Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Может ли управление образования общины предоставить служебный автомобиль отделу социальной защиты для доставки продовольственных наборов – разъяснение экспертов

10.05.2022 95 0 0

Эксперты консультативной рабочей группы по вопросам местных бюджетов в условиях военного положения, созданной по инициативе Минрегиона, ответили на вопросы читателей портала «Децентрализация»: «Может ли управление образования предоставить служебный автомобиль отделу социальной защиты для доставки к инвалидам и пожилым людям продовольственных наборов?».

Эксперты отмечают, что согласно ч. 1 ст. 143 Конституции, территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

Законами установлено также следующее:

1. В статье 327 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) говорится, что управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная община и созданные ею органы местного самоуправления.

2. В Законе «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97 (абз.14 статьи 1, 28, 29) установлено следующее:

Территориальному обществу принадлежит право коммунальной собственности: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
Исполнительные органы обладают полномочиями, определенными соответствующим советом, по управлению коммунальным имуществом территориальных общин.
Решением соответствующих советов утверждается порядок использования и имущества.
В свою очередь, имущественные права (в том числе бюджетные учреждения) признаются вещными правами (статья 190 ГКУ).

Бюджетные учреждения владеют имуществом, переданным им в оперативное управление. Указанное подтверждается нормами Законов, в частности:

1. Правом оперативного управления в Хозяйственном кодексе Украины (статья 137) признается вещное право субъекта хозяйствования, владеющего, пользующегося и распоряжающегося имуществом (в нашем случае управлению образования передан автомобиль в оперативное управление), закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

2. Владелец имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и вправе изымать у субъекта хозяйствования избыточное имущество, а также имущество, что не используется и имущество, используемое им не по назначению.

Коммунальное учреждение (в вопросе – управление образования) не является субъектом права собственности на транспортное средство (автомобиль). Она получила его в оперативное управление. Владельцем такого автомобиля есть территориальная община.

Следовательно, собственник имущества вправе управлять имуществом в понимании вышеупомянутых норм законов и в случае необходимости принимать решение о его передаче от управления образования в отдел социальной защиты на основании решения соответствующего совета (от одного главного распорядителя бюджетных средств к другому) с учетом положений статей Закона О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97 (абз.14 статьи 1, 28, 29).

Чтобы передать или получить основные средства, следует иметь решение местного совета, согласно которому оформить акт приема-передачи. Акт приемки-передачи основных средств, форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 № 818 (далее – Приказ № 818), применяем в нашем случае, когда безвозмездная передача основных средств происходит между учреждениями в пределах одного органа управления имуществом.

Любое поступление в натуральной форме, в частности автомобиля, также предусматривает:

Составление и представление в органы Государственного казначейства Справки о поступлениях в натуральной форме. Типовая форма такой Справки содержится в приложении 25 к Порядку №938 (приказ Минфина от 23.08.2012 №938).
В случае осуществления распорядителями бюджетных средств операций в натуральной форме такие операции должны производиться только в пределах плановых показателей и отражаться в бухгалтерском учете исполнения бюджетов (п. 11.17 Порядка п. 12.7 Порядка № 938).
Все виды поступлений в натуральной форме признаются доходами специального фонда (ст. 13 БКУ). Такие поступления не носят постоянного характера. Понятно, что запланировать объем безвозмездно полученных активов невозможно. Поэтому такие поступления всегда сверх плана (в данном случае в отделе социальной защиты). Следовательно, помимо представления Справки о поступлениях в натуральной форме, в случае фактического получения «натуралки» необходимо еще внести изменения в смету в части специального фонда по собственным поступлениям и ко всем связанным с этой хозяйственной операцией документам.
Доказательством тому является абз. 10 п. 47 Порядка № 228 (Постановление от 28.02.2002 № 228), согласно которому изменения в смету и связанные документы вносятся вследствие превышения поступлений соответствующего фонда по сравнению с поступлениями, учтенными в бюджете.
Кроме этого, во время нотхождение «натуралки» возникает еще один вопрос: нужно ли вносить изменения в паспорта бюджетных программ? Ответ предоставил Минфин в письме от 15.02.2019 г. № 05110-05-2/4473, в котором отметил, что поступления в натуральной форме приводят к корректировке спецфонда сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений. Если при этом возникают новые задачи бюджетной программы (в нашем случае в отделе социальной защиты), то согласно абз. 9 п. 1.10 разд. И Правил №836 (Приказ Минфина 26.08.2014 №836) изменения в паспорты также требуются.
Бухгалтерский учет передачи имущества следует отражать в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами (приказ Минфина от 29.12.2015 г. № 1219).

В период военного положения действуют некоторые особенности, установленные Постановлением Кабмина от 11.03.2022 г. № 252: органы местного самоуправления, их исполнительные органы, местные государственные администрации, военно-гражданские администрации продолжают осуществлять бюджетные полномочия, а в случае образования военных администраций такие полномочия осуществляют военные администрации в соответствии со статьей 15 Закона Украины "О правовом режиме военного положения".

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу