Поддержка отдельных категорий населения, пострадавшего в связи с военной агрессией России против Украины. Как должны действовать ОМС?
16 апреля 2022 года Правительство приняло постановление № 457 «О поддержке отдельных категорий населения, которое пострадало в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины» (далее – постановление № 457). Ею определены категории лиц (ВПЛ, эвакуированные лица, лица, проживающие в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса ВПЛ) и виды помощи, на которую они имеют право. Также для некоторых лиц установлены отдельные условия, только при наличии которых они смогут получать определенную помощь.
Итак, п. 1 постановления № 457 установлено, что для поддержки отдельных категорий населения, пострадавшего в связи с военной агрессией РФ против Украины, предоставляется:
1. ВПЛ, сведения о которых включены в Единую информационную базу данных о внутриперемещенных лицах
Пособие на жительство ВПЛ (далее – пособие на жительство) в соответствии с Порядком предоставления помощи на жительство внутриперемещенным лицам, утвержденным постановлением КМУ от 20.03.2022 № 332 «Некоторые вопросы выплаты пособия на жительство внутриперемещенным лицам» (далее – Порядок № 332).
Внимание! За март и апрель 2022 года указанная помощь предоставляется всем ВПЛ.
А вот начиная с мая 2022 г. такая помощь должна предоставляться только:
1) ВПЛ, которые:
- переместились с территории территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий;
- находятся во временной оккупации, окружении (блокировке).
Примечание. По состоянию на сегодняшний день такие перечни отсутствуют пока. В то же время постановлением № 457 определено, что перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), утверждается Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий по согласованию с Министерством обороны на основании предложений соответствующих областных, Киевской городской военных администраций.
2) ВПЛ, в которых жилье разрушено или непригодно для проживания в результате повреждения и подали заявку на возмещение соответствующих потерь, в частности через Единый государственный вебпортал электронных услуг.
Примечание. Вот здесь обратите внимание, что такие ВПЛ, чтобы продолжать и в мае получать помощь, должны подать обязательно заявку на возмещение потерь за разрушенное/непригодное для проживания жилье)
Следует напомнить! Пунктом 3 Порядка № 332 определено, что помощь предоставляется ежемесячно с месяца обращения до апреля 2022 года включительно на каждую ВПЛ, сведения о которой включены в Единую информационную базу данных о внутриперемещенных лицах, в следующих размерах:
- для лиц с инвалидностью и детей – 3000 гривен;
- для других лиц – 2000 гривен.
Пособие на проживание выплачивается за полнолуние независимо от даты обращения за его предоставлением.
Пособие на проживание ВПЛ, которые обратились за ее предоставлением до 30 апреля 2022 года включительно, предоставляется начиная с марта 2022 года.
2. Лицам, эвакуируемым из населенных пунктов, находящихся в районах проведения военных (боевых) действий (возможных боевых действий), в безопасные районы
- гуманитарная и другая помощь гражданскому населению в условиях военного положения в Украине в соответствии с Порядком предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине, утвержденным постановлением КМУ от 07.03.2022 № 220 «Вопросы предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного состояния в Украине» (далее – Порядок № 220);
- помощь за счет средств интернациональных организаций.
Примечание. Порядок №220 постановлением №457 был изложен в новой редакции (он будет рассмотрен в конце этого материала). Следует отметить, что Порядок № 220 определяет механизм предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине за счет поступивших в национальной и иностранной валюте средств на текущий счет Минсоцполитики, открытый в Национальном банке, от физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов как благотворительное пожертвование, гуманитарная помощь, гранты и подарки (далее – средства).
3. Лицам, проживающим в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса ВПЛ
Гуманитарная и другая помощь гражданскому населению в условиях военного положения в Украине предоставляется в соответствии с Порядком № 220
Примечание. Остается под вопросом: с какого момента официально населенный пункт считается деоккупированным?
К СВЕДЕНИЮ. Пунктом 5 постановления № 457 Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий с целью решения вопросов, возникающих у лиц, проживающих в деоккупированных населенных пунктах, и лиц, проживающих в населенных пунктах, находящихся во временной оккупации, в окружении (блокировании), в частности по выплате помощи таким лицам поручено обеспечить систематизацию и обобщение соответствующих вопросов и подготовку предложений по их решению.
Учитывая приведенное выше разделение на категории, до конца не понятно, могут ли ВПЛ рассчитывать на гуманитарную и другую помощь гражданскому населению.
Считается ли достаточным то, что они получили или продолжают получать пособие на проживание (кстати, не раскрывается, что подразумевается под этой помощью). Возможно, удастся найти ответ, рассматривая обновленный Порядок № 220…
Пунктом 2 постановления № 457 установлено, что для лиц, проживающих в населенных пунктах, находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), начислении и выплате всех причитающихся социальных выплат (пенсий, социальных пособий, льгот и субсидий и т.п.) продолжаются в полном объеме с учетом особенностей, определенных постановлениями КМУ:
Постановление от 26.02.2022 № 162 «Об особенностях выплаты и доставки пенсий, денежных пособий на период введения военного положения» (далее – постановление № 162)
Постановлением № 162 определены следующие особенности:
1) в случае поступления в Министерство социальной политики и/или Пенсионного фонда Украины информации от Национального банка о невозможности осуществлять уполномоченными банками выплату пенсий, денежных пособий получателям их выплата осуществляется путем перевода средств получателю без открытия счета через АО «Ощадбанк» в соответствии с Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках, утвержденного постановлением КМУ от 30.08.1999 № 1596;
2) в случае обращения получателей пенсий в органы Пенсионного фонда Украины лично, посредством средств телекоммуникационной связи или в личном электронном кабинете на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины, а также личного обращения или посредством средств телекоммуникационной связи получателей денежных пособий в органы социальной защиты населения относительно временного изменения их фактического места жительства выплата пенсий, денежных пособий осуществляется путем перевода средств получателю без открытия счета в банке;
3) выплата социальной помощи детям с инвалидностью, которым исполнилось 18 лет в феврале 2022 г. и в других месяцах во время действия правового режима военного положения и не успевших пройти обследование и получить заключение медико-социальной экспертизы по установлению статуса лица с инвалидностью, продолжается на период действия правового режима военного положения и на месяц после даты его отмены;
4) с целью обеспечения своевременной выплаты пенсий за апрель 2022 г. на территории административно-территориальных единиц, на которых проводятся боевые действия и определенные Минрегионом из перечня, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 6 марта 2022 г. № 204 «Об утверждении перечня -территориальных единиц, на территории которых оказывается помощь застрахованным лицам в рамках Программы «Поддержка», финансирование и выплата пенсий лицам, которым выплачивается пенсия через их счета в банках или через национального оператора почтовой связи, функции которого выполняет акционерное общество «Укрпочта» , по датам выплаты, определенным Пенсионным фондом Украины по согласованию с Министерством социальной политики, осуществляется начиная с 25 марта 2022 г. в пределах финансовых возможностей Пенсионного фонда Украины.
Выплата пенсии может производиться без учета сроков, определенных ч. 1 ст. 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и в размерах не меньших, чем были установлены за предыдущий месяц, с последующим проведением перерасчета.
Постановление от 07.03.2022 № 214 «Некоторые вопросы предоставления государственной социальной помощи и льгот на период введения военного положения» (далее – постановление № 214)
Постановлением № 214 определены следующие особенности:
1) срок выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, пособия на детей одиноким матерям, пособия на детей, над которыми установлена опека или попечительство, пособия на детей, больных тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелые врожденные пороки развития, редкие орфанные заболевания, онкологические, онкогематологические заболевания, детский церебральный паралич, тяжелые психические расстройства, сахарный диабет I типа (инсулинозависимый), острые или хронические заболевания почек IV степени, на ребенка, получившего тяжелую травму, требует трансплантации органа, требует паллиативной помощи, которым не установлена инвалидность, ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с лицом с инвалидностью I или II группы вследствие психического расстройства, которое по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, на уход за ним, временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности удерживать ребенка или место проживание их неизвестно, ежемесячной адресной помощи ВПЛ для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату (далее – государственная социальная помощь ) и льготы, которые были назначены ранее, продолжаются на период введения военного положения и одного месяца после его прекращения или отмены и выплачиваются за полнолуние без обращения лица в структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских советов городов областного значения, районных в городах (в случае их образования) советов;
2) в случае, когда получателями государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью пропущен срок пересмотра помощи, выплата таких видов пособия не останавливается на период введения военного положения и один месяц после его прекращения или отмены;
3) нормы постановления КМУ от 08.04.2020 № 264 «Некоторые вопросы предоставления государственной социальной помощи» в течение периода военного положения и через один месяц после даты его прекращения или отмены не применяются.
Кроме того, п. 3 постановления № 457 определено, что лицам, указанным в пункте 1 этого постановления, могут предоставляться другие виды поддержки, в частности в виде денежных выплат, путем:
- предоставление помощи международными организациями в соответствии с определенными и закрепленными договоренностями по реализации программ между центральным органом исполнительной власти, уполномоченным на формирование и реализацию государственной политики в соответствующей сфере, и соответствующей международной организацией (информацию о них можно найти на официальном сайте Министерства социальной политики Украины, постоянно обновляется);
- установление исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительных гарантий социальной защиты населения в соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении (здесь все сложнее учитывая финансовые возможности органов местного самоуправления по состоянию на сегодняшний день).
ВНИМАНИЕ. На помощь, о которой упоминается в п. 3 постановления № 457, смогут рассчитывать только те категории лиц, которые приведены в п. 1 указанного постановления (ВПЛ, эвакуированные лица, лица, проживающие в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса ВПЛ). ). По меньшей мере, это вытекает из содержания самого постановления № 457.
В заключение, как и было анонсировано, рассмотрим обновленный Порядок № 220.
Следовательно, как было указано выше, этот Порядок определяет механизм предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине за счет средств, поступивших в национальной и иностранной валюте на текущий счет Минсоцполитики, открытый в Национальном банке, от физических и юридических лиц , резидентов и нерезидентов как благотворительное пожертвование, гуманитарная помощь, гранты и подарки (далее – средства).
Получателями средств являются:
- областные и городские военные администрации;
- районные военные администрации и исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов;
- заведения, санатории, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, благотворительные организации и общественные объединения;
- АО «Украинская железная дорога».
Согласно п. 4 Порядка № 220 средства направляются на:
1. Денежная помощь гражданскому населению – разовая выплата наличных средств:
- лицам, проживающим в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса ВПЛ (не зарегистрированы и не были зарегистрированы как ВПЛ в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о взятии на учет внутриперемещенного лица, утвержденного постановлением КМУ от 01.10.2014 № 509 « Об учете внутри перемещенных лиц»;
- лицам, эвакуируемым из населенных пунктов, расположенных в районах проведения военных (боевых) действий (возможных боевых действий), в безопасные районы в соответствии с Порядком проведения эвакуации в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением КМУ от 30.10.2013 № 841
2. Удовлетворение продовольственных нужд – закупку продуктов питания, в частности детского питания, питьевой воды и их доставку в места назначения
3. Обеспечение одеждой и обувью, товарами первой необходимости, гигиеническими средствами – закупку одежды, обуви, товаров первой необходимости, гигиенических средств и их доставку в места назначения.
4. Обеспечение медицинскими средствами – закупка лекарственных средств, иммунобиологических препаратов (вакцин), медицинских изделий, вспомогательных средств к ним, медицинское оборудование и их доставка в места назначения.
5. Эвакуацию/вывоз/перемещение гражданского населения из районов проведения военных (боевых) действий и опасных территорий в безопасные места, в частности на оплату транспортных услуг, горюче-смазочных материалов.
6. Обеспечение гуманитарной помощью – оплата транспортировки гуманитарных грузов, услуг хранения гуманитарной и другой помощи территории Украины.
7. Обустройство мест размещения граждан, которые в связи с проведением военных (боевых) действий покинули место жительства/пребывания (вынужденным переселенцам).
Примечание. Учитывая это направление направления средств, все же есть надежда, что ВПЛ также имеют право на получение помощи по другим направлениям, предусмотренным Порядком № 220 (кроме денежной помощи.) Но получить дополнительные разъяснения во избежание свободной трактовки и детализации направлений, по которым ВПЛ также имеют право на такую помощь, все же было бы уместным.
8. Оплату других мер, направленных на поддержку гражданского населения в условиях военного положения.
Пунктом 5 указанного Порядка определено, что первоочередно Минсоцполитики распределяет средства между исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов или военными администрациями в разрезе населенных пунктов, возобновивших деятельность вследствие осуществления мер по деоккупации территории территориальной общины (далее – исполнительные органы сельских, поселков /военная администрация) и АО «Укрзалізниця».
По другим направлениям, определенным в пункте 4 этого Порядка, средства распределяются по решению комиссии по вопросам распределения средств для оказания помощи в условиях военного положения, созданной Минсоцполитики (далее – комиссия).
Распределение средств, предусмотренных этим пунктом, осуществляется внутри имеющихся средств на текущем счете Минсоцполитики, открытом в Национальном банке.
Пунктом 6 Порядка № 220 установлено, что именно денежная помощь гражданскому населению выплачивается исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов/военными администрациями и АО «Укрзалізниця» в следующих размерах:
- 3000 гривен – для лиц с инвалидностью и детей;
- 2000 гривен – для других лиц.
Размеры вышеприведенной помощи точно говорят о том, что на них ВПЛ права не имеют. Собственно, подтверждением тому служит и содержание самого пункта 4 Порядка № 220, раскрывающего значение «денежная помощь».
Также важно, что п. 6 Порядка четко определен перечень тех субъектов, которые выплачивают указанную помощь гражданскому населению: исполнительные органы советов, военные администрации и АО «Укрзалізниця». Более того, Порядок №220 определяет случаи и сроки, когда такая денежная помощь выплачивается исполнительными органами советов и военными администрациями, а когда АО «Укрзалізниця». Об этом речь пойдет ниже.
Размер полученной денежной помощи гражданскому населению не учитывается при исчислении совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, предоставляемых в соответствии с законодательством, и не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода в соответствии с пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса.
Для выплаты денежной помощи гражданскому населению в Минсоцполитики предоставляется по форме согласно приложению 1 к Порядку № 220 с указанием необходимой суммы средств и количества лиц, которым предусматривается денежная помощь:
- исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов/военными администрациями – в течение трех рабочих дней после возобновления деятельности в результате осуществления мер по деоккупации территориального общества.
Примечание. Остается важным понять, когда начинается отсчет мер деоккупации.
- АО «Укрзалізниця» – за два рабочих дня до дня проведения эвакуации (отбытие эвакуационного поезда).
Минсоцполитики в течение одного рабочего дня со дня получения представления перечисляет средства для выплаты денежной помощи гражданскому населению с текущего счета Минсоцполитики, открытого в Национальном банке, на текущие счета исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов/военных администраций и АО «Укрзалізниця».
Денежная помощь уже гражданскому населению выплачивается:
- исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов/военными администрациями – жителям соответствующего территориального общества в течение пяти рабочих дней со дня получения средств.
- АО «Укрзалізниця» – эвакуируемым лицам не позднее следующего дня после прибытия их в промежуточный, приемный пункт эвакуации, расположенный на железнодорожном вокзале.
Следовательно, мы видим, что исполнительные органы советов выплачивают денежную помощь гражданскому населению в пределах деоккупированных территорий, а АО «Укрзалізниця» той части населения, эвакуацию которого она осуществляет.
Для получения денежной помощи гражданскому населению лицо предъявляет:
- документ, удостоверяющий личность, а в случае отсутствия – есть Документ в мобильном приложении Единого государственного вебпортала электронных услуг;
- документ с данными о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (кроме физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте);
- свидетельство о рождении ребенка или отображение в электронной форме информации, содержащейся в свидетельстве о рождении, изготовленном на бумажном бланке (е-свидетельство о рождении).
Данные указанных документов вносятся в сведения о выплате денежной помощи гражданскому населению, форма которой предусмотрена приложением 2 к Порядку №220.
В случае отсутствия у лица, которому предоставляется денежная помощь, соответствующие документы в сведения о выплате денежной помощи гражданскому населению указываются данные документов двух лиц, которые могут подтвердить лицо, получающее помощь.
ВАЖНО. Пунктом 7 Порядка № 220 определено, что исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов/военными администрациями денежная помощь гражданскому населению не предоставляется в случае получения средств, предусмотренных Порядком № 332, то есть если лицо в статусе внутренне перемещенного уже получало помощь.
Здесь важно понимание! Указанная денежная помощь не предоставляется вообще, если лицо находится в статусе внутриперемещенного? Ведь п. 4 Порядка № 220 сразу ограничивает право ВПЛ на такую денежную помощь исходя из раскрытия ее значения, согласно которому «денежная помощь гражданскому населению» – это, в частности, разовая выплата наличных средств лицам, проживающим в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса ВПЛ. Или все же такая денежная помощь не выплачивается только тогда, когда ВПЛ не получала средств, предусмотренных Порядком № 220? Если это так, то каким образом исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов должны проверить эту информацию и обязаны ли они ее проверять?
Кстати, Порядком № 220 предусмотрено, что в случае установления факта получения лицом денежной помощи гражданскому населению в соответствии с настоящим Порядком и пособием на жительство ВПЛ, предусмотренным Порядком № 332, такое лицо обязано вернуть денежную помощь гражданскому населению в течение 10 рабочих дней со дня. выявление факта двойного получения средств на текущий счет исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов/военных администраций.
Опять же возникает вопрос по поводу вышеуказанного: кто и как может или должен установить факт получения лицом денежной помощи гражданскому населению в соответствии с Порядком № 220 и пособием на жительство ВПЛ, предусмотренным Порядком № 332?
Какими должны быть последствия, если лицо в случае обнаружения двойного получения помощи не вернуло средства? Как исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов должны проконтролировать внесение средств на их текущий счет, какой должна быть сама процедура возврата средств?
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов/военные администрации и АО «Укрзалізниця» в течение пяти рабочих дней после завершения выплат представляют в Минсоцполитику информацию о выплате денежной помощи гражданскому населению по форме согласно приложению 3 к Порядку № 220 отдельно по каждому представлению вместе со сведениями о выплате такой помощи.
Следовательно, речь шла о таком направлении оказания помощи, как именно денежная помощь гражданскому населению (от 2000 до 3000 грн., за выплату которых отвечают именно исполнительные органы советов, военные администрации и АО «Укрзалізниця»). По меньшей мере, такой вывод напрашивается, хотя прямо об этом в Порядке № 220 речь не идет. Здесь также стоит обратить внимание на то, что, скорее всего, военные администрации привлекаются к этому процессу в тех населенных пунктах, где они создаются, то есть речь, наверное, о военных администрациях именно населенных пунктов.
Далее поговорим о других направлениях гуманитарной и другой помощи (удовлетворение продовольственных нужд, одеждой, обувью и т.п.). Собственно все направления, по которым распределение средств осуществляется не Минсоцполитики, а комиссией, образованной Минсоцполитики.
Пунктом 8 Порядка № 220 предусматривается, что комиссия производит распределение средств на основании представленных их получателями предложений по форме согласно приложению 4 и финансового обоснования фактической потребности в средствах по каждому направлению, определенному в пункте 4 настоящего Порядка.
Приоритетны предложения получателей средств, в которых направления имеют социальную значимость и предусматривают оказание помощи большему количеству населения.
Несколько слов о самой комиссии.
Пунктом 9 Порядка №220 определено, что персональный состав комиссии утверждается Минсоцполитики.
Главой комиссии является заместитель Министра социальной политики.
Заседание комиссии ведет председатель, а в его отсутствие – заместитель председателя.
Формой работы комиссии является заседание, регламент работы которого определяется главой комиссии. Заседания могут проводиться в режиме аудио- или видеоконференции.
Председатель (при его отсутствии – заместитель председателя) комиссии может принять решение о проведении заседания комиссии в режиме реального времени с использованием соответствующих технических средств, в частности через Интернет, или об участии члена комиссии в заседании комиссии в таком режиме.
Заседание комиссии правоможно, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава.
Решение комиссии оформляется протоколом, что подписывается председательствующим и секретарем.
Организационное обеспечение работы комиссии осуществляет ее секретарь, участвующий в заседаниях без права голоса.
Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, участвующих в заседании и имеющих право голоса. В условиях равного распределения голосов окончательное решение принимает председательствующий.
Комиссия принимает решение о распределении средств в пределах имеющихся на текущем счете Минсоцполитики, открытом в Национальном банке, средств.
ВАЖНО. Само решение комиссии по распределению средств является основанием для перечисления Минсоцполитики средств с текущего счета Минсоцполитики, открытого в Национальном банке, на счета получателей денежных средств.
Также уточняется, что в случае, когда получатель средств является бюджетным учреждением, средства в национальной валюте перечисляются Минсоцполитики на счета, открытые в органах Казначейства по коду бюджетной классификации 25020200 «Поступления, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и других бюджетных учреждений для выполнения целевых мер, в том числе мер по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц для использования в установленном порядке.
Получатели средств (кроме предоставления денежной помощи гражданскому населению) представляют еженедельно в Минсоцполитику отчет об их использовании по форме согласно приложению 5 к Порядку № 220.
При возникновении остатка средств получатель возвращает их на текущий счет Минсоцполитики, открытый в Национальном банке.
Срок для возврата остатка средств, перечисленных исполнительному органу сельского, поселкового, городского совета/военной администрации и АО «Укрзалізниця» для предоставления денежной помощи гражданскому населению, составляет пять рабочих дней после предоставления информации о выплате денежной помощи гражданскому населению.
В случае, когда средства были возвращены исполнительному органу сельского, поселкового, городского совета/военному администрация недобросовестным гражданским лицом (то есть речь о случаях, когда например, ВПЛ, которая уже получала средства в соответствии с Порядком № 332, получила их во второй раз в соответствии с Порядком № 220 ), такие средства возвращаются на текущий счет Минсоцполитики, открытый в Национальном банке, на следующий рабочий день после поступления денежных средств на их текущий счет.
Предложения с соответствующими документами или предоставление на выплату денежной помощи гражданскому населению представляются получателями помощи в электронной форме по адресу электронной почты dopomoga033@ukr.net (dopomoga033@gmail.com).
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу