Школьный публичный бюджет в условиях военного положения: расходы либо способности?
Гелен Келлер, американская писательница, политическая активистка, общественная деятельница однажды сказала, что в одиночку мы можем сделать так мало, а вместе мы можем сделать так много. Настоящее Украины тому подтверждение. Вместе мы боремся за независимость, помогаем друг другу, стараемся аккумулировать ресурсы для неотложных нужд. В условиях военного положения органы местного самоуправления вынуждены проводить оптимизацию расходов, выбирать наиболее приоритетные направления использования средств местных бюджетов. Или в условиях военного положения школьный общественный бюджет (далее – ШГБ) входит в их число? Что побудило органы местных властей сохранить и провести в 2022 году конкурс проектов ШГБ? Каких тактических и стратегических результатов можно достичь, введя конкурс проектов ШГБ? Есть ли взаимосвязь ШГБ с качеством образовательных услуг?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно начать с базового – что же такое школьный общественный бюджет?
Школьный публичный бюджет является разновидностью публичного бюджета. Как следствие, с позиции органов местного самоуправления, ШГБ является одним из инструментов, способствующих развитию сотрудничества ОМС с учащейся молодежью, ее включению в процессы управления на местном уровне.
ШГБ с позиции школьников – это инструмент, с помощью которого учащиеся и ученицы школ на конкурсной основе могут получить средства из местного бюджета для реализации собственных инициатив ориентированных как на улучшение образовательного процесса, так и среды их пребывания.
Школьный общественный бюджет – это о расходах или о возможностях?
ШГБ – это расходы, создающие возможности! Конкурс проектов ШГБ финансируется за счет средств местного бюджета, поэтому, конечно, это расходы (расходы). В условиях войны для общин не просто найти необходимое финансирование для ШГБ. С началом военного положения возникла необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Однако в условиях военного положения конкурс проектов ШГБ создает особые возможности. Это подтверждает опыт Владимирского общества Волынской области, представленный в базе данных лучшие практики управления образованием общин. Также убеждены спикеры и спикерки тематического вебинара, организованного шведско-украинским проектом «Поддержка децентрализации в Украине» (SALAR International).
Особые возможности, что создает ШГБ в условиях военного положения
В феврале 2022 года с началом военного положения на короткий период конкурс проектов приостановили. Однако стремление поддержать учеников, укрепить их веру в победу Украины мотивировало Наталию Митошоп, начальницу отдела образования управления по гуманитарным вопросам Владимирской общины Волынской области внедрению ШГБ в условиях военного положения. Итак, первая возможность, которая создает ШГБ в условиях военного положения – помощь учащимся переключиться из состояния «выжить» в состояние «жить». ШГБ помогает понять, что жизнь продолжается, что даже в этих сложных условиях они оказывают влияние и могут вводить изменения. Вторая – помощь новым ученикам и ученицам общества из числа вынужденно перемещенных лиц интегрироваться в новых коллективах, найти единомышленников и друзей.
Да, проект "Play Life" предусматривал создание игрового пространства для учащихся школы. Подготовка проекта объединила уроженцев Владимира и Мелитополя.
Другой проект-победитель, подготовленный учащейся командой лицея №5, предусматривал приобретение туристического оборудования для центра внешкольного образования, на базе которого функционирует туристический кружок. Авторы проекта "Nonstop: туризм forever" активно занимаются туризмом с 9-го класса, поэтому проблема нехватки туристического оборудования для них хорошо знакома. Получив новое оборудование, туристический кружок провел мероприятия, способствовавшие интеграции внутренне перемещенных лиц в общину. Максим Дорош, соавтор проекта-победителя, ученик 11-го класса лицея №5, убежден, что объединяющие проекты помогают адаптироваться в новых общинах, способствуют развитию сотрудничества и чрезвычайно важны в условиях военного положения.
Третья возможность, которая может быть реализована с помощью ШГБ, – повышение безопасности и качества образовательных услуг. Так, команда разработчиков проекта «ONЕ FM – школьный медиацентр», учениц 11 класса лицея №1 отмечает, что с помощью школьного медиацентра учащиеся предупреждаются о воздушных тревогах и необходимости перейти в укрытие. Ежедневно работа медиацентра начинается с объявления минуты молчания, и все школьники чтят память погибших. Положительное влияние работа медиацентра оказывает и на качество образовательных услуг. Юные журналисты ввели парад личностей, куда приглашают учителей, учеников и учениц – победителей конкурсов и олимпиад. Реализованный проект также помогает учащимся ознакомиться с новыми профессиями: радиоведущего/радиоведущего, режиссера/режиссера, радиожурналиста/радиожурналистки.
Почему бы не выделить дополнительные средства для финансирования потребностей школ?
Дополнительное финансирование школ не создает для учащихся и учениц возможности, которые ШГБ. В случае проведения конкурса проектов ШГБ:
Идеи детей конкурируют между собой, а не с идеями взрослых.
Ирина Костюк, директор лицея №5 имени Анатолия Кореневского Владимирского городского совета отмечает:
«Очень важно прислушиваться к детям. Планы педагогов, администрации учреждения и детей бывают разные и поскольку это ШГБ, то это должны быть идеи детей и нужно максимально помочь детям их реализовать».
Учащиеся и ученицы превращаются в субъектов перемен. Таким образом, происходит формирование их проактивной гражданской позиции.
У школьников и школьниц развиваются такие компетентности как инициативность и предприимчивость.
Усиливается социальная чувствительность, понимание потребностей разных групп учащихся и необходимость их учета при подготовке проектов.
Происходит развитие сотрудничества между участниками образовательно-воспитательного процесса.
Александр Романюк, директор лицея имени Александра Цинкаловского Владимирского городского совета, уверен:
«Участие в проектной деятельности формирует команду, которая должна работать в учреждении и должны быть партнерские отношения между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Я могу сказать, в нашем лицее такая команда есть. Девизом нашей работы мы выбрали слова Анне Рояд: «Партнерство – это новое лидерство», и именно через реализацию проектов идея, которая есть, способствует формированию партнерских отношений между всеми нами».
Развиваются навыки работы в команде, навыки быстро принимать решения.
Создаются новые возможности для активизации работы учащегося самоуправления.
Какую организационную модель конкурса проектов ШГБ выбрать для своего общества?
В базе данных лучших практик управления образованием представлено описание двух базовых организационных моделей конкурса проектов ШГБ.
Одна из них реализована на практике Владимирской общины Волынской области. Этой модели характерен более высокий уровень конкурентности, ведь на первом этапе конкурса определяются проекты победители на уровне школ, а затем из их числа на уровне общины выбираются три профинансированных проекта.
Другая базовая модель утверждена в Нововолынской общине Волынской области. Она предусматривает проведение конкурса проектов на уровне школ. Таким образом, каждая школа получает одинаковую сумму средств для реализации проектов, которые одержат победу по результатам ученического голосования.
Подробно с особенностями каждой организационной модели и примерами документов (положения, решения, распоряжения), принятыми в процессе их внедрения, можно ознакомиться, воспользовавшись базой данных лучших практик, кликнув здесь.
Какие результаты можно достичь с помощью конкурса проектов ШГБ в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Школьный общественный бюджет – инструмент демократии, который имеет важное тактическое и стратегическое значение как для местной власти, так и для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Результаты, которых можно добиться в краткосрочной перспективе:
- Обретение новых знаний, развитие навыков, компетентностей представителями и представительницами ученического сообщества.
- Интеграция учащихся из числа ВПЛ в новых коллективах.
- Улучшение микроклимата в учащихся, развитие сотрудничества учащихся и педагогов.
- Расширение видов профессиональной ориентации учащихся.
- Решение текущих потребностей учебных заведений.
- Создание предпосылок для внедрения гендерно-чувствительных практик в учебных заведениях.
Результаты, которых можно добиться в долгосрочной перспективе:
Формирование проактивной гражданской позиции у учащихся, родителей, педагогов.
Рост доверия между участниками образовательно-воспитательного процесса.
Рост доверия жителей общины к местным властям и, как следствие, повышение активности их участия в процессах управления.
Повышение качества реализации собственных и делегированных полномочий ОМС.
Обеспечение равных прав и возможностей для всех жителей общины
ШГБ и гендерное равенство
Школьный публичный бюджет является эффективным инвентарем формирования и распространения гендерно чувствительных и инклюзивных практик.
Юлия Савельева, эксперт шведско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине», модератор платформы «По гендерному равенству» Всеукраинской Ассоциации ОТГ обращает внимание на то, что гендерный подход и инклюзия должен интегрироваться в проект уже на этапе его проектирования и быть неотъемлемым составляющей в процессе его реализации. Эксперт отмечает, что ШГБ – это гендерно чувствительная и инклюзивная инициатива, ведь ШГБ это о детях и для детей, которые в среднестатистическом измерении более уязвимы, чем взрослые.
Отсрочить нельзя, реализовать!
Отсрочивать ничего не нужно, нужно учить детей проводить обучение по подготовке, написанию, и настанет тот момент, когда готовые проекты можно будет выставлять на голосование, и набравшие наибольшее количество голосов – реализовывать, убежден начальник управления образованием Нововолынского городского совета Сергей Мороз .
Школьный общественный бюджет – один из наиболее действенных инструментов развития гражданского общества, и если вы задумаетесь над его внедрением в своем обществе, вам пригодится раздел «Как эффективно управлять образованием в ОТГ» онлайн портала «Ресурс образования новым общинам». В частности, здесь вы узнаете, как гендерный подход может усилить проектную идею, какие риски необходимо учитывать и как им предотвратить, кто обучает учеников писать проекты на конкурс проектов ШГБ, как роль каждого из участников образовательно-воспитательного процесса в ШГБ, в чем секрет подготовки проектов победителей, как ШГБ влияет на качество образовательных услуг, как популяризировать ШГБ среди учащихся общества и школы?
Внедрение ШГБ в условиях военного положения – непростая задача, которая придает уверенности в настоящем и будущем и детям, и взрослым, помогает раскрывать таланты, воплощать идеи и мечты учениц и учащихся общества.
Однажды Гете сказал: «О чтобы вы не мечтали, делайте. Ибо в дерзости есть гений, сила и магия». ШГБ помогает ученикам и ученикам общины отважиться и от мечт и планов перейти к действиям, осознать, что они имеют влияние, их мнение и голос важны и будут услышаны. ШГБ помогает местным властям во внедрении партисипативной демократии в целом. ШГБ – простой инструмент для сложных решений.
Материал подготовлен в рамках кампании по распространению лучших практик и развитию горизонтального сотрудничества территориальных общин экспертом Шведско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине» SALAR International.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу