Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отпуск без сохранения заработной платы: основные особенности

18.06.2021

Любые формы давления на работника с целью заставить написать его заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы являются противоправными.

Право на отпуск имеют работники, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, вида деятельности и отрасли, а также работают по трудовому договору у физического лица. 

Законом Украины «Об отпусках» предусмотрено предоставление двух видов отпусков без сохранения заработной платы: отпусков, предоставляемых работникам в силу субъективного права, принадлежащего им по закону, то есть в обязательном порядке, и отпусков, предоставляемых по согласованию сторон ( работодателя и работника).

В случаях, предусмотренных статьей 25 Закона Украины «Об отпусках», по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы предоставляется в обязательном порядке.

Статьей 26 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено предоставление отпуска без сохранения заработной платы по соглашению сторон. По семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, но не более 15 календарных дней в году.

В то же время статьей 84 Кодекса Законов о труде Украины предусмотрено, что в случае установления Кабинетом Министров Украины карантина в соответствии с Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней» срок нахождения в отпуске без сохранения заработной платы на период карантина не включается в общий срок - 15 календарных дней.

Таким образом, согласно нормам законодательства, предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы осуществляется в интересах именно работников (статьи 25, 26 Закона Украины «Об отпусках», ст. 84 КЗоТ) по их желанию, а не по инициативе работодателя.

Любые формы давления на работника с целью заставить написать его заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы являются противоправными.

Согласно статье 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Также в соответствии со статьей 60 Конституции никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность.

В случае нарушения законодательства о труде граждане имеют право обратиться с жалобой в профсоюз, Государственную службу Украины по вопросам труда, с иском в суд.

Ответственность за принуждение к написанию заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы может быть не только дисциплинарной и административной, но и уголовной.

smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
07.11.2025
Изменения в законодательстве с 03 ноября по 07 ноября 2025 года
Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года за счет дополнительной дотаци...
Новое
11.12.2025
Комитет ВР оценит эффективность Закона о международном сотрудничестве
Комитет Верховной Рады Украины по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства начинает парламентский анализ эффективности действия Закона Украины «О международном территориальном сотрудничестве». Цель – изучить влияние но...
11.12.2025
Государственный бюджет-2026 подписано: новые правила и финансовые ориентиры для местного самоуправления
Президент Украины подписал Закон "О Государственном бюджете Украины на 2026 год". Какие конкретно изменения теперь ожидают местные бюджеты в условиях военного положения? На какие новые механизмы поддержки общин могут рассчитывать местное самоуправление и как это повлияет на финансовую автономию и сп...
11.12.2025
Здравоохранение в бюджете-2026: безвозмездные проверки здоровья, расширение программы «Доступные лекарства» и повышение зарплат врачей до 35 тыс. гривен
Медицина остается одним из ключевых приоритетов государственной политики. На 2026 год расходы государственного бюджета на здравоохранение (вместе с трансфертами) составляют 258,6 млрд грн, что на 38,8 млрд грн больше, чем в 2025 году. «Бюджет-2026 закладывает системное усиление медицинской сф...