Разъяснение Минэкономики о трудовых отношениях во время военного положения
1. Общее описание ситуации в сфере трудовых отношений
Основополагающие права граждан, связанные с реализацией права на труд, предусмотрены статьями 43-46 Конституции Украины.
Вместе с тем, согласно статье 64 Конституции Украины в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 настоящей Конституции.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 6 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в указе Президента Украины о введении военного положения указывается исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, временно ограничивающихся в связи с введением военного положения с указанием срока действии этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Указом Президента Украины от 24.04.2022 №64/2022 (далее – Указ) в Украине введено военное положение с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года сроком на 30 суток.
Согласно пункту 3 Указа в связи с введением в Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30 – 34, 38, 39, 41 – 44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, необходимых для обеспечения возможности введения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренные частью первой статьи 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения».
Учитывая вышеизложенное, на сегодняшний день могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные следующими статьями Конституции Украины:
Статья 43 Каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Использование принудительного труда запрещается. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, выполняемая лицом по приговору или иному решению суда или в соответствии с законами о военном и чрезвычайном положении.
Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом.
Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.
Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.
Статья 44. Работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей.
Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке.
Запрещение забастовки возможно только на основании закона.
В то же время обращаем внимание, что указанные ограничения не могут устанавливаться самостоятельно субъектами хозяйствования.
2. Как оформлять мобилизованных. Какие выплаты им причитаются.
Статьей 17 Конституции Украины, которая является нормой прямого действия и подлежит исполнению, установлено, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом украинского народа.
Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, на основании предложения Совета национальной безопасности и обороны Украины согласно пункту 20 части первой статьи 106 Конституции Украины, Закона Украины „О правовом режиме военного положения” с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 в Украине введено военное положение сроком на 30 суток.
Также Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 69/2022 объявлено проведение общей мобилизации.
Согласно статье 119 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка .
Работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.
За работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".
Учитывая перечисленные гарантии, работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятые на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы , во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения не подлежат увольнению на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ, а только освобождаются от исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, оформляемым соответствующим приказом (распоряжением) работодателя.
Основанием для сохранения места работы, должности и среднего заработка на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей есть сам факт принятия работника на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы (подтверждаемый предоставленными владельцу или уполномоченному им органу соответствующими справками, выписками из приказов и т.п.) во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения.
2.1. Относительно добровольцев территориальной обороны
Согласно части третьей статьи 9 Закона Украины "Об основах национального сопротивления" в состав добровольческих формирований территориальных общин зачисляются граждане Украины, отвечающие требованиям, установленным Положением о добровольческих формировании территориальных общин, прошли медицинский, профессиональный и психологический отбор и подписали контракт добровольца территориальной обороны.
Следует отметить, что согласно части второй статьи 24 Закона Украины "Об основах национального сопротивления" на членов добровольческих формирований территориальных общин при их участии в мероприятиях подготовки добровольческих формирований территориальных общин, а также выполнение ими задач территориальной обороны распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотрены Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 1 Закона Украины "Об обороне Украины" особый период - период, наступающий с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведение его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Кроме этого, статьей 1 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации" определено, что особый период - период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также исполнение гражданами Украины своей конституционной обязанности по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента оглашения решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положени в Украине или отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Согласно части первой статьи 119 КЗоТ на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Учитывая специфику службы в территориальной обороне, которая может предусматривать не постоянное, а периодическое вовлечение работника в исполнение своих обязанностей, считаем, что работодателю не нужно в обязательном порядке издавать приказ об освобождении работника от выполнения работы по трудовому договору.
В каждом конкретном случае следует исходить из уровня привлечения работника к участию в территориальной обороне, количеству рабочего времени, которое тратит работник на эту деятельность и эффективность и возможность выполнения его обязанностей по трудовому договору.
При этом на время выполнения работниками обязанностей по территориальной обороне в рабочее время им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Документами, подтверждающими участие в территориальной обороне являются контракт добровольца территориальной обороны.
3. Самый простой способ оформления работников, покинувших территорию боевых действий или сидящих дома – дистанционная работа.
Если специфика выполнения работы предусматривает возможность ее осуществления удаленно, посредством информационно-коммуникационных технологий, работодателю целесообразно принять решение о переводе работника на дистанционную работу.
В соответствии с частью первой статьи 602 КЗоТ дистанционная работа - это форма организации труда, при которой работа выполняется работником вне рабочих помещений или территории владельца или уполномоченного им органа, в любом месте по выбору работника и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Согласно пункту 61 части первой статьи 24 КЗоТ трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы обязательно при заключении трудового договора о дистанционной работе или о надомной работе.
Типовая форма трудового договора о дистанционной работе утверждена приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 5 мая 2021 г. № 913-21 «Об утверждении типовых форм трудовых договоров о надомной и дистанционной работе».
В то же время, согласно части одиннадцатой статьи 602 КЗоТ на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и/или в случае возникновения угрозы вооруженной агрессии, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера дистанционная работа может вводиться приказом ( распоряжением) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме. С таким приказом (распоряжением) работник знакомится в течение двух дней со дня его принятия, но до введения дистанционной работы. В таком случае нормы части третьей статьи 32 настоящего Кодекса не применяются.
Следует учесть, что в условиях военных действий возможны отключения коммуникаций, разрешающих выполнение дистанционной работы – электроэнергия и сеть Интернет.
Невозможность выполнения работником дистанционной работы в связи с отсутствием соответствующих коммуникаций, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Если трудовой договор о дистанционной не заключался, а работник был переведен на дистанционную работу приказом работодателя, рекомендуем с целью надлежащей организации выполнения дистанционной работы, ознакомления работника с приказами (распоряжениями), сообщениями, поручениями, заданиями и другими документами работодателя заранее договориться между сторонами при выполнении дистанционной работы:
- определить средства электронной связи, например, электронная почта, номер телефона, мобильное приложение и т.д.);
- условия отчетности работника о проделанной работе (если это необходимо);
- условия сообщения работником о возникновении ситуаций, исключающих надлежащее выполнение дистанционной работы
- другие условия коммуникации и взаимодействия сторон.
Обращаем внимание, что общая продолжительность рабочего времени не может превышать норм, предусмотренных статьями 50 и 51 КЗоТ, а работнику, выполняющему дистанционную работу, гарантируется период свободного времени для отдыха (период отключения), во время которого работник может прерывать любой информационно- телекоммуникационная связь с собственником или уполномоченным им органом, и это не считается нарушением условий трудового договора или трудовой дисциплины. Период свободного времени отдыха (период отключения) определяется в трудовом договоре о дистанционной работе.
По возможности может быть введен также гибкий режим рабочего времени и надомная работа (статья 60, 60-1 КЗоТ).
3.1. Что делать с теми, кто не может выйти на работу и не может выполнять ее дистанционно?
При возможности целесообразно предоставить работникам оплачиваемые отпуска (ежегодные, социальные), а также отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые в обязательном порядке и отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые по соглашению сторон в порядке, определенном законодательством (ст. ст. 25, 26 Закона Украины "Об отпусках").
3.2. Как оформить отсутствие работников, покинувших свои рабочие места на территории ведения боевых действий и как табелировать?
Необходимо табелировать отсутствие такого работника условным обозначением НЗ (отсутствие по невыясненным причинам) или І (другие причины неявки). После выяснения обстоятельств и обнаружения, что причины были уважительными, табель учета использования рабочего времени можно скорректировать.
4. Что делать с работниками в случае, если предприятие не может работать или если невозможна работа части структурных подразделений?
Объявление простоя.
Согласно статье 34 КЗоТ простой – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или иными обстоятельствами.
В случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности сроком до одного месяца.
Согласно статье 113 КЗоТ О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган или бригадира, мастера или должностных лиц.
В случае возникновения простоя не по вине работника целесообразно оформить:
- акт простоя, в котором зафиксировать обстоятельства, в результате которых возник простой, дату возникновения простоя и т.д.
- приказ владельца или уполномоченного им органа, который будет содержать перечень структурных подразделений, на которые распространяется простой, в случае, если простой не будет распространяться на все предприятие, а также дату начала и, по возможности, дату окончания простоя или событие, с которым пов' связанное окончание простоя.
Если простой носит круглосуточный (недельный) характер, собственник или уполномоченный им орган должен в приказе оговорить необходимость присутствия или отсутствия работника на работе.
Согласно требованиям статьи 113 КЗоТ время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
При этом доплата до уровня минимальной зарплаты при простое не осуществляется (разъяснение Минсоцполитики некоторых вопросов оплаты труда на выполнение Закона Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»).
Следует заметить, что согласно статье 98 КЗоТ, статьи 8, 13 Закона оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании актов Кабинета Министров Украины в пределах бюджетных ассигнований.
Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом.
5. Можно ли работника, не появляющегося на работе вследствие обстоятельств, связанных с боевыми действиями, направить «задним числом» в отпуск, в т.ч. карантинный?
Нет.
Однако указанное время неявки работника в табеле учета использования рабочего времени целесообразно отмечать условным обозначением «I» – другие причины неявок или «НЗ» – неявка по невыясненным причинам.
Следует отметить, что работники, не выходящие на работу в результате ведения военных действий и связанных с ними обстоятельств, не могут быть уволены согласно пункту 4 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины по основанию „прогул”.
Указанное обусловлено необходимостью сохранения жизни и здоровья таких работников и их семей и считается отсутствием на работе по уважительным причинам. Если не было объявлено простой, в таком случае за работниками сохраняются рабочее место и должность.
6. Будет ли Гоструда налагать штрафы за нарушение законодательства сейчас, если обнаружит его после окончания военного времени.
Торгово-промышленная палата Украины (ТПП) сообщила об удостоверении факта наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) с 24 февраля 2022 года.
Так, согласно письму ТПП от 28.08.2022 № 2024/02.0-7.1 Торгово-промышленная палата Украины (далее – ТПП Украины) на основании статей 14 и 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 № 6 /97-BP, Устава ТПП Украины, этим свидетельствует форс мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию Российской Федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 сроком на 30 суток, согласно Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 г. №64/2022 «О введении военного положения в Украине».
Учитывая это, ТПП Украины подтверждает, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания, являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельным налоговым или другим обязательствам. обязательством, исполнение которых/-го наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и исполнение в соответствии с которыми/-го стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) .
Согласно части первой статьи 9 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) Положения настоящего Кодекса применяются к урегулированию отношений, возникающих в сферах использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства.
Согласно части первой статьи 617 ГК лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло в результате случая или непреодолимой силы.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в условиях военного положения положения ГК по освобождению от ответственности за нарушение обязательства должно применяться и к обязательствам по трудовым отношениям.
Вместе с тем обращаем внимание, что освобождение от ответственности за нарушение обязательства в результате форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы) не освобождает от исполнения самого обязательства.
Таким образом, после устранения вышеупомянутых обстоятельств, лицо обязано выполнить все свои обязательства перед другой стороной.
7. Как выплачивать зарплату, если у бухгалтера нет возможности начислить ее. И будут ли за это санкции после окончания военного времени?
На сегодняшний день законодательством предусмотрено 5 видов ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, финансовая и уголовная.
Одним из главных условий привлечения к каждому из вышеупомянутых видов ответственности является наличие вины лица в действиях, носящих противоправный характер.
Если в связи с военными действиями ответственное должностное лицо не имеет фактической возможности производить начисление заработной платы в установленные сроки - оно не может быть привлечено к любому из вышеупомянутых видов ответственности.
Вместе с тем считаем, что работодатели должны принимать все возможные меры по обеспечению реализации права работников на своевременное получение заработной платы (например, путем перевода бухгалтеров на дистанционную работу и обеспечения программно-техническими средствами для ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности).
8. О потере действия распорядительных актов по отстранению от работы невакцинированных от COVID-19 работников.
Приказом Министерства здравоохранения (далее – Минздрава) от 25 февраля 2022 года № 380, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26 февраля 2022 года под № 256/37592, приостановлено действие приказа Минздрава от 04 октября 2021 года № 2153 «Об утверждении , производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам», до завершения военного положения в Украине.
Учитывая, что вышеупомянутый приказ Минздрава служил основанием для издания соответствующих распорядительных актов (приказов, распоряжений) работодателей по отстранению от работы невакцинированных от COVID-19 работников, считаем, что все приказы об отстранении работников в связи с отказом или уклонением от вакцин признаны утратившими силу со дня вступления в силу вышеупомянутого приказа Минздрава от 25 февраля 2022 года № 380. Следовательно отстраненные лица допускаются к выполнению задач по должности.
Отдельно отмечаем, что приказ Минздрава от 25 февраля 2022 № 380 вступил в силу 01 марта 2022 (опубликован в бюллетене «Официальный вестник Украины» от 01 марта 2022 за № 17).
9. Что делать, если работник потерял связь с работодателем, который в результате военных действий не может организовать такому работнику работу (уничтожение, разрушение помещения юридического лица, гибель или исчезновение физического лица-предпринимателя)?
Согласно части первой статьи 21 КЗоТ трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
В силу вышеизложенного, если работодатель не имеет возможности обеспечить работника необходимыми условиями труда, последний не обязан выполнять свои трудовые обязанности.
В случае наличия связи с работодателем, а также наличия возможностей для этого трудовой договор может быть расторгнут в соответствии со статьей 38 КЗоТ в срок, о котором просит работник, поскольку считаем, что ведение боевых действий в соответствующей местности является уважительной причиной для такого сокращения. срока.
В случае отсутствия каких-либо контактов с работодателем, в том числе и в случае смерти работодателя физического лица-предпринимателя или по другим причинам, исключающим расторжение трудового договора, считаем, что в порядке отдельного производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Украины (далее – ГПК ), может быть установлен факт прекращения трудовых отношений.
Согласно части седьмой статьи 19 ГПК отдельное производство предназначено для рассмотрения дел о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов личности или создания условий для осуществления им личных неимущественных или имущественных прав или подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав.
Согласно пункту 5 части второй статьи 293 ГПК суд рассматривает в порядке отдельного производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Дополнительно информируем, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» от 5 февраля 2021 № 1217-IX учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Ведение трудовой книжки при этом осуществляется работодателем только по желанию работника.
Также отмечаем, что в соответствии с частью второй статьи 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
https://www.me.gov.ua/
Комментарии к материалу