Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Обзор законопроекта №7406 о поддержке работодателей и работников в условиях военного положения

22.06.2022 130 0 0

Эксперты Проекта USAID «ГОВЕРЛА» подготовили обзор проекта Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по поддержке работодателей и работников в условиях военного положения (№7406) .
Основной целью законопроекта является снижение налоговой нагрузки на заработную плату и оказание существенной поддержки работодателям и работникам в военное время для содействия восстановлению экономики, увеличению занятости населения, уменьшению безработицы, выводу экономики из тени в части оплаты труда, улучшению социально-экономической ситуации, увеличению поступлений в местных бюджетов и Пенсионного фонда Украины (в средней перспективе) и усиление партнерства государства и бизнеса.
Проанализировав предложенные изменения, специалисты акцентировали внимание на ключевых аспектах, которые по их мнению требуют дальнейшего урегулирования. Эксперты считают необходимым доработать законопроект (регистр. №7406) с учетом указанных аспектов и выстроить эффективную модель снижения налоговой нагрузки на оплату труда в послевоенный период на основе введения простых и понятных правил налогообложения, соблюдая основы налогового законодательства.
________________________________________
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
проекта Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по поддержке работодателей и работников в условиях военного положения (регистр. №7406)
Дата: 25 мая 2022 года
1. Цель:
снижение налоговой нагрузки на заработную плату и оказание существенной поддержки работодателям и работникам в военное время для содействия восстановлению экономики, увеличению занятости населения, уменьшению безработицы, выводу экономики из тени в части оплаты труда, улучшению социально-экономической ситуации, увеличению поступлений в местные бюджеты и Пенсионного фонда Украины (в средней перспективе) и усиление партнерства государства и бизнеса
2. Статус:
25 мая 2022 г. получен Верховной Радой Украины.
26 мая 2022 г. прорабатывается Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
3. Основные законодательные изменения и их влияние на деятельность органов местного самоуправления:
1. Законопроектом предлагаются внесение изменений в Налоговый кодекс Украины путем дополнения его пунктом 24 следующего содержания: «24. Временно, начиная с 1 июля 2022 года и в период военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, установить такие ставки налога на доходы физических лиц по доходам, начисленным (выплаченным, предоставленным) плательщику в форме заработной платы (включая основную и дополнительную заработную плату и другие поощрительные и компенсационные выплаты, том числе в натуральной форме, согласно Закону Украины «Об оплате труда») в связи с трудовыми отношениями:

  •  если такие доходы плательщика от одного работодателя не превышают пять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, ставка налога составляет 9 процентов налогооблагаемой базы, указанной в абзаце первом настоящего пункта;
  •  если такие доходы плательщика от одного работодателя превышают пять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, но не превышают десять установленных законом минимальных заработных плат, ставка налога составляет 18 процентов налогооблагаемой базы и применяется к сумме превышения над базой налогообложения, определенной абзацем вторым этого пункта;
  •  если такие доходы плательщика от одного работодателя превышают десять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, ставка налога составляет 25 процентов налогооблагаемой базы и применяется к сумме превышения над базой налогообложения, определенной абзацем третьим настоящего пункта».

2. Законопроектом предлагаются внесение изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» путем дополнения его пунктом следующего содержания: «924. Временно, начиная с 1 июля 2022 года и в период военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, установить, что единый взнос для плательщиков, указанных в пункте 1 части 1 статьи 4 настоящего Закона, устанавливается на сумму начисленной за календарный месяц каждому застрахованному лицу заработной платы (включая основную и дополнительную заработную плату и другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе натуральныеной форме, в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда») в таком размере:

  •  если сумма заработной платы не превышает пяти установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, единый взнос составляет 11 процентов базы начисления, указанной в абзаце первом настоящего пункта, но не ниже размера минимального страхового взноса;
  •  если сумма заработной платы не превышает пять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, но не превышает десять установленных законом минимальных заработных плат, единый взнос составляет 22 процента и применяется к сумме превышения над базой начисления, определенной в абзаце втором настоящего пункта;
  •  если сумма заработной платы превышает десять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, единый взнос составляет 29 и применяется к сумме превышения над базой начисления, определенной в абзаце третьем настоящего пункта.

При начислении заработной платы (доходов) независимо от ее (их) размера физическим лицам из источников не по основному месту работы применяется ставка единого взноса, определенная абзацами вторым-четвертым этого пункта».
Проблемные аспекты дальнейшего урегулирования.
1. По данным Государственной службы статистики Украины, заработная плата 85% штатных работников в декабре 2021 г. не превышала 25 тыс. грн. Предлагаемая ставка налога на доходы физических лиц для таких плательщиков (9% налогооблагаемой базы) существенно повлияет на снижение финансовой способности органов местного самоуправления. По ориентировочным подсчетам уменьшение поступлений в местные бюджеты НДФЛ, являющиеся основным бюджетообразующим налогом, составит 45,98 млрд грн, областных бюджетов – 11,5 млрд грн до конца 2022 года и соответствующее уменьшение доходов Государственного бюджета.
2. Введение прогрессивного налогообложения доходов, начиная с 1 июля 2022 г. и в период военного положения, а именно среди бюджетного года, фактически лишило возможности учета таких налоговых новаций при планировании доходов и расходов, избеганию рисков разбалансирования местных бюджетов.
3. Потеря доходов местных бюджетов потребует внесения изменений в местные бюджеты на текущий бюджетный год в части перераспределения и/или уменьшения бюджетных расходов, что приведет к негативному влиянию на надлежащее финансовое обеспечение и организацию публичных услуг на местном уровне.
4. В законопроект не предоставлено финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты) и предложения по сокращению расходов бюджета и/или источников дополнительных поступлений бюджета для достижения сбалансированности бюджета, что не соответствует требованиям части первой статьи 27 Бюджетного кодекса Украины. Учитывая существенное уменьшение доходов местных бюджетов в виде потери НДФЛ из-за прямого влияния законодательной инициативы и отсутствия в законопроекте механизмов или дополнительных ресурсов на компенсацию этих поступлений – целесообразно предусмотреть дополнительные компенсаторы таких потерь (дополнительную дотацию, увеличение % зачислений НДФЛ в местный бюджет, другие ).
5. Дополнительная налоговая нагрузка на плательщиков налога с заработной платой выше 65 тыс. грн может повлечь за собой такие негативные явления как тенизацию оплаты труда и рост теневого сектора в целом, вероятную потерю высококвалифицированных кадров, увеличение стоимости товаров и услуг компаний с высоким уровнем оплаты труда ее персонала и т.д. .
6. В законопроекте и пояснительной записке не приведено финансово-экономического обоснования размера ставок прогрессивного налогообложения доходов (предложено: 9%, 18% и 25% базы налогообложения) и градации доходов, при которых эти ставки применяются (предложено: 11% базы налогообложения если доходы не превышают пять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц (до 32500 по состоянию на 1.06.2022), 18% налогооблагаемой базы – если доходы превышают пять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц, но не превышают десять установленных законом законом минимальных заработных плат (от 32501 до 65000 грн), 25% налогооблагаемой базы – если доходы превышают десять установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц (более 65000 грн. по состоянию на 1.06.2022).
7. Снижение ставки ставка единого взноса на сумму начисленной за календарный месяц каждому застрахованному лицу заработной платы (включая основную и дополнительную заработную плату и другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме), при размере менее пяти установленных законом минимальных заработных плат за календарный месяц в размере 11 процентов базы начисления, существенно повлияет на снижение поступлений в Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования и Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
8. Предложенная законодательная инициатива уменьшает размер страхового взноса (поступления от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемые на общеобязательное государственное пенсионное страхование), что негативно отразится на будущем размере пенсии застрахованного лица, а также ставит под сомнение возможности надлежащих выплат по другим видам общеобязательного государственного социального страхования.
9. Существует потребность в эффективной модели снижения налоговой нагрузки на оплату труда в послевоенный период на основе введения простых и понятных правил налогообложения, соблюдая основы налогового законодательства.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу