Опыт представления отчетности по ЕСВ, НДФЛ И ВС: как объединили необъединяемое
Наконец нам всем удалось справиться с представлением единой отчетности по ЕСВ и НДФЛ. Подготовительный процесс был непростым. В соответствии с Законами от 19.09.19 г. № 115-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и от 19.09.19 г. № 116-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» приказом Минфина от 15.12.20 г. № 773 предоставлена новая редакция формы Налогового расчета. Но насколько удобно и удачно вышло?
Очень много технических проблем осложняют представление отчета. На недостатки формы указывали как бухгалтеры, так и работники ГНС и ПФУ, а именно:
1. Нет четкого методологического порядка заполнения отчета от ГНС и ПФУ. А это – прямой путь к увеличению ошибок в нем, а отсюда – и штрафов. В стандартных ситуациях заполнение не вызывает проблемы. При любых отклонениях от стандартных – аврал и поиск возможных схем отражения данных.
2. Отчет очень большой. Из-за невозможности автоматизированного заполнения в случае большой численности работников возникает проблема с проверкой и подсчетом общей суммы начисленных налогов.
3. Много лишних показателей наподобие «Количество застрахованных лиц», «Женщин», «Мужчин», «Лиц с инвалидностью и других», которые программа ПФУ и ГНС технически могла бы посчитать самостоятельно по данным табличных приложений к отчету.
4. Непонятна структура отчета: отчет квартальный, а отражение в нем – помесячное. Что-то не похоже на упрощение и название отчета «квартальный». Доходы физлиц-предпринимателей, которые указываются в приложении Д4 (Отчет по ЕСВ), почему-то также нужно распределять по месяцам, хотя физлица-предприниматели отчитываются о них поквартально.
5. Данные о персонифицированном учете доходов и ЕСВ, данные об НДФЛ и военном сборе (далее – ВС) ведутся в отдельных таблицах, что добавляет работы. Кроме того, зачем персонифицирован учет ВС, по которому нет никаких льгот, да еще и помесячный?
6. Если это уже объединенный отчет, то зачем повторять ту же информацию в разных приложениях (увольнение/прием работников)?
7. Объединенный отчет осложняет работу бухгалтеров из-за необходимости представления справочных отчетов для начисления больничных и др. В то же время от этого отчета зависит начисление больничных и выплат в связи с безработицей.
8. В случае изменения юрадреса отчет относительно ЕСВ нужно подавать в «новый» налоговый орган, по другим налогам – до конца года по старому адресу. Куда подавать объединенный отчет, еще не определились?
9. Составление отчетности по филиалам и обособленным подразделениям является непонятным. Почему бы за обособленные подразделения не подавать основной отчет за всех работников в налоговый орган по месту регистрации и «справочные» отчеты – по неосновному месту учета.
10. Отдельное приложение относительно спецстажа, опять же, добавляет работы. Возможно, данные о спецстаже следует интегрировать в приложение персонифицированного учета доходов и ЕСВ путем добавления графы с указанием основания спецстажа?
11. Принцип исправления отчета путем исключения/включения строк абсолютно не упрощает отчетность. Лучше вернуть возможность исправления ошибок по принципу Отчета по ЕСВ. То есть чтобы в случае выявления ошибки в отчете до окончания срока его представления можно было повторно формировать и подавать расчет в полном объеме с приложениями и чтобы действующим считался последний электронный расчет, поданный до окончания сроков представления отчетности.
Очевидно, что нужно было не просто объединить отчет, а сделать его удобным и понятным.
Итак, резюмируем вышеизложенное.
Идея единой отчетности, которая фактически превратилась в объединенную, оказалась принятой только для предпринимателей (физлица-предприниматели – за себя).
Совмещены два несовмещаемых отчета (ведь администрирование НДФЛ и ЕСВ осуществляется разными способами). Возможно, нужно было объединить отчет только для зарплатных доходов, а для незарплатных разработать другой.
Для государственных органов были и остаются важными:
- для ПФУ – контроль ежемесячных начислений для обеспечения текущих пенсионных выплат, определения среднемесячной зарплаты в Украине, которая учитывается для исчисления пенсии;
- для ГНС – прогнозирование поступлений по ЕСВ.
Расчет показателей средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, осуществляется ПФУ по информации ГНС, предоставленной в порядке межведомственного обмена. К этой информации, в частности, относятся данные отчетности страхователей о заработной плате (доходе), на которую начисляется ЕСВ, и среднеучетной численности штатных работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, у физлиц-предпринимателей и у лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность.
Однако указанная отчетность подается плательщиками ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу). Для работодателей срок представления отчетности за наемных работников – в течение 40 календарных дней по окончании отчетного квартала. Поэтому начиная с января 2021 года показатели средней зарплаты будут рассчитаны и размещены на информационной странице веб-портала ПФУ после получения соответствующих данных от ГНС.
Нина Южанина, член Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, после изучения проблемного опыта составления и представления объединенной отчетности считает, что вопрос единой отчетности находится почти в тупике. Нужно или переходить на эту сложную, однако ежемесячную форму (как на этом настаивает ПФУ), или же возвращаться к тому, что было, – разделить отдельно форму № 1ДФ и ежемесячный Отчет по ЕСВ и не создавать трудности как для плательщиков (бухгалтеров), так и для налоговых и пенсионных органов.
Председатель Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев, который и был автором этой инициативы, сообщил, что будет создана рабочая группа для урегулирования вопроса объединенной отчетности.
Поэтому попробуем вместе, выразив свои мнения по поводу объединенной отчетности, доработать этот вопрос и изменить некоторые условия, чтобы действительно достичь упрощения работы и унификации форм отчетности на понятных принципах.
Комментарии к материалу