Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Опыт представления отчетности по ЕСВ, НДФЛ И ВС: как объединили необъединяемое 

24.05.2021

Наконец нам всем удалось справиться с представлением единой отчетности по ЕСВ и НДФЛ. Подготовительный процесс был непростым. В соответствии с Законами от 19.09.19 г. № 115-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и от 19.09.19 г. № 116-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» приказом Минфина от 15.12.20 г. № 773 предоставлена новая редакция формы Налогового расчета. Но насколько удобно и удачно вышло?
Очень много технических проблем осложняют представление отчета. На недостатки формы указывали как бухгалтеры, так и работники ГНС и ПФУ, а именно: 

1. Нет четкого методологического порядка заполнения отчета от ГНС и ПФУ. А это – прямой путь к увеличению ошибок в нем, а отсюда – и штрафов. В стандартных ситуациях заполнение не вызывает проблемы. При любых отклонениях от стандартных – аврал и поиск возможных схем отражения данных. 

2. Отчет очень большой. Из-за невозможности автоматизированного заполнения в случае большой численности работников возникает проблема с проверкой и подсчетом общей суммы начисленных налогов.

3. Много лишних показателей наподобие «Количество застрахованных лиц», «Женщин», «Мужчин», «Лиц с инвалидностью и других», которые программа ПФУ и ГНС технически могла бы посчитать самостоятельно по данным табличных приложений к отчету.

4. Непонятна структура отчета: отчет квартальный, а отражение в нем – помесячное. Что-то не похоже на упрощение и название отчета «квартальный». Доходы физлиц-предпринимателей, которые указываются в приложении Д4 (Отчет по ЕСВ), почему-то также нужно распределять по месяцам, хотя физлица-предприниматели отчитываются о них поквартально.

5. Данные о персонифицированном учете доходов и ЕСВ, данные об НДФЛ и военном сборе (далее – ВС) ведутся в отдельных таблицах, что добавляет работы. Кроме того, зачем персонифицирован учет ВС, по которому нет никаких льгот, да еще и помесячный?

6. Если это уже объединенный отчет, то зачем повторять ту же информацию в разных приложениях (увольнение/прием работников)?

7. Объединенный отчет осложняет работу бухгалтеров из-за необходимости представления справочных отчетов для начисления больничных и др. В то же время от этого отчета зависит начисление больничных и выплат в связи с безработицей.

8. В случае изменения юрадреса отчет относительно ЕСВ нужно подавать в «новый» налоговый орган, по другим налогам – до конца года по старому адресу. Куда подавать объединенный отчет, еще не определились?

9. Составление отчетности по филиалам и обособленным подразделениям является непонятным. Почему бы за обособленные подразделения не подавать основной отчет за всех работников в налоговый орган по месту регистрации и «справочные» отчеты – по неосновному месту учета.

10. Отдельное приложение относительно спецстажа, опять же, добавляет работы. Возможно, данные о спецстаже следует интегрировать в приложение персонифицированного учета доходов и ЕСВ путем добавления графы с указанием основания спецстажа?

11. Принцип исправления отчета путем исключения/включения строк абсолютно не упрощает отчетность. Лучше вернуть возможность исправления ошибок по принципу Отчета по ЕСВ. То есть чтобы в случае выявления ошибки в отчете до окончания срока его представления можно было повторно формировать и подавать расчет в полном объеме с приложениями и чтобы действующим считался последний электронный расчет, поданный до окончания сроков представления отчетности.

Очевидно, что нужно было не просто объединить отчет, а сделать его удобным и понятным. 

Итак, резюмируем вышеизложенное.

Идея единой отчетности, которая фактически превратилась в объединенную, оказалась принятой только для предпринимателей (физлица-предприниматели – за себя). 
Совмещены два несовмещаемых отчета (ведь администрирование НДФЛ и ЕСВ осуществляется разными способами). Возможно, нужно было объединить отчет только для зарплатных доходов, а для незарплатных разработать другой. 

Для государственных органов были и остаются важными: 

  • для ПФУ – контроль ежемесячных начислений для обеспечения текущих пенсионных выплат, определения среднемесячной зарплаты в Украине, которая учитывается для исчисления пенсии; 
  • для ГНС – прогнозирование поступлений по ЕСВ.

Расчет показателей средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, осуществляется ПФУ по информации ГНС, предоставленной в порядке межведомственного обмена. К этой информации, в частности, относятся данные отчетности страхователей о заработной плате (доходе), на которую начисляется ЕСВ, и среднеучетной численности штатных работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, у физлиц-предпринимателей и у лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность.

Однако указанная отчетность подается плательщиками ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу). Для работодателей срок представления отчетности за наемных работников – в течение 40 календарных дней по окончании отчетного квартала. Поэтому начиная с января 2021 года показатели средней зарплаты будут рассчитаны и размещены на информационной странице веб-портала ПФУ после получения соответствующих данных от ГНС.
Нина Южанина, член Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, после изучения проблемного опыта составления и представления объединенной отчетности считает, что вопрос единой отчетности находится почти в тупике. Нужно или переходить на эту сложную, однако ежемесячную форму (как на этом настаивает ПФУ), или же возвращаться к тому, что было, – разделить отдельно форму № 1ДФ и ежемесячный Отчет по ЕСВ и не создавать трудности как для плательщиков (бухгалтеров), так и для налоговых и пенсионных органов.

Председатель Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев, который и был автором этой инициативы, сообщил, что будет создана рабочая группа для урегулирования вопроса объединенной отчетности. 
Поэтому попробуем вместе, выразив свои мнения по поводу объединенной отчетности, доработать этот вопрос и изменить некоторые условия, чтобы действительно достичь упрощения работы и унификации форм отчетности на понятных принципах.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
11.09.2025
Письмо ПФУ: об исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ЛИСТ від 22.08.2025 р. № 2800-030401-8/55839 Розглянувши [...] звернення на вебпортал Пенсійного фонду України щодо обчислення середньої заробітної плати для розрахунку страхових виплат, Пенсійний фонд України повідомляє. Постановою Кабінету Міністрів України від 14.07.202...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
Новое
21.11.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (17.11.2025 - 21.11.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   В ВРУ состоялось экспертное публичное обсуждение реформирования системы оплаты труда в Украине 17 ноября 2025 г. состоялось экспертное публичное обсуждение реформирования системы оплаты труда в Украине в формате «круглого стола». Письмо МОН: о внеоч...
21.11.2025
Сроки и порядок получения первой и второй квитанций при отправке электронных документов
Электронный документооборот между налогоплательщиками и контролирующим органом осуществляется без заключения дополнительного договора. Это предусмотрено пунктом 42.6 статьи 42 Налогового кодекса. Плательщик приобретает статус субъекта электронного документооборота после направления в контролирующий...
21.11.2025
В ВРУ состоялось экспертное публичное обсуждение реформирования системы оплаты труда в Украине
17 ноября 2025 г. состоялось экспертное публичное обсуждение реформирования системы оплаты труда в Украине в формате «круглого стола». Мероприятие было направлено на выработку согласованных подходов к модернизации действующей модели оплаты труда, усовершенствование процедур ее регулиров...