Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Решается вопрос о доработке законопроект об отдельных вопросах уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка

Новое

28.04.2025 1 0 0

Комитет по вопросам молодежи и спорта рассмотрел проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка (№12323), поданный народным депутатом Украины Юрченко А.М.

Законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс Украины и Закон Украины «Об исполнительном производстве» нормами, согласно которым средства, добровольно перечисленные должником на личный счет в банковском учреждении его несовершеннолетнего ребенка, считаются осуществленными во исполнение решения суда о взыскании алиментов на его содержание и учитываются при исчислении размера.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что Постановлением Верховного Суда от 13 июня 2024 года по делу №760/17498/22 сделан вывод, что добровольное перечисление должником алиментов на личный счет его несовершеннолетнего ребенка считается осуществленным во исполнение судебного приказа о исполнении судебного приказа.

Учитывая вышеупомянутое постановление Верховного Суда, с целью формирования единой судебной практики, законопроект предлагает внести соответствующее уточнение в Семейный кодекс Украины и Закон Украины «Об исполнительном производстве».

Министерство социальной политики поддерживает законопроект.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека не поддерживает законопроект.

Министерство юстиции Украины не поддерживает законопроект.

Министерство юстиции Украины отмечает, что в соответствии с положениями статьи 36 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Верховный Суд является самым высоким судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способах, определенных процессуальным законом. Верховный Суд, в частности, обеспечивает одинаковое применение норм права судами различных специализаций в порядке и способах, определенных процессуальным законом.

Положениями статьи 13 указанного Закона предусмотрено, что заключения по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права. Таким образом, учитывая компетенцию Верховного Суда по обеспечению единообразного применения судами норм права, внесение предложенных изменений, по мнению Министерства юстиции Украины, нецелесообразно.

Кроме того, согласно положениям статьи 45 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», Большая Палата Верховного Суда в определенных законом случаях осуществляет пересмотр судебных решений в кассационном порядке с целью обеспечения одинакового применения судами норм права, анализирует и изучает судебную практику, обобщает судебную практику.

При этом Верховный Суд выражает правовые выводы по делам с учетом установления судами определенных фактических обстоятельств дела, и такие выводы не являются универсальными и типичными ко всем делам и фактическим обстоятельствам, которые могут быть установлены судами.

Министерство юстиции Украины также отмечает, что положениями статьи 71 Закона Украины "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что порядок взыскания алиментов определяется законом. Исполнитель взимает с должника алименты в размере, определенном исполнительным документом, но не менее минимального гарантированного размера, предусмотренного Семейным кодексом Украины.

В то же время, согласно части второй настоящей статьи в случае нецелевого расходования алиментов плательщик имеет право обратиться в суд с иском об уменьшении размера алиментов или о внесении части алиментов на личный счет ребенка в отделении Государственного сберегательного банка Украины.

То есть, у плательщика алиментов в случае нецелевого расходования алиментов предусмотрено право обратиться в суд с иском об уменьшении размера алиментов или о внесении части алиментов на личный счет ребенка в отделение Государственного сберегательного банка Украины.

Приведенное свидетельствует о том, что плательщик алиментов не наделен правом самостоятельно определять получателя алиментов, поскольку лицо, в пользу которого взимаются алименты (получатель алиментов) определяется судом по соответствующему иску/заявлению о выдаче судебного приказа, поданному/поданному тем из родителей, с кем проживает ребенок. Должник же в таком случае наделен правом инициировать мониторинг целевого использования алиментов.

Таким образом, по мнению Министерства юстиции Украины, реализация на практике предложенных проектом Закона изменений в Закон будет противоречить порядку и способу исполнения, предусмотренному судебным решением, которое вступило в законную силу и определено резолютивной частью исполнительного документа.

Кроме того, положениями статьи 185 Семейного кодекса Украины предусмотрено, что тот родитель, с кого присуждено взыскание алиментов на ребенка, а также тот родитель, к кому требование о взыскании алиментов не было подано, обязаны участвовать в дополнительных расходах на ребенка, вызванных особыми обстоятельствами (развитием и т.п.).

Учитывая приведенное реализация предложенных проектом Закона изменений, приведет к осложнениям при практическом применении соответствующих положений, поскольку остается непонятным, каким образом исполнителю выделять из средств, уплаченных должником на содержание ребенка – алименты (как обязательный платеж) и дополнительные расходы на ребенка при определении размера задолженности по уплате.

Институт правотворчества и научно-правовых экспертиз Национальной академии наук Украины считает, что законопроект нуждается в существенной доработке.

В соответствующем заключении указано, что вопросы осуществления расчета размера задолженности по алиментам относятся к сфере регулирования Закона Украины «Об исполнительном производстве» и не могут определяться в Семейном кодексе Украины.

Кроме этого, предложение об учете при определении размера задолженности по алиментам добровольных платежей, уплаченных должником на банковский счет ребенка, требует существенной доработки.

Так, в статье 179 Семейного кодекса Украины предусмотрено, что алименты, полученные на ребенка, являются собственностью ребенка. Тот родитель или другие законные представители ребенка, на имя которого выплачиваются алименты, распоряжается алиментами исключительно по целевому назначению в интересах ребенка. Несовершеннолетний ребенок имеет право участвовать в распоряжении алиментами, полученными для его содержания. Несовершеннолетний ребенок имеет право на самостоятельное получение алиментов и распоряжение ими в соответствии с Гражданским кодексом Украины.

Обычно в судебном решении предусматривается взыскание алиментов на имя родителя, с кем проживает ребенка. Следовательно исполнение судебного решения предусматривает уплату алиментов именно одному из родителей, а не непосредственно ребенку (если другое не предусмотрено в судебном решении), что делает невозможным учет платежей, осуществленных на личный банковский счет ребенка, при определении размера задолженности по алиментам.

В то же время, учитывая, что алименты присуждаются со дня обращения в суд (статья 191 Семейного кодекса Украины), целесообразным было бы определить, что учет таких добровольных платежей может осуществляться при расчете размера задолженности по алиментам, если такие платежи осуществлены в период до вступления в силу судебного решения о взыскании алиментов. После вступления в законную силу судебного решения отпадают правовые основания по уплате алиментов непосредственно ребенку.

Институт правотворчества и научно-правовых экспертиз НАН Украины также обращает внимание, что уплата алиментов после вступления в законную силу судебного решения может использоваться им для создания конфликтных ситуаций между вторым родителем и ребенком.

Также Институт предлагает такую ​​редакцию предлагаемых изменений в статью 71 Закона Украины «Об исполнительном производстве»:

«При исчислении размера задолженности по уплате алиментов учитываются средства, которые были добровольно уплачены должником непосредственно за счет несовершеннолетнего ребенка в банковском учреждении в промежутке между предъявлением иска и вступлением в законную силу судебного решения о взыскании алиментов, даже в случае если взыскателем алиментов является один».

В ходе обсуждения члены Комитета согласились с позицией Министерства юстиции Украины относительно нецелесообразности распространения конкретного решения Верховного суда по всем делам и фактическим обстоятельствам, которые могут быть установлены судами.

Также члены Комитета отметили, что предложенная норма приведет к нарушению судебного решения об определении лица, в пользу которого взимаются алименты. Кроме того, в случае перечисления всей суммы алиментов на банковский счет несовершеннолетнего ребенка, алименты могут быть использованы неэффективно, не на первоочередные нужды, а взыскатель алиментов будет вынужден самостоятельно удерживать ребенка.

Также члены Комитета отметили, что частью второй статьи 186 Семейного кодекса Украины предусмотрено право плательщика алиментов обратиться в суд с иском об уменьшении размера алиментов или о внесении части алиментов на личный счет ребенка в отделении Государственного сберегательного банка Украины в случае нецелевого расходования алиментов.

В то же время члены Комитета согласились с позицией Института правотворчества и научно-правовых экспертиз НАН Украины относительно целесообразности учета платежей родителя, проживающего отдельно от ребенка, уплаченных на банковский счет ребенка до вступления в силу судебного решения о взыскании алиментов.

В связи с указанным, Комитет по вопросам молодежи и спорта принял решение: рекомендовать Верховной Раде по результатам рассмотрения в первом чтении проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка (регистр. №12323), поданный народным депутатом Украины Юрченко'. законодательной инициативы.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу