехническое обеспечение заведения образования и в то же время у него нет собственной компьютерной техники (письмо МОН от 02.11.2020 № 1/9-609, далее – Письмо № 609).

Оценивание учеников во время дистанционной учебы

Оценивание результатов учебы учеников может осуществляться очно или дистанционно, в синхронном или асинхронном режиме с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности видеоконференцсвязи, и должно осуществляться с соблюдением требований академической добропорядочности (абзацы второй – третий, ч. 8 разд. 1 Положения № 1115; Письмо № 609). Результаты оценивания фиксируются в классных журналах (электронных или печатных).

Формовочное, текущее и итоговое оценивание результатов учебы, выбор форм, содержания и способа оценивания осуществляют педработники заведения образования. Заведение образования имеет право определить собственные подходы к контролю и оцениванию результатов учебы учеников, а также определить сроки проведения и оценивания итоговых контрольных работ для учеников, которые не имели технической возможности пройти онлайн-обучение и оценивание (Письмо № 609).

Также заведения образования могут использовать отдельные, актуальные на данный момент, рекомендации относительно организации оценивания в условиях дистанционного обучения, предоставленные письмом МОН от 16.04.2020 № 1/9-213.

Специфика дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

При дистанционном обучении учеников с особыми образовательными потребностями учитывается индивидуальная программа развития. В зависимости от особых потребностей может предусматриваться привлечение вспомогательных технологий дистанционной учебы (озвучивание данных с экрана, голосовой ввод текста, субтитры, клавиатуры со специальными возможностями и т. п.) с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов ребенка.

Образовательный процесс во время дистанционной учебы лиц с особыми образовательными потребностями обеспечивается при участии ассистента учителя и/или ассистента ученика, проводятся дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия с учетом индивидуальной программы развития (п. 10 разд. 1 Положения № 1115).

Если ученики с особыми образовательными потребностями по состоянию здоровья, из-за отсутствия технических средств обучения или ограниченного доступа к Интернету не могут участвовать в синхронном режиме, следует использовать доступные средства коммуникации: телефонная, почтовая связь и т. п. (Письмо № 609).

Если во время чрезвычайных обстоятельств для лиц с особыми образовательными потребностями, принимая во внимание нарушения или другие особенности их развития, не может быть проведено оценивание результатов учебы с использованием технологий дистанционного обучения, такое оценивание может осуществляться очно после завершения/ослабления карантинных ограничений (в пределах учебного года или до начала нового учебного года) (абзац четвертый п. 4 разд. 3 Положения № 1115).

Напомним также, что для учеников, которые не могут участвовать в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа или ограниченный доступ к сети Интернет и/или техническим средствам обучения, в частности детей из семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных семей и т. п.), заведение образования обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учеников (телефонная, почтовая связь и т. п.) (п. 7 разд. 1 Положения № 1115).

Особенности работы педагогических работников во время летних каникул

В летний период педработники заведений образования не проводят занятия. Однако, поскольку рабочее время учителей включает не только учебную деятельность, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, учитель может, в частности, осуществлять воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и тому подобную деятельность.

Также учитель может:

  • повышать свою квалификацию;
  • проводить методическую работу;
  • осуществлять календарно-тематическое планирование, участвовать в работе предметных комиссий;
  • формировать индивидуальные образовательные траектории учеников и т. п.

Такая работа тоже требует затрат рабочего времени. Однако порядок нормирования такой работы не установлен. Впрочем, она должна выполняться в пределах тех же 18 часов в неделю и в любом случае – не меньше педагогической нагрузки, которая была до начала летних каникул. У школьного психолога, например, нагрузка должна быть не меньше 40 часов.

Также напомним, что в соответствии с п. 25 Типовых правил № 1115 (приказ МОН от 12.12.1993 № 455) во время каникул, которые не совпадают с очередным отпуском, руководитель заведения образования привлекает педагогов к педагогической и организационной работе в пределах времени, которое не превышает их учебной нагрузки до начала каникул. Организация такой работы осуществляется согласно плану работы в каникулярный период.

Оплата труда педработников во время летних каникул

Здесь следует обратить внимание на п. 71 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом МОН от 15.04.1993 № 102 (далее – Инструкция № 102), а именно: «За время работы в период каникул оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, которым разрешается вести преподавательскую работу или занятия с кружковцами в том же учреждении, проводится из расчета заработной платы, установленной во время тарификации, которая предшествовала началу каникул».

Согласно п. 77 Инструкции № 102, в случае, если в отдельные дни (месяцы) занятия не проводятся по независящим от учителя (преподавателя) причинам (сельхозработы, эпидемии, неблагоприятные метеорологические условия, военное положение и т. п.), его оплата осуществляется из расчета заработной платы, установленной во время тарификации, при условии что учитель (преподаватель) выполняет другую организационно-педагогическую работу.

В случае отсутствия такой работы время простоя оплачивается в порядке и размерах, определенных КЗоТом, но не менее 2/3 тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада) (постановление КМУ от 07.03.2022 № 221).

Рабочий простой педработника

Простой - это приостановка работы при отсутствии организационных или технических условий, необходимых для ее выполнения, из-за неотвратимых сил и других обстоятельств. Это исключительный случай в процессе деятельности учреждения или предприятия.

Причины простоя делятся на три вида:

  • по вине работодателя (административная приостановка деятельности учреждения, перепрофилирование работ, нарушение заведением договорных отношений с партнерами, экономический кризис и т. п.);
  • по вине работника (умышленное и неумышленное нарушение техники безопасности, трудовой дисциплины, повреждение оборудования и т. п.);
  • непреодолимые обстоятельства (война и объявленное военное положение, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, пандемия и т. п.).

Хотя военное положение ввели на всей территории Украины, ситуация в регионах отличается. Именно поэтому принятие решения об объявлении простоя требует учета текущей ситуации, а именно: может учреждение функционировать при этих условиях или нет.

Основными основаниями для введения простоя являются:

  • расположение учреждения на временно оккупированной территории;
  • расположение в зоне, где происходят боевые действия;
  • угроза жизни работников;
  • у педагогов нет возможности продолжать учить детей дистанционно;
  • учреждение разрушено полностью или частично.

Обратите внимание! Законодательство не устанавливает конкретных требований или условий, которые могут запретить работодателю или ограничить его в принятии решения о вводе простоя в условиях военного положения. Следовательно, лишь работодатель решает, объявлять простой во время войны или нет.

Если заведение образования объявляет простой, то это дает возможность:

  • привлекать временную замену на место отсутствующего работника;
  • выплачивать педагогам заработную плату в размере, предусмотренном ст. 113 КЗоТ;
  • уменьшить нагрузку на бюджет страны.

Напомним, что ответственные за кадровую документацию лица составляют акт простоя. Там должны быть указаны обстоятельства возникновения простоя, дата, с которой он объявляется.

Далее издается приказ для всего заведения образования. В нем указывается, кого именно будет касаться простой, на какой период он вводится, и обстоятельства, при которых простой закончится. Например: «до возможности возобновить работу», «до окончания периода военного положения». Оформлять простой на основании заявления от лица нельзя.

Приказ должен определить лицо, ответственное за его доведение до работников, на которых он распространяется. Это лицо должно также сообщить всем об окончании простоя и возобновлении работы.

На сегодня учитель имеет законное право работать из-за границы дистанционно. Руководитель не имеет права требовать информацию о месте, откуда учитель работает дистанционно. Он может спросить, но право предоставить ответ или нет – за работником.

Обратите внимание! В условиях военного положения выходить на работу в случае объявления простоя работник должен, только если был издан соответствующий приказ местной военной администрации привлекаться к работам по обеспечению деятельности критической инфраструктуры. Поэтому работодатель не может заставлять учителя выйти на работу во время простоя.

В завершение напомним: если работник заведения образования заболел в период простоя, он имеет право на оплату дней нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности, оформленный во время простоя, оплачивается в общем порядке. Здесь действуют нормы ч. 1 ст. 23 Закона от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании».

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2