Эксперты Программы USAID DOBRE обобщили ответы на несколько вопросов от территориальных общин по организации и обеспечению работы «пунктов несокрушимости».
В разъяснении приведены ответы на следующие вопросы:
Как должно осуществляться обеспечение работы пунктов несокрушимости на уровне территориальных общин?
По информации, размещенной на официальном сайте https://nezlamnist.gov.ua/ определено, что комплектование и функционирование "Пунктов Несокрушимости" осуществляется с учетом имеющегося ресурса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Обеспечение соответствующих мер осуществляется в зависимости от ресурсных возможностей и потенциала бюджета соответствующей ТГ и может предусматривать:
Эти меры могут, в частности, планироваться в соответствии с частью 1 статьи 91 Бюджетного кодекса Украины (далее БКУ) в пределах местных программ, а именно:
В местных программах можно предусмотреть создание/пополнение материального резерва, который будет использоваться для обустройства этих пунктов.
То есть выполнение этих мероприятий осуществляется в общем порядке реализации бюджетного процесса на всех его стадиях и предусматривает разные варианты и источники создания.
Положение о планировании, осуществлении расходов по специальному фонду бюджета в части собственных поступлений бюджетных учреждений, в том числе в натуральной форме, урегулировано Порядком составления, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 № 228 пункты 18, 23, 49).
Осуществление сделок за счет собственных поступлений бюджетных учреждений во время казначейского обслуживания, в том числе в натуральной форме, регламентировано Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным Приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938.
Кто может работать в "Пунктах несокрушимости"?
Это могут быть, в частности, как лица, с которыми заключены гражданско-правовые соглашения, так и работники ОМС, оформленные по совместительству.
При оформлении работников по совместительству или совмещению с другими видами деятельности следует учесть ограничения, установленные должностным лицам местного самоуправления, определенные в ст. 25 и ст. 27 Закона Украины «О предотвращении коррупции»[1].
Также в «Пунктах несокрушимости» могут работать волонтеры, которые должны согласовать вопросы с работодателем по особенностям и специфике такой работы, его отношениям с работодателем, в рамках действующего законодательства. В частности, Постановлением Кабинета Министров Украины от 05 августа 2015 № 556[2] утвержден «Порядок предоставления волонтерской помощи по отдельным направлениям волонтерской деятельности», который определяет условия предоставления волонтерской помощи.
Как осуществляется бухгалтерский учет и отчетность?
Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определяет Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", который распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность, а также операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составление финансовой отчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций, в частности, по получению, списанию или передаче активов при создании и функционировании "Пунктов несокрушимости", являются первичные документы – документы, содержащие сведения о хозяйственной операции.
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранение первичных документов установлен Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 № 88.
В зависимости от того, при каком субъекте создан "Пункт несокрушимости", для обобщения в бухгалтерском учете операций следует применять различные нормативно-правовые акты.
Бюджетные учреждения обобщают информацию о наличии и движении активов, капитала, обязательств и фактах деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2013 № 1203, в соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2015 №1219.
Коммунальные предприятия (кроме бюджетных учреждений) обобщают информацию о наличии и движении средств финансирования мер целевого назначения (в том числе полученной целевой благотворительной помощи), которое может поступать как субсидии, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, целевые взносы физических и юридических лиц на счетах Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 №291.
При этом хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, с учетом требований национальных стандартов, обязательных к применению субъектами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а именно:
Бюджетные учреждения и коммунальные предприятия составляют финансовую, бюджетную, статистическую на управленческую отчетность по операциям по созданию и функционированию "Пунктов несокрушимости" в общеустановленном порядке.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием/учреждением, или собственник в соответствии с законодательством и учредительными документами (статья 8 Закона).
Что следует учесть полномочия и ответственность исполнительных органов местных советов и их должностных лиц.
К сведению!
Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" дополнен в 2022 году нормами организации и обеспечения гражданской защиты, которые следует выполнять соответствующими ОМС и должностными лицами местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 36-1 названного выше Закона к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат, в частности:
а) собственные полномочия:
3) создание и использование в соответствии с законодательством материальных резервов для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций[3] тушения пожаров на соответствующей территории;
5) образование местных комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций для координации деятельности, связанной с обеспечением защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них;
6) образование (при необходимости) специальной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и назначения руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории;
9) обеспечение оповещения и информирования населения, проживающего на соответствующей территории, о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе в доступной для лиц с недостатками зрения и слуха форме;
б) делегированные полномочия:
3) образование субланок звеньев территориальных подсистем единой государственной системы гражданской защиты[4], утверждение положения о них, руководство их деятельностью и обеспечение выполнения ими задач в сфере гражданской защиты.
Основанием для оформления этой деятельности должны быть решения, распорядительные документы соответствующих комиссий, органов (учреждений), утверждающих предусмотренные нормативно-правовыми актами:
Меры безопасности, которые следует соблюдать
Обратите внимание! На Правительственном портале размещены советы и рекомендации:
Ссылки на НПА и ресурсы, упомянутые в разъяснении:
https://decentralization.gov.ua