Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об увеличении нормальной продолжительности рабочего времени до 60 часов в неделю. Правовые нормы

09.08.2023

Согласно части первой статьи 6 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15 марта 2022 № 2136-IX (далее Закон 2136) нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения).

Частью второй статьи 6 Закона № 2136 для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.

При применении указанных выше норм следует учесть:

1. Норма части первой статьи 6 Закона №2136 в период военного положения может быть применена вместо положений части первой статьи 50 КЗоТ, которой определялось, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю, только для работников, занятых на ектах критической инфраструктуры.
Осуществление работодателем вида деятельности в сфере обеспечения жизнедеятельности населения в случае, когда объект, на котором работает работник, не отнесен к объектам критической инфраструктуры, не предоставляет работодателю права устанавливать нормальную продолжительность рабочего времени 60 часов в неделю.
2. Увеличение в период военного состояния нормальной продолжительности рабочего времени до 60 часов в неделю является правом, а не обязанностью работодателя. Такое увеличение должно быть обоснованным, прежде всего, потребностью эффективной деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения.
Не противоречит нормам Закона положение части второй статьи 50 КЗоТ, согласно которому предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено частью первой настоящей статьи.
3. Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю. То есть указанным выше работникам не может устанавливаться нормальная продолжительность рабочего времени 60 часов в неделю, о чем не следует забывать.


Основанием для установления сокращенного рабочего времени есть занятость работников на работах с вредными и опасными условиями труда. Право на сокращенное рабочее время (неделя) имеют работники производств, цехов, должностей, профессий, предусмотренных Перечнем производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели» утвержденным постановлением КМУ от 21 февраля 2001 г. г. № 163 (далее Перечень), на основании результатов аттестации рабочего места по условиям труда.

Вопросы применения Перечня регламентируется Порядком применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденным приказом Министерства труда от 23 марта 2001 г. № 122.

Работникам, профессии и должности которых не предусмотрены в Перечне, но в отдельные периоды рабочего времени выполняют работу на производствах, в цехах, по профессиям и на должностях, предусмотренных Перечнем, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в эти дни той же продолжительности, как и работникам , постоянно занятым на данной работе.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (недели) устанавливается коллективным договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением КМУ от 1 августа 1992 г. № 442. Согласно внесенным изменениям постановлением КМУ от 30 июня 2023 г. № 660 «О внесении изменения в пункт 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестация, срок проведения которой наступил в период военного положения, по решению работодателя, согласованному с профсоюзом, проводится в течение шести месяцев со дня прекращения или отмены военного состояния в Украине.

Результаты аттестации, проведенной до введения военного положения в Украине, продолжают действовать и используются в период военного положения и в течение шести месяцев со дня его прекращения или отмены.

https://t.me/smudsp

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
07.11.2025
Изменения в законодательстве с 03 ноября по 07 ноября 2025 года
Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года за счет дополнительной дотаци...
Новое
11.12.2025
Комитет ВР оценит эффективность Закона о международном сотрудничестве
Комитет Верховной Рады Украины по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства начинает парламентский анализ эффективности действия Закона Украины «О международном территориальном сотрудничестве». Цель – изучить влияние но...
11.12.2025
Государственный бюджет-2026 подписано: новые правила и финансовые ориентиры для местного самоуправления
Президент Украины подписал Закон "О Государственном бюджете Украины на 2026 год". Какие конкретно изменения теперь ожидают местные бюджеты в условиях военного положения? На какие новые механизмы поддержки общин могут рассчитывать местное самоуправление и как это повлияет на финансовую автономию и сп...
11.12.2025
Здравоохранение в бюджете-2026: безвозмездные проверки здоровья, расширение программы «Доступные лекарства» и повышение зарплат врачей до 35 тыс. гривен
Медицина остается одним из ключевых приоритетов государственной политики. На 2026 год расходы государственного бюджета на здравоохранение (вместе с трансфертами) составляют 258,6 млрд грн, что на 38,8 млрд грн больше, чем в 2025 году. «Бюджет-2026 закладывает системное усиление медицинской сф...