Урегулирование проблемы безвозмездного выделения земельных участков
Проблематика
Право бесплатной приватизации земельных участков в Украине появилось еще в 1992 году. За эти годы система такой приватизации превратилась в решение, которое должно развивать экономику, частную собственность и сельские территории в безмерный источник коррупции.
Национальное агентство по предотвращению коррупции в документе «Коррупционные риски в процедуре безвозмездной приватизации: аналитический обзор» (декабрь 2020 года) определяет как минимум 6 коррупционных схем, наиболее часто используемых при безвозмездной приватизации земельных участков. Вместе с тем именно объемы коррупции измерить очень сложно. По данным Госгеокадастра, более 5 миллионов гектаров земель в Украине были незаконно выведены в частную собственность из-за механизма безвозмездной приватизации за годы Независимости.
Ключевые коррупционные риски, выделяемые НАПК:
- продажа информации о местоположении свободных земельных участков;
- согласование отвода земельного участка по процедуре безвозмездной приватизации за неправомерную выгоду;
- злоупотребление правом бесплатного получения земельных участков и «повторная приватизация»;
- привлечение фиктивных заявителей для выведения земельных участков путем использования механизма безвозмездной приватизации;
- использование земельных льгот участников боевых действий в коррупционных схемах
Другие проблемы, возникающие в процессе реализации нормы:
- недостаточное количество земель государственной и коммунальной собственности, которые могут быть приватизированы. Следовательно, земли на всех граждан не хватит;
- отсутствие реестра тех, кто уже получил земельные участки по праву бесплатной приватизации;
- отсутствие четкой схемы-инструкции по получению земельного участка;
- как следствие, разная трактовка понятия и отсутствие четких критериев к изображению желаемого местоположения земельного участка в прилагаемых к ходатайству графических материалах.
В процессе реализации реформы децентрализации общинам были переданы земли вне населенных пунктов. Следовательно, актуальность проблемы к концу неурегулированной безвозмездной приватизации для общин значительно увеличилась.
Очевидно, что эта проблема должна быть решена на общегосударственном уровне. Вместе с тем, видим, что НАПК включило решение коррупционных рисков при безвозмездном выделении земельных участков в Антикоррупционную стратегию 2021-2025. Однако по состоянию на март 2024 года практически никаких мер в этом направлении осуществлено не было.
Поэтому аналитико-адвокационный центр "Львовский регуляторный хаб" призывает общины идентифицировать эту проблему и решать ее в рамках законодательства. В организации предполагают, что у каждого общества есть своя специфика этой проблемы. Кроме того, анализ нормативных актов в общинах показал, что часть общин страны уже пыталась решить этот вопрос, принимая дополнительные регулирования.
Да, безвозмездная приватизация на время военного положения ограничена. Но это не значит, что мы не должны готовиться к возникшей массовой проблеме. Кроме того, земля является ключевым ресурсом, способствующим экономическому развитию общин.
Почему эта проблема столь объемна и требует дополнительных регулировок?
Земельный кодекс Украины описывает процедуру слишком обще, а других актов, которые ее детализировали – нет. Некоторые практические вопросы, возникающие в процедуре безвозмездной приватизации земельных участков, находятся вне законодательного регулирования и решаются за счет судебной практики. Вместе с тем анализ последней судебной практики свидетельствует о различных подходах к решению спорных вопросов. Разная судебная практика лишь усиливает необходимость решения проблемы и подчеркивает важность создания равных правил для всех участников процесса, необходимость защиты прав граждан и местного самоуправления.
Каковы рекомендации по решению данных проблем?
Необходимо отметить, что существует несколько путей решения этой проблемы:
- Отмена нормы о безвозмездной приватизации земельных участков;
- Создание четких разъяснений ответственных органов власти о процедуре безвозмездной приватизации земельных участков (как вот вопрос определения графических материалов);
- Создание открытого публичного реестра свободных земельных участков, которые могут быть безвозмездно переданы гражданам;
- Регулирование вопроса органами местного самоуправления самостоятельно в рамках законов Украины. Это не исчерпывающий перечень предложений по решению указанных проблем. Также эти предложения не являются взаимоисключающими. К примеру, отмена права безвозмездной приватизации не отменяет создание реестра свободных земельных участков внутри общин. Кроме того, понимаем, что часть предложений не входят в полномочия органов местного самоуправления, однако акцентируем внимание на необходимости урегулирования актуального вопроса всеми возможными способами.
Что же должно сделать общество?
В первую очередь подчеркиваем максимальную открытость и прозрачность органа местного самоуправления. Этому в частности способствует и выполнение норм Постановления КМУ от 21.10.2015 №835.
В частности, Постановлением предусмотрено, что органы местного самоуправления связаны публиковать в форме открытых данных:
- Список земельных участков коммунальной собственности, которые предлагаются для передачи в собственность граждан и юридических лиц или для предоставления в пользование
- Список заявлений о безвозмездной приватизации земельных участков гражданами
Предлагаемое организацией модельное решение проблемы и предложенный модельный акт предусматривает создание реестра через принятие Декларации/Положения о прозрачности и подотчетности местных органов власти при безвозмездном распределении земельных участков в территориальной общине.
Декларация/положение предусматривает создание реестров на каждый вид земельных участков, предусмотренных для безвозмездной приватизации. Льготные категории граждан вносятся в отдельные очереди, так как имеют право на первоочередность. Данная процедура предусматривает, что граждане вносятся в отдельный реестр, который находится в свободном доступе, и в порядке очередности получают земельные участки в пределах общины.
Применение такого опыта поможет помочь решить проблему и станет частью общенациональной адвокационной кампании по уменьшению коррупционных рисков в земельной сфере.
Публикация создана в рамках проекта REcovery: регуляторные инструменты для экономического восстановления, реализуемого при поддержке Антикоррупционной инициативы ЕС (EUACI).
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу