Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Профсоюзы к проекту Госбюджета-2025: основные акценты

30.09.2024 6 0 0

ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины подал предложения к проекту Государственного бюджета на 2025 год, направленные на улучшение финансирования образовательной сферы и условий труда педагогов.

Предложения направлены в Совместный представительный орган объединений профсоюзов и Народных депутатов Украины – членов Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Верховной Рады Украины.

Предложения Профсоюза к проекту Государственного бюджета на 2025 год

ЦК Профсоюза рассмотрел проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год», регистрационный № 12000 от 14.09.2024, одобренный Кабинетом Министров Украины и поданный на рассмотрение Верховной Рады Украины, и рассчитывает на внесение предложений при его проработке народными депутатами Украины состоят в следующем.

Расходы на образование должны быть предусмотрены в проекте Госбюджета на 2025 год в объемах, законодательно определенных статьей 78 Закона Украины «Об образовании», а именно не менее 7% ВВП.

Согласно постановлению КМУ от 28.06.2024 № 780, объемы ВВП на 2025 год прогнозируются на уровне 8 466,3 млрд грн. Таким образом, расходы на образование должны составлять не менее 592,6 млрд грн.

На 2024 год расходы на образование прогнозировались на уровне 392 млрд. грн., что составляло 5% от объема ВВП, который рассчитывался на уровне 7 824,8 млрд. грн. То есть рост ВВП по сравнению с текущим годом ожидается на уровне 8,2%.

В то же время, как свидетельствуют расчеты к проекту, расходы сводного государственного и местных бюджетов на отрасль образования заложены на уровне 373 363 530,4 тыс грн, что составляет лишь 4,4% от ВВП, и ниже даже против 2024 года.

Объемы образовательной субвенции, необходимые на выплату заработной платы педагогическим работникам учреждений общего среднего образования на 2025 год, учтены в объеме 103 162,3 млн грн, то есть на уровне 2024 года без учета обеспечения законодательных гарантий уровня должностных окладов педагогических работников, гарантированного статьей. Закон Украины «Об образовании».

На сегодняшний день самый низкий должностной оклад педагогического работника составляет всего 6080 грн. против гарантированных 24 000 грн., в условиях запланированного на 2025 год размера минимальной заработной платы 8000 грн. Поэтому сегодняшний размер должностного оклада педагогического работника, устанавливаемого на уровне 9 тарифного разряда, на 17920 грн или в 3,9 раза меньше законодательно гарантированного.

Поэтому при доработке законопроекта должны быть заложены расходы образовательной субвенции в объеме не менее 322 млрд грн, или на 219 млрд грн больше по сравнению с запланированными, что обеспечит установление самого низкого должностного оклада педагогического работника на уровне трех размеров минимальной заработной платы с соответствующей их дифференциацией в зависимости от квалификационной категории не менее 10%.

Учитывая гарантии относительно минимального размера должностного оклада научно-педагогического работника, а именно - на 25% выше минимального, установленного для педагогических работников, который должен составлять 30 000 грн против действующих 9150 грн, должны быть увеличены расходы на оплату труда научно-педагогических работников не менее чем в 2 раза.

Соответствующего увеличения более чем в 2 раза требуют расходы местных и государственного бюджетов, необходимые для реализации статьи 61 Закона Украины «Об образовании» по оплате труда педагогических работников учреждений дошкольного, внешкольного, профессионально-технического (профессионального), профессионального высшего, высшего образования.

Нуждается в изъятии норма статьи 26 проекта по распределению образовательной субвенции и субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями между местными бюджетами Кабинетом Министров Украины. В соответствии с частью второй статьи 103-2 и частью третьей статьи 103-3 Бюджетного кодекса Украины объемы указанных субвенций утверждаются в законе о Государственном бюджете Украины отдельно для областных бюджетов и бюджетов местного самоуправления. Такое распределение должно быть утверждено в приложении 5, как это ежегодно происходило, кроме 2023 года.

Недопустимыми считаем намерения остановить на 2025 год действие абзаца третьего части первой статьи 57-1 Закона Украины «Об образовании» в части сохранения среднего заработка работникам учреждений образования, научных учреждений, абзацев первого – пятого части второй статьи 61 Закона Украины «О образование», абзаца первого части второй статьи 36 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», что предусмотрено в пункте 3 Заключительных положений проекта.

Аналогично нуждаются в изъятии из пункта 3 Заключительных положений нормы об остановке на 2025 год положений части четвертой статьи 80 Закона Украины «Об образовании», а также абзаца 45 части второй статьи 4 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», которыми запрещена приватизация государственных учреждений высшего образования. В этой связи также требует изъятия норма подпункта 11 статьи 12 проекта по источникам формирования специального фонда Государственного бюджета в объеме 50

% поступлений от приватизации имущества и объектов государственных учреждений высшего образования и реорганизуемых научных учреждений.

Поэтому считаем, что требуют иного учета расходы специального фонда Государственного бюджета Украины на 2025 год.

Требуют увеличения расхода на оплату труда работников общих профессий для установления размера должностного оклада работника и тарифного разряда ЕТС не ниже фактического размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц для расчета размеров должностных окладов по тарифным разрядам.

Требуют увеличения расхода дополнительной дотации местным бюджетам на покрытие текущих расходов общеобразовательных учебных заведений, включая потребность в оплате труда непедагогических работников, в объемах, необходимых для обеспечения создания надлежащих условий для получения учащимися качественного общего среднего образования, независимо от места их проживания, в соответствии со статьей 9 и статьи 103-6 Бюджетного кодекса Украины.

Объемы финансового обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях государственного заказа в учреждениях высшего образования, а также подготовки специалистов учреждениями профессионального высшего образования, являющимися структурными подразделениями и обособленными структурными подразделениями высшего образования, не имеющими статуса юридического лица соответствовать требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса Украины и статьи 72 Закона Украины "О высшем образовании".

Требуют увеличения объемы стипендиального фонда, необходимые для выплаты стипендии студентам дневной формы получения образования, обучающимся по государственному заказу, в диапазоне от 40 до 45% от их фактического количества, а также учащимся учреждений профессионально-технического образования в размере, не ниже прожиточного минимума. , в соответствии со статьей 53 Закона Украины «Об образовании», статьей 62 Закона Украины «О высшем образовании», статьей 54 Закона Украины «О профессиональном высшем образовании», статьей 17 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях».

Размер минимальной заработной платы должен быть установлен на уровне, что обеспечит достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье, как это гарантировано статьей 48 Конституции Украины. По международным оценкам уровень минимальной зарплаты должен составлять примерно 50% от средней заработной платы в отраслях экономики. Поддерживаем предложения Федерации профсоюзов Украины по установлению с 1 января 2025 минимальной заработной платы в размере 10905 грн.

Что касается остановки законом «О Государственном бюджете» отдельных норм других Законов Украины, то Конституционный Суд Украины в Решениях от 9 июля 2007 года № 6-рп/2007 и от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008 отмечает, что закон о Государственном бюджете Украина как правовой акт, четко обусловленный понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины – он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные нужды. Поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться иное (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющееся предметом других законов Украины (абзац шестой пункта 4 мотивировочной части Решения № 6-рп/2007). Законом о Госбюджете нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречие в законодательстве, и как следствие – отмена и ограничение прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости остановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признание их недействительными должны использоваться отдельные законы (абзацы третий, четвертый подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части Решения № 10-рп/2008).

ГК Профсоюза рассчитывает на учет указанных предложений при рассмотрении проекта Государственного бюджета Украины на 2025 год в Верховной Раде Украины и направлении их в Кабинет Министров Украины для его доработки.

ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины

https://pon.org.ua

Комментарии к материалу