Образование во время войны: Николай Точицкий обсудил с руководителями высшего художественного образования основные вызовы и пути их решения
20 ноября Министр культуры и стратегических коммуникаций Украины Николай Точицкий провел встречу с руководителями учреждений высшего образования, относящимися к сфере управления МКСК, в ходе которой обсуждались ключевые вызовы и перспективы развития высшего образования художественного и культурологического направления. В мероприятии также принял участие заместитель Министра образования и науки Украины Михаил Винницкий, представивший видение реформ в системе образования.
Во время встречи руководители высшего образования поделились своими достижениями, а также вызовами, требующими безотлагательного решения, в частности в сфере материально-технического обеспечения, финансирования и кадровой политики. Особое внимание было уделено новой редакции Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Участники отметили проблему отсутствия отсрочки от призыва на военную службу для научно-педагогических работников учреждений высшего образования, имеющих образовательно-творческую степень доктора искусства, и тех, кто имеет ученые звания без научных степеней, что является распространенной практикой в учреждениях художественного и культурологического направления . Это создает риск утраты важных уникальных кадров в сфере художественного образования.
В свою очередь, Министр подчеркнул важность обеспечения безопасности образовательного процесса, а также слаженной работы между государством и учебными заведениями для решения актуальных проблем, включая вопросы расширения международного сотрудничества. Министр взял на себя обязательство продолжать диалог и совместную работу по решению озвученных проблем. В частности, поддержал запрос участников, акцентировавших внимание на проблемах, связанных с присуждением почетных званий научно-педагогическим работникам, что позволяет художникам получать научные звания доцента или профессора. А также отметил важность введения надбавки за образовательно-творческую степень доктора искусства, которая сегодня не предусмотрена законодательством.
Заместитель Министра образования и науки Украины Михаил Винницкий ознакомил собравшихся с законодательными инициативами МОН на 2025 год, направленными на усовершенствование нормативной базы и повышение качества образования, представил новые критерии распределения расходов государственного бюджета между учреждениями высшего образования на основе показателей их образовательной, научной и международной деятельности.
Участники встречи также обсудили ключевые аспекты проекта порядка приема в высшие образования на 2025 год. В частности, участники рассмотрели формат проведения творческих конкурсов, составляющие предметы в Национальном мультипредметном тесте (НМТ). Особое внимание уделили вопросу введения Единого профессионального вступительного испытания (ЕФВВ) по истории искусства, цель которого – повысить качество отбора абитуриентов на соответствующие специальности, а также сделать процедуру поступления более прозрачной и повысить уровень доверия к системе отбора при приеме в магистратуру.
Отдельно были подведены промежуточные итоги реализации экспериментального проекта по предоставлению государственных грантов для получения высшего образования. Отмечена успешная реализация эксперимента и объявлены планы по расширению этого механизма в следующем году.
Первый заместитель Министра культуры и стратегических коммуникаций Галина Григоренко в ходе обсуждения подчеркнула важность качества подготовки соискателей образования, которая в значительной степени зависит от уровня поступающих. Она отметила необходимость сохранения НМТ для творческих специальностей, поскольку знания по этим предметам обеспечивают ключевые компетенции, позволяющие соискателям не только успешно овладеть выбранной специальностью, но и лучше ориентироваться в современном мире, быть социально ответственными гражданами.
Также к дискуссии присоединилась и. председателя Государственного агентства Украины по искусствам и художественному образованию Ольга Россошанская, которая отметила необходимость учета особенностей подготовки по художественным специальностям в порядке приема в учреждения высшего образования. Она подчеркнула, что некоторые художественные специальности нуждаются в введении специализаций. Например, в условиях военного времени, в связи с разрушительными последствиями войны, вопрос развития реставрационного и консервационного дела требует неотложного внимания, поэтому очень актуально выделение специализации по реставрации и консервации произведений искусства в рамках специальности «Изобразительное искусство и реставрация». Это позволит МКСК формировать и размещать государственный заказ на подготовку специалистов по реставрации. Также предложила рассмотреть вопрос расширения перечня специальностей, которым оказывается особая поддержка государства при поступлении, добавив в существующий перечень специализацию по реставрации и консервации в рамках специальности «Изобразительное искусство и реставрация».
Отдельно участники встречи обсудили вопрос о внедрении базовой общевойсковой подготовки с 2025 года, а именно организацию этого процесса в учреждениях высшего образования. Михаил Винницкий подчеркнул важность этого нововведение для формирования у соискателей высшего образования необходимых навыков и знаний, способствующих укреплению обороноспособности страны и развитию гражданской ответственности.
Встреча завершилась договоренностями о дальнейшем сотрудничестве между МКСК, МОН и учреждениями высшего образования, принадлежащими сфере управления МКСК, для обеспечения устойчивого развития художественного образования.
https://www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу