Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Дискуссии по реформированию солидарной пенсионной системы

Новое

05.03.2025 6 0 0

26 февраля 2025 года Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова приняла участие в экспертной дискуссии, организованной Центром экономической стратегии (ЦЭС), по теме: «Какое будущее солидарной пенсионной системы?». Мероприятие было проведено в рамках проекта Good Governance Fund "Economic Hub", финансируемого UK International Development от правительства Великобритании.

Кроме того, в мероприятии приняли участие первая заместитель Министра социальной политики Украины Дарья Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления КШЭ Юлия Маркуц, заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин, ведущая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий, а модератором мера.

Предметом обсуждения стали вопросы реформирования солидарной пенсионной системы.

С момента принятия Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» солидарная пенсионная система претерпела четыре этапа реформирования. Несмотря на внесенные изменения, система остается уязвимой и имеет ряд структурных недостатков.

Указанные проблемы существенно обострились в результате демографических и бюджетных вызовов, в частности полномасштабным вторжением. Текущая ситуация ставит под угрозу долгосрочную устойчивость пенсионного обеспечения, требующую дальнейших законодательных изменений и стратегического пересмотра подходов к функционированию пенсионной системы Украины.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по социальной политике и защите прав ветеранов Галина Третьякова отметила: «Проблематику пенсионного обеспечения солидарного уровня можно решить только на макроэкономическом уровне».

Во время своего выступления председатель Комитета Галина Третьякова проинформировала присутствующих об актуальных проблемах пенсионной системы, которые имеют комплексный юридический характер и требуют системного решения на законодательном уровне, к которым относятся:

1. Демографический кризис и его последствия для пенсионного обеспечения:

  •  уменьшение численности трудоспособного населения и увеличение доли пенсионеров создают чрезмерную нагрузку на солидарную систему;

2. Низкий прожиточный минимум и их несоответствие фактическим потребностям:

  •  отсутствие единого методологического подхода к определению размера прожиточного минимума, что приводит к его искусственному занижению;
  •  влияние низкого прожиточного минимума на расчет социальных выплат, в том числе минимальной пенсии;

Глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова отметила: «Наш комитет об этом неоднократно указывал Минфину. Проблематика кроется в реформе "Гройсмана и Ревы" 2016 года, когда большое количество должностных окладов в 14 законах Украины было привязано к прожиточному минимуму с разными коэффициентами вплоть до 75. Я эту проблему называю "340 vs 475". Речь идет о том, что если мы поднимем прожиточный минимум до 6 тысяч, то для обеспечения минимальной пенсии, которую получают у нас сегодня около 30% пенсионеров, потребуется 340 миллиардов. А для того, чтобы на том же уровне прожиточном минимуме обеспечить оплату в государственных учреждениях, нужно будет 475 миллиардов гривен. Таким образом, отвязка в 14 законах должностных окладов от прожиточного минимума является второй макроэкономической проблемой.

3. Проблемы системы социального страхования (устаревшая модель, низкий уровень выплат):

  •  финансовое несоответствие распределения пенсионного поступления от ЕСВ;
  •  отсутствие должного управления системой с участием СПО работодателей и профсоюзов.

4. Списки №1 и №2 (льготное пенсионное обеспечение):

  •  отсутствие четких критериев актуализации списков №1 и №2 в соответствии с современными изменениями в трудовом законодательстве и условиях труда;
  •  отсутствие справедливого распределения обязательств между работодателями и государством в финансировании таких пенсий.

5. Финансирование судебных расходов по делам по пенсионным спорам:

  •  отсутствие эффективного механизма внесудебного урегулирования пенсионных споров;
  •  перегруженность судебной системы из-за большого количества дел по пенсионному обеспечению;

6. Дифференциация пенсионного обеспечения в солидарной системе:

Глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов отметила: «Дифференциация пенсионного обеспечения является следствием того, что мы не рассматриваем «солидарку» как солидарную систему, когда и богатые, и бедные платят разные взносы, но пенсия одинакова для всех. Если бы мы перераспределили пенсию, поровну между пенсионерами она была бы сегодня на уровне 5,8 тысячи гривен. Это среднее пенсионное обеспечение сегодня. В то же время мы эту солидарность убили, введя только страховые механизмы. Такую персонификацию 40% граждан воспринимают как несправедливость».

7. Отсутствие дополнительных составляющих пенсионного обеспечения:

  •  отсутствие накопительной пенсионной системы, как дополнительного источника дохода пенсионеров;
  •  недостаточное привлечение негосударственных пенсионных фондов и других механизмов долгосрочного пенсионного страхования;
  •  отсутствие законодательных стимулов для работодателей по участию в формировании пенсионных накоплений работников.

8. Специальные пенсионные режимы (отсутствие единого пенсионного возраста):

  •  наличие категорий граждан, для которых нет пенсионного возраста, а есть только выслуга, отличающаяся от общеустановленного пенсионного возраста, также создает финансовое давление на пенсионную систему;
  •  отсутствие четкой стратегии реформирования специальных пенсий, учитывающей демографические и экономические вызовы;

Глава Комитета акцентировала внимание на ключевых изменениях, которые уже произошли в пенсионном обеспечении – это прежде всего:

1. Частичное решение проблемы верификации пенсионных выплат (2019 г.)

Одной из главных проблем пенсионной системы было отсутствие должной проверки правомерности начисления пенсий. Это приводило к случаям незаконного получения выплат, в частности, "мертвыми душами", двойного получения пенсий или начисления на основе поддельных документов.

Решение проблемы:

  •  принят Закон Украины от 3 декабря 2019 года №324-ІХ "О верификации и мониторинге государственных выплат", регламентирующий порядок проверки законности назначения пенсий;
  •  с 2019 года верификация пенсий была частично внедрена через автоматическую систему мониторинга выплат;
  •  осуществляется сопоставление информации между базами данных Пенсионного фонда, Министерства социальной политики и Государственной налоговой службы.

2. Законодательное урегулирование индексации пенсий

До 2021 года механизм индексации пенсий не имел четкой законодательной регламентации, что приводило к задержкам и неравномерному повышению выплат.

Решение проблемы:

  •  принятие Закона Украины от 15 февраля 2022 года №2040-ІХ “О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию пенсионного законодательства” которым предусмотрена ежегодная индексация пенсий;
  •  установлен единый механизм корректировки пенсий с привязкой к уровню инфляции и рост средней заработной платы;
  •  индексация стала автоматической, что делает невозможными политические манипуляции по повышению пенсий перед выборами.

3. Солидарная пенсия, право на которую приобретено путем уплаты добровольных взносов

Ранее право на получение солидарной пенсии имели только лица, уплачивавшие ЕСВ в течение официального трудового стажа. Это создавало проблемы для граждан, которые по разным причинам не смогли выработать необходимый страховой стаж.

Решение проблемы:

  •  в 2022 году внесены изменения в Закон Украины № 322-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", которыми разрешена добровольная уплата ЕСВ для формирования права на пенсию;
  •  граждане, не имевшие достаточного стажа, получили возможность "докупить" необходимый страховой период, позволяющий им претендовать на пенсию по возрасту;
  •  установлены четкие правила для зачисления добровольных взносов в страховой стаж.

Председатель Комитета обратила внимание на то, что украинская система верификации государственных выплат, в частности пенсий, имеет несколько преимуществ по сравнению с США, а именно:

  •  Централизованную систему верификации

В Украине существует единая государственная система верификации социальных выплат в Пенсионном фонде с привлечением Министерства финансов Украины.

  •  Автоматизированную проверку баз данных

Украина использует автоматическое сопоставление информации между базами Пенсионного фонда Украины, Государственной налоговой службы Украины, Министерства социальной политики Украины и банков, что позволяет быстрее выявлять мошенничество.

  •  Более жесткие правила борьбы с "мертвыми душами"

Украина систематически проверяет наличие пенсионеров в реестре живых лиц.

  •  Использование технологий верификации

В Украине введена верификация пенсионеров с помощью банковских проверок, электронных реестров и даже визитов граждан социальными работниками.

Участники дискуссии рассмотрели несколько инициатив по упрощению начисления пенсий, внедрению цифровых инструментов для автоматизации процесса исчисления пенсий и усовершенствованию источников финансирования системы.

По итогам дискуссии участники подтвердили необходимость законодательных изменений в сфере пенсионного обеспечения, в частности, пересмотр механизмов выплат, устранение противоречий в законодательстве и внедрение прозрачных механизмов расчета пенсий.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу