Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Опыт представления отчетности по ЕСВ, НДФЛ И ВС: как объединили необъединяемое 

24.05.2021

Наконец нам всем удалось справиться с представлением единой отчетности по ЕСВ и НДФЛ. Подготовительный процесс был непростым. В соответствии с Законами от 19.09.19 г. № 115-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и от 19.09.19 г. № 116-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» приказом Минфина от 15.12.20 г. № 773 предоставлена новая редакция формы Налогового расчета. Но насколько удобно и удачно вышло?
Очень много технических проблем осложняют представление отчета. На недостатки формы указывали как бухгалтеры, так и работники ГНС и ПФУ, а именно: 

1. Нет четкого методологического порядка заполнения отчета от ГНС и ПФУ. А это – прямой путь к увеличению ошибок в нем, а отсюда – и штрафов. В стандартных ситуациях заполнение не вызывает проблемы. При любых отклонениях от стандартных – аврал и поиск возможных схем отражения данных. 

2. Отчет очень большой. Из-за невозможности автоматизированного заполнения в случае большой численности работников возникает проблема с проверкой и подсчетом общей суммы начисленных налогов.

3. Много лишних показателей наподобие «Количество застрахованных лиц», «Женщин», «Мужчин», «Лиц с инвалидностью и других», которые программа ПФУ и ГНС технически могла бы посчитать самостоятельно по данным табличных приложений к отчету.

4. Непонятна структура отчета: отчет квартальный, а отражение в нем – помесячное. Что-то не похоже на упрощение и название отчета «квартальный». Доходы физлиц-предпринимателей, которые указываются в приложении Д4 (Отчет по ЕСВ), почему-то также нужно распределять по месяцам, хотя физлица-предприниматели отчитываются о них поквартально.

5. Данные о персонифицированном учете доходов и ЕСВ, данные об НДФЛ и военном сборе (далее – ВС) ведутся в отдельных таблицах, что добавляет работы. Кроме того, зачем персонифицирован учет ВС, по которому нет никаких льгот, да еще и помесячный?

6. Если это уже объединенный отчет, то зачем повторять ту же информацию в разных приложениях (увольнение/прием работников)?

7. Объединенный отчет осложняет работу бухгалтеров из-за необходимости представления справочных отчетов для начисления больничных и др. В то же время от этого отчета зависит начисление больничных и выплат в связи с безработицей.

8. В случае изменения юрадреса отчет относительно ЕСВ нужно подавать в «новый» налоговый орган, по другим налогам – до конца года по старому адресу. Куда подавать объединенный отчет, еще не определились?

9. Составление отчетности по филиалам и обособленным подразделениям является непонятным. Почему бы за обособленные подразделения не подавать основной отчет за всех работников в налоговый орган по месту регистрации и «справочные» отчеты – по неосновному месту учета.

10. Отдельное приложение относительно спецстажа, опять же, добавляет работы. Возможно, данные о спецстаже следует интегрировать в приложение персонифицированного учета доходов и ЕСВ путем добавления графы с указанием основания спецстажа?

11. Принцип исправления отчета путем исключения/включения строк абсолютно не упрощает отчетность. Лучше вернуть возможность исправления ошибок по принципу Отчета по ЕСВ. То есть чтобы в случае выявления ошибки в отчете до окончания срока его представления можно было повторно формировать и подавать расчет в полном объеме с приложениями и чтобы действующим считался последний электронный расчет, поданный до окончания сроков представления отчетности.

Очевидно, что нужно было не просто объединить отчет, а сделать его удобным и понятным. 

Итак, резюмируем вышеизложенное.

Идея единой отчетности, которая фактически превратилась в объединенную, оказалась принятой только для предпринимателей (физлица-предприниматели – за себя). 
Совмещены два несовмещаемых отчета (ведь администрирование НДФЛ и ЕСВ осуществляется разными способами). Возможно, нужно было объединить отчет только для зарплатных доходов, а для незарплатных разработать другой. 

Для государственных органов были и остаются важными: 

  • для ПФУ – контроль ежемесячных начислений для обеспечения текущих пенсионных выплат, определения среднемесячной зарплаты в Украине, которая учитывается для исчисления пенсии; 
  • для ГНС – прогнозирование поступлений по ЕСВ.

Расчет показателей средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, осуществляется ПФУ по информации ГНС, предоставленной в порядке межведомственного обмена. К этой информации, в частности, относятся данные отчетности страхователей о заработной плате (доходе), на которую начисляется ЕСВ, и среднеучетной численности штатных работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, у физлиц-предпринимателей и у лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность.

Однако указанная отчетность подается плательщиками ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу). Для работодателей срок представления отчетности за наемных работников – в течение 40 календарных дней по окончании отчетного квартала. Поэтому начиная с января 2021 года показатели средней зарплаты будут рассчитаны и размещены на информационной странице веб-портала ПФУ после получения соответствующих данных от ГНС.
Нина Южанина, член Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, после изучения проблемного опыта составления и представления объединенной отчетности считает, что вопрос единой отчетности находится почти в тупике. Нужно или переходить на эту сложную, однако ежемесячную форму (как на этом настаивает ПФУ), или же возвращаться к тому, что было, – разделить отдельно форму № 1ДФ и ежемесячный Отчет по ЕСВ и не создавать трудности как для плательщиков (бухгалтеров), так и для налоговых и пенсионных органов.

Председатель Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев, который и был автором этой инициативы, сообщил, что будет создана рабочая группа для урегулирования вопроса объединенной отчетности. 
Поэтому попробуем вместе, выразив свои мнения по поводу объединенной отчетности, доработать этот вопрос и изменить некоторые условия, чтобы действительно достичь упрощения работы и унификации форм отчетности на понятных принципах.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
11.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (07.04.2025 - 11.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Считается ли нарушением отсутствие подписи получателя в расходных кассовых ордерах или расходных ведомостях? Расходные кассовые ордера или расходные сведения не принимаются для вывода остатка наличных денег в кассе, если выдача наличных из кассы не подтверждена ...
21.04.2025
Минимальные зарплаты в странах ЕС: данные на 2025 год
Евростат обнародовал первые данные за 2025 год о минимальных зарплатах. Так, с 1 января 2025 г. национальная минимальная заработная плата установлена ​​в 22 из 27 стран Европейского Союза. Исключения остаются Дания, Италия, Австрия, Финляндия и Швеция. В 10 странах минимальная зарплата меньше &euro...
Новое
10.07.2025
Можно ли сформировать заявление-расчет по бумажным больничным?
С 1 октября 2021 все учреждения здравоохранения Украины перешли на оформление электронных больничных. Электронный больничный формируется на основе медицинского заключения о временной нетрудоспособности, которое врач создает в электронной системе здравоохранения. Сегодня основной объем обращения у ...
10.07.2025
Начисляется ли повышение оклада работнику органа местного самоуправления при командировке в зону боевых действий?
Постановлением КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников государственных органов и органов местного самоуправления во время военного положения» от 25.04.2023 № 391 (далее – постановление № 391) определен порядок повышения окладов работников госорганов, непосредственно осуществ...
10.07.2025
Работник мобилизован, но никаких документов не предоставлено
В случае мобилизации на период военной службы работодатель должен уволить работника от работы. Если работник не предоставил ни одного документа, подтверждающего факт его мобилизации, его отсутствие необходимо табелировать как неявки по невыясненным причинам. Факт мобилизации работник может подтвер...