Разъяснения для общин: Установление органами местного самоуправления льгот по уплате местных налогов
Эксперты Программы USAID DOBRE рассмотрели изменения, внесенные Законами №3050 и №3603 в общие нормы Налогового кодекса Украины об установлении льгот по уплате местных налогов и сборов, а также к установлению льгот по уплате платы за землю и налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
Порядок и основания предоставления налоговых льгот определяются Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ). Так, согласно пункту 30.1 статьи 30 НКУ, налоговая льгота – предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи . Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
НКУ определен ряд льгот для налогоплательщиков, в том числе и по уплате местных налогов и сборов. Наряду с этим органы местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате местных налогов и/или сборов. Такое право предусмотрено как нормами НКУ, так и Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" (пункт 28 части первой статьи 26).
ОМС могут предоставлять налоговые льготы путем установления пониженной ставки налога и/или сбора или же освобождения от уплаты налога и/или сбора. Наряду с этим, ОМС следует обратить внимание, что согласно 30.5 ст. 30 НКУ налоговые льготы устанавливаются в соответствии с НКУ и с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции.
В течение 2022-2023 годов в НКУ был внесен ряд изменений, в том числе и относительно особенностей установления ОМС льгот по уплате местных налогов и сборов. Такие изменения были внесены Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон №3050) и Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об усовершенствовании онлайн-коммуникации с налогоплательщиками и уточнении отдельных положений законодательства» (далее – Закон №3603).
Рассмотрим изменения, внесенные Законами №3050 и №3603 в общие нормы НКУ по установлению льгот по уплате местных налогов и сборов, а также к установлению льгот по уплате платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
Общие нормы принятия ОМС решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов:
- на период действия военного или чрезвычайного положения в Украине на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия соответствующие сельские, поселковые, городские советы, решения о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов вправе принимать соответствующие военные администрации (далее – ВА) и военно-гражданские администрации (далее – ВГА) в порядке, предусмотренном НКУ для сельских, поселковых, городских советов (п. 12.3 статьи 12 НКУ);
- в общем, не разрешается ОМС, или ВА или ВГА устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.
Однако эта норма не распространяется на принятие ОМС или ВА или ВГА решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на основании заявлений налогоплательщиков о признании земельных участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами. (с обязательным указанием кадастровых номеров таких земельных участков), а также о внесении изменений в такие решения;
- временно, на период действия военного положения на территории Украины до 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение, ОМС, или ВА или ВГА имеют право принимать решение об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов без применения процедур, предусмотренных Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» (пп 12.3.8 п. 12.3 ст. 12, п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ);
- временно, на период действия военного положения на территории Украины до 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение, к решениям ОМС, или ВА или ВГА по установлению льгот по уплате местных налогов и/или сборов и/или решений о внесении изменений в таких решений не применяются требования (п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ):
- пп 4.1.9 п. 4.1 и п. 4.5 ст. 4, пп 12.3.3, 12.3.4 и 12.3.7 п. 12.3, пп 12.4.3 п. 12.4 и п. 12.5 ст. 12 НКУ;
- части четвертой ст. 15 Закона Украины "О доступе к публичной информации";
- Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования»;
принятие решения органами, указанными в части третьей статьи 33 Кодекса гражданской защиты населения (кроме руководителей субъектов хозяйствования), об обязательной эвакуации населения является основанием для обязательного принятия соответствующим ОМС или ВА или ВГА (на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия соответствующие сельские, поселковые, городские советы) об установлении налоговых льгот по уплате платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки) и налога на недвижимое имущество для физических и юридических лиц.
Плата за землю
Плата за землю – это обязательный платеж в составе налога на имущество, взимаемый в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (пп 14.1.147 п 14.1 ст. 14 НКУ).
Согласно пункту 284.1. статьи 284 НКУ ОМС вправе устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории. Эта норма действует всем ОМС, при этом льготы должны устанавливаться с учетом пункта 30.2 статьи 30 НКУ. То есть основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Информацию о налоговых льготах по земельному налогу ОМС направляют в контролирующие органы в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным КМУ (пп 12.3.3 п. 12.3 ст. 12 НКУ).
Также ОМС могут освобождать от уплаты земельного налога за земельные участки, входящие в состав территории индустриальных парков, включенных в Реестр индустриальных парков, нормативная денежная оценка которых проведена, которые используются инициаторами создания индустриального парка, управляющей компанией индустриального парка и участниками индустриальных парков. 284.6 ст. 284 НКУ).
Вместе с тем, в условиях военного положения предоставлено право ОМС, или ВА или ВГА устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога и арендной платы за земельные участки с целью реагирования на нужды плательщиков и условия, влияющие на пользование земельными участками (изменения, внесенные в НКУ Законами №3050 и №3603).
В частности, в результате внесения изменений в НКУ, урегулирован вопрос предоставления льгот по плате за землю (земельному налогу и арендной плате):
- за земельные участки (земельные доли (паи), расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных РФ территориях Украины) Перечень таких территорий определяется в установленном КМУ порядке;
- за земельные участки, на которых расположены объекты жилой и/или нежилой недвижимости, уничтожены в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, данные об уничтожении которых и данные о земельных участках, на которых были расположены недвижимого имущества, внесенные в соответствующий Государственный реестр имущества;
- за земельные участки, загрязненные взрывоопасными предметами (на основании данных Государственного земельного кадастра);
- за земельные участки, которые находятся в консервации (на основании данных Государственного земельного кадастра и решения ОМС об утверждении рабочего проекта землеустройства по консервации земельного участка);
- за земельные участки, непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами, в случае принятия ОМС или ВА или ВГА решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов;
- за земельные участки в пределах территорий, в отношении которых ОМС или ВА или ВГА принято решение об обязательной эвакуации населения.
В первых 4 случаях это льготы, определенные нормами НКУ, не требующими принятия решений ОМС, или ВА или ВГА об установлении таких льгот.
Что касается земельных участков, непригодных для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами, то такие льготы предоставляются именно ОМС, или ВА или ВГА.
Решение об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов принимаются ОМС, или ВА или ВГА на основании заявлений налогоплательщиков о признании земельных участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами (с обязательным указанием кадастровых) номеров таких земельных участков). Такие решения принимаются на каждый календарный год отдельно, при наличии соответствующих заявлений налогоплательщиков, и на период не более чем до конца текущего календарного года (пп 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 НКУ).
Информация о решениях об установлении таких налоговых льгот предоставляется контролирующим органам по местонахождению земельных участков в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным КМУ, в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения с обязательным указанием кадастровых номеров земельных участков, по которым принято соответствующее решение.
Срок действия льготы за земельные участки, непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами, начинается с первого числа месяца, на который приходится дата принятия ОМС, или ВА или ВГА соответствующего решения о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на основании заявления налогоплательщика, и завершается последним числом месяца, на который приходится дата, наступающая ранее,
- или последний день срока, на который предоставлена льгота по уплате местных налогов и/или сборов в соответствии с принятым решением (в том числе с учетом изменений, внесенных в такое решение),
- или дата отмены соответствующего решения,
- или дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности или признание земельного участка пригодным для использования.
Также, в случае принятия решения органами, указанными в части третьей статьи 33 Кодекса гражданской защиты населения (кроме руководителей субъектов хозяйствования), об обязательной эвакуации населения, ОМС или ВА или ВГА обязательно принимают решение об установлении налоговых льгот по уплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки).
ОМС, или ВА или ВГА предоставляют контролирующим органам по месту расположения земельных участков, земельных долей (паев) информацию о решениях об установлении таких налоговых льгот ежеквартально в 15-дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала, по состоянию на первое число соответствующего квартала, в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным КМУ (п. 12.3 ст. 12 НКУ).
Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
Согласно подпункту 266.4.2 пункта 266.4 статьи 266 НКУ, ОМС устанавливают льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории, из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).
При этом льготы для физических лиц по налогу с объектов жилой и нежилой недвижимости определяются исходя из их имущественного состояния и уровня доходов и не применяются к:
- объекта/объектов налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади, установленной подпунктом 266.4.1 пункта 266.4 статьи 266 НКУ;
- объекта/объектов налогообложения, используемых их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).
Льготы по налогу с объектов нежилой недвижимости устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.
Также ОМС имеют право устанавливать льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории, с объектов нежилой недвижимости, расположенных на территории индустриального парка и находящихся в собственности участников индустриального парка, включенного в Реестр индустриальных парков.
Информацию о налоговых льготах по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, ОМС направляют в контролирующие органы в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным КМУ (пп 12.3.3 п. 12.3 ст. 12 НКУ).
Вместе с этим, в условиях военного положения, предоставлено право ОМС, или ВА или ВГА устанавливать дополнительные льготы по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в части объектов жилой/нежилой недвижимости, в том числе их долей, которые вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, получили незначительные повреждения, пригодные для проживания/использования по целевому назначению (соответственно) и подлежат восстановлению путем текущего ремонта. Да, ОМС, или ВА или ВГА имеют право:
- устанавливать ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, установленный решением соответствующего ОМС для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;
- освобождать от уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
ОМС, или ВА или ВГА обязаны ежеквартально, в 15-дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала, подавать контролирующим органам по месту нахождения объекта недвижимого имущества по состоянию на первое число соответствующего квартала копии принятых решений об установлении таких льгот.
Также, в случае принятия решения органами, указанными в части третьей статьи 33 Кодекса гражданской защиты населения (кроме руководителей субъектов хозяйствования), об обязательной эвакуации населения, ОМС или ВА или ВГА обязательно принимают решение об установлении налоговых льгот по уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
ОМС, или ВА или ВГА предоставляют контролирующим органам по месту расположения объектов жилой и/или нежилой недвижимости информацию о решениях об установлении таких налоговых льгот ежеквартально в 15-дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала, по состоянию на первое число соответствующего квартала, в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным КМУ (п. 12.3 ст. 12 НКУ).
Кроме этого, в результате внесения изменений в НКУ Законами №3050 и №3603, урегулирован вопрос предоставления льгот по объектам недвижимости, которые:
- расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных РФ территориях Украины (общая действует до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории);
- уничтожены в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества;
- повреждены, как нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины (льгота действует до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой и/или нежилой недвижимости капитально отремонтированы, реконструированы, реставрированы и признаны пригодными для проживания/для использования по целевому назначению).
Указанные льготы урегулированы нормами НКУ (пп 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела XX НКУ) и не требуют принятия решений ОМС, или ВА или ВГА об установлении таких льгот.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу