Реформа профильного среднего образования: какие законодательные изменения предлагает МОН
24 мая в Киеве представители центральных и региональных властей обсудили грядущие законодательные изменения для воплощения реформы профильного среднего образования.
Мероприятие состоялось на коммуникационной площадке Офиса Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины в сотрудничестве с Министерством образования и науки Украины при содействии и поддержке Швейцарско-украинского проекта DECIDE – Децентрализация для развития демократического образования.
Подготовительный этап реформы профильного среднего образования продолжается с 2023 года. За это время по запросу МОН уже было проведено базовое исследование, состоялся ряд экспертных обсуждений, начались консультации в регионах, продолжается моделирование сети учебных заведений. С 2025 года предполагается этап пилотирования, а с 2027 года – введение трехлетнего профильного среднего образования (10–12 классы). Больше об этом можно узнать в специальном разделе на портале «Децентрализация».
Чтобы сеть академических и профессиональных лицеев заработала, как запланировано, с сентября 2027 года и была действительно эффективной – действующее законодательство требует изменений, считают в Министерстве образования и науки Украины.
О главных для внедрения реформы изменений законодательства, предлагаемых МОН, рассказал заместитель министра образования и науки Украины Андрей Сташков.
По его словам, по действующему законодательству функционирование профильного лицея возможно, если в старшей школе есть не менее двух классов и трех профилей. Ведь иначе невозможно обеспечить выбор ребенка среди нескольких профилей.
«Если есть два старших класса минимум по пять учеников в каждом, то такая школа, согласно действующему законодательству, уже может быть лицеем. Но если разделить этих учащихся на три профиля, то даже с педагогической точки зрения невозможно в таких классах организовать образовательный процесс. Поэтому сейчас ведется дискуссия об изменении такого минимального требования. Один из предложенных вариантов предполагает, что профильных лицеях на одной параллели будет четыре класса минимум по 25, максимум по 30 учащихся. Как исключение – два класса по 25-30 учащихся. Так можно будет обеспечить свободный выбор своей образовательной траектории для учащихся», – сказал Андрей Сташков.
Еще одно предложенное изменение – нормирование межбюджетных трансфертов для софинансирования учебного заведения несколькими общинами. Моделирование сети профильного среднего образования показало, что не у всех общин будет достаточно учеников, чтобы создать лицей, поэтому для этого они должны договариваться и сотрудничать с соседними общинами.
«Один из обсуждаемых ныне вариантов политик предусматривает, что в законодательстве будет прописано, что софинансирование распределяется пропорционально, согласно методике, разработанной правительством», – прокомментировал Андрей Сташков.
«Моделирование сети, которое проводится с органами местного самоуправления, областями и Министерством образования и науки Украины, показывает, что нельзя создать одинаковые правила на всей территории страны. Будут исключения. Сеть каждой области должна формироваться в сотрудничестве с общинами и региональными властями, которые должны координировать формирование профилей лицеев. Чтобы более оперативно принимать решение, исключения из правил мы хотим вынести на уровень Кабинета Министров Украины», – пояснил Андрей Сташков.
Дмитрий Завгородний, заместитель министра образования и науки Украины, отметил, что во время моделирования сети каждый регион Украины, каждое общество рассматривают отдельно, поскольку имеют свои особенности, которые необходимо учесть для того, чтобы обеспечить доступ к качественному образованию для всех детей в Украине. .
«Моделирование перспективной сети будущих академических лицеев и профессиональных колледжей, инициированное министерством, происходит при участии областей и территориальных общин. Ведь в этой реформе очень важно не спускать готовое решение сверху, а обеспечить обсуждение реформы и учесть мнение общин и граждан именно на этапе разработки изменений в законодательстве. Каждая область Украины и каждая община имеют свои особенности, которые необходимо учесть, чтобы обеспечить доступ к качественному образованию всех детей в Украине».
Предложенные изменения также предусматривают, что МОН по представлению областных администраций с учетом предложений сельских, поселковых, городских и областных советов разрабатывает план формирования сети учреждений профильного среднего образования, до 1 сентября 2025 подает проект на утверждение Кабинета Министров Украины. Кабмин утверждает данную сеть до 1 января 2026 года.
Вячеслав Негода, руководитель Офиса Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины, комментируя предложения изменений к законодательству, выразил мнение, что в случае с реформой профильного среднего образования не стоит идти по пути добровольности, как это, например, с сотрудничеством общин.
«По моему мнению, необходимо на законодательном уровне четко выписать требования к параметрам образовательной сети, порядок ее формирования и утверждения. На основе региональные органы власти по результатам проведенных консультации с общинами, должны осуществить моделирование сети и представить соответствующие предложения Минобразования для внесения им на утверждение Кабинетом Министров Украины. Кроме организационно-методической регламентации необходимо проработать механизмы многоуровневого финансирования образовательных учреждений утвержденной сети, а также предусмотрение специальной инфраструктурной субвенции для реконструкции и строительства соответствующих объектов сети. В противном случае создать всем детям одинаковый доступ к качественному профильному обучению будет сложно», - сказал Вячеслав Негода.
Андреас Хубер, директор Программы сотрудничества Посольства Швейцарии в Украине, заверил, что Швейцария понимает важность для Украины реформ образования даже в условиях войны, ведь эта реформа о будущем.
“Реформа профильного среднего образования будет способствовать повышению качества образования для детей как из крупных городов, так и из самых маленьких общин. Реформирование и модернизация образования, более тесная связь с реальным сектором экономики увеличат мотивацию молодежи жить и учиться в Украине”, - сообщил Андреас Хубер.
Валентина Полторак, менеджер Проекта DECIDE, заместитель председателя ОО DOCCU, обратила внимание на важность коммуникации реформы со всеми ее участниками, а особенно с самими учениками и их родителями.
«С сентября прошлого года мы приобщили к разработке стратегии реформы более 400 экспертов, руководителей органов власти всех уровней, чтобы сплотить вокруг идеи реформы и разработать действенный план ее внедрения. Сейчас вместе с КМИС мы проводим обширное исследование общественного мнения. Ведь важно держать связь с обществом, чтобы убедиться, что мы двигаемся правильно. Есть уже первые результаты опроса учеников, 72% которых отметили, что готовы ездить в профильную школу, чтобы получать более качественное образование, общаться со сверстниками и иметь возможность выбирать предметы для изучения», – сообщила Валентина Полторак.
Больше о концепции, планах и ходе реформы профильного среднего образования читайте ЗДЕСЬ.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу