Коммунальный транспорт для нужд ВСУ (сил обороны) в условиях военного положения: возможны варианты
Особенности передачи и принудительного отчуждения государственного и коммунального имущества в условиях правового режима военного положения определены Законом Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения».
Упомянутый Закон оперирует только двумя понятиями (см. ч. 1 ст. 1):
- принудительное отчуждение имущества - лишение собственника права собственности на индивидуально определенное имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности и переходящее в собственность государства для использования в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения при условии предварительного или последующего полного возмещения его стоимости;
- изъятие имущества – лишение государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений права хозяйственного ведения или оперативного управления индивидуально определенным государственным имуществом с целью его передачи для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения.
Важно:
Как видим, понятие «извлечение» касается только государственной собственности.
Однако ст. 6 Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» предоставляет ОМС право передавать коммунальное имущество, в т.ч. автотранспорт для нужд ВСУ безвозмездно, а на практике существует еще и третий вариант, предусмотренный нормами другого законодательства. Рассмотрим их все.
Безвозмездная передача
(ст.6 Закона «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения»)
Безвозмездная передача находящегося в коммунальной собственности транспортного средства возможна исключительно в случае, если местный совет добровольно решил передать безвозмездно для нужд военных.
С инициативой о безвозмездной передаче коммунального имущества в государственную собственность в условиях военного положения может обратиться исключительно военное командование. Это важно, поскольку, если совет примет такое решение по собственной инициативе, действие Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» на эту процедуру распространяться не будет. О чем мы более подробно поговорим дальше.
Термин "военное командование" употребляется в значении, приведенном в ч. 1 ст. 3 Закона Украины "О правовом режиме военного положения". Сегодня это: Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины, Командующий объединенными силами Вооруженных Сил Украины, командующие видами и отдельными родами войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (начальники) органов военного управления, командиры соединений, воинских частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований.
Основанием для безвозмездной передачи может быть только удовлетворение потребностей государства в условиях правового режима военного положения.
Передача имущества в государственную собственность в этих случаях осуществляется по решению:
- сельских, поселковых, городских, районных в городах советов - по объектам права коммунальной собственности соответствующих территориальных общин;
- районных, областных советов - относительно объектов права совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов, которые находятся в управлении районных, областных советов.
Закон разрешает в случае невозможности созвать сессию принять решение единолично соответствующему председателю, однако с последующим утверждением этого решения сессией совета.
Передача оформляется актом приема-передачи, который подписывается председателем или секретарем, заместителем председателя и уполномоченным лицом военного командования
После отмены военного положения (объявление демобилизации) происходит возврат автотранспорта (имущества).
Важно:
Права на компенсацию стоимости имущества или его возврат после прекращения или отмены военного положения при применении этого инструмента территориальная община не имеет.
Может ли община самостоятельно инициировать передачу имущества военным? Да это возможно. Однако в этом случае нельзя применять Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения».
Местный совет вправе принять решение об отчуждении коммунального имущества в собственность государства согласно п.30 ст. 26 ЗУ «О местном самоуправлении» и ст. 5 ЗУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и Порядком представления и рассмотрения предложений по передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и образование и работы комиссии по передаче объектов в государственную собственность.
Такое решение принимается исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета, и необходимо согласие органа, уполномоченного управлять государственным имуществом (обычно – это региональное отделение Фонда государственного имущества Украины).
Передача объектов из коммунальной в государственную собственность в этом случае осуществляется комиссией по передаче объектов и оформляется актом приемки-передачи.
Может ли местный совет (председатель, секретарь, заместитель) отказать военному командованию в безвозмездной передаче им коммунального имущества в условиях военного положения? Да. Тогда к коммунальному имуществу будет применена процедура принудительного отчуждения. В этом случае община имеет право претендовать на последующую компенсацию или возврат своего имущества после прекращения или отмены военного положения. Этот инструмент мы рассмотрим отдельно.
Бухгалтерский учет:
Важно понимать, что с даты подписания акта приемки-передачи возникает право государственной собственности на переданное имущество.
Для целей бухгалтерского учета таковая операция считается выбытием главных средств. Так, признание объекта основных средств активом субъекта государственного сектора прекращается в случае его ликвидации, выбытия в результате продажи, передачи без оплаты или несоответствия критериям признания активом. Это прямо предусмотрено п. 1 разд. VI Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 № 1202 (далее НП(С)БУ 121).
Также напомним: активами считаются ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем, и/или будут иметь потенциал полезности (п. 4 разд. и НП(С)БУ) 121).
Поэтому в случае безвозмездной передачи транспортных средств для нужд ВСУ переданное имущество фактически перестает отвечать критериям признания активом.
В свою очередь, при выбытии объекта основных средств с баланса списываются его первоначальная (переоцененная), балансовая стоимость и сумма износа. Таково предписание п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121.
Однако безвозмездная передача имущества для нужд военных имеет существенное отличие от обычного списания основных средств в случае их убытия. Дело в том, что данная операция не предполагает получения дохода или актива в обмен на такое имущество. Соответственно, такую операцию следует считать необменной, а затраты, связанные с ее осуществлением, – расходами по необменным операциям.
Учитывая это, стоимость безвозмездно переданного транспортного средства следует списывать на субсчет 8511.
Пример 1. На основании обращения военного командования поселковый совет принял решение о безвозмездной передаче легкового автомобиля. Согласно данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость автомобиля – 210000 грн, сумма накопленного износа – 150000 грн.
Принудительное отчуждение (ч. 6 ст. 6, ст.3 Закона «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения»)
Принудительное отчуждение находящегося в коммунальной собственности транспортного средства возможно, если местный совет отказал военному командованию передать имущество общины безвозмездно для удовлетворения потребностей государства в условиях правового режима военного положения.
Принудительное отчуждение в условиях правового режима военного положения производится по решению военного командования с предварительным полным возмещением его стоимости. В случае невозможности предварительного полного возмещения за принудительно отчужденный транспорт (имущество) отчуждается принудительно с последующим полным возмещением его стоимости.
Как вариант, если полное возмещение не было произведено в момент изъятия, местный совет может претендовать не на возмещение, а на возврат имущества в случае, если оно сохранится на момент прекращения или отмены военного положения. Однако если возмещение будет осуществляться военным командованием, которое приняло решение об отчуждении, и на него будут возложены все обязанности по оформлению соответствующих документов (ч. 2 и 3 ст. 10 Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения»), то для возвращения имущества в натуре территориальной общине придется обращаться в суд (ст. 12 упомянутого Закона).
Важно:
Операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров, в том числе подакцизных (топлива и горюче-смазочных материалов), предоставление услуг в пользу Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны без возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения
Доходы от такой реализации отсутствуют.
В учете нужно отразить списание внеоборотного актива
Бухгалтерский учет:
Для целей бухгалтерского учета операция по принудительному отчуждению транспортных средств для нужд военных является выбытием основных средств.
В то же время, принудительное отчуждение имущества не предусматривает получения учреждением (ОМС) никаких экономических выгод, поэтому операция соответствует критериям необменной. Соответственно, сумму остаточной стоимости принудительно отчужденного имущества следует списывать на субсчет 8511.
Порядок отражения сделок по принудительному отчуждению имущества в пользу подразделений ВСУ и ГФТХ на счетах бухгалтерского учета ничем не отличается от порядка учета безвозмездной передачи имущества (см. пример 1).
Временное привлечение транспортных средств(ст.6 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации", Постановление КМУ от 28.12.2000 №1921, п. 3, 24, 27 Положения о военно-транспортной обязанности).
Временное привлечение осуществляется по решению ОТС на безвозмездной основе во время мобилизации. Право при этом не передается.
Привлечение при мобилизации транспортных средств оформляется соответствующим актом приемки-передачи.
Варианты привлечения транспортных средств:
- Использование самих транспортных средств без обеспечения горюче-смазочными материалами использование транспортных средств с обеспечением горюче-смазочными материалами за счет местного бюджета.
При принятии решения о привлечении школьных автобусов требуется:
- внести соответствующие изменения в Порядок использования школьных автобусов (или утвердить его, если такового не было)
- принять решение исполнительного комитета/распоряжения председателя или распоряжение начальника ВА НП о разрешении использования школьных автобусов для нужд, не связанных с обеспечением образовательного процесса.
Рекомендуемый шаблон такого решения исполкома приведен в Приложении 3.
Важно:
Несмотря на предоставленное разрешение по каждому случаю привлечения школьных автобусов, должно быть обращение (письмо) военного командования или руководителя центра комплектования и социальной поддержки и заверенное путевое письмо.
На сумму бюджетных ассигнований, которые были использованы для перевозки на основе соответствующих подтверждающих документов, нужно уменьшить ассигнования, кассовые и фактические расходы по ГРК (управлению, отделу образования).
Учет расходов по кодам:
- УПК 8240 «Мероприятия и работы по территориальной обороне».
- УПК 8220 «Мероприятия и работы по мобилизационной подготовке местного значения».
Фактическое списание ГСМ осуществляется с учетом установленных норм расходов на основании путевых листов, чеков РРО и других подтверждающих документов, так что такое списание может осуществить только балансодержатель школьного автобуса, то есть отдел/управление образования или учреждение общего среднего образования.
Бухгалтерский учет:
Определяющее значение для порядка учета таких операций имеет тот факт, что временное привлечение транспортных средств бюджетных учреждений для нужд подразделений ВСУ и ГФТХ не предусматривает переход права собственности на такое имущество. В этом случае привлечение имущества производится на возвратной основе.
В связи с этим учреждения, передающие имущество в рамках операций по временному привлечению для нужд военных формирований во время мобилизации, должны продолжать учитывать такое имущество на соответствующих субсчетах балансовых счетов. В частности, временно привлеченные транспортные средства следует продолжать учитывать на субсчете 1015 «Транспортные средства». Но для этого следует применять отдельный аналитический счет в пределах указанного субсчета.
Например, с этой целью можно открыть следующие аналитические счета в пределах субсчета 1015:
- 1015/1 "Транспортные средства в пользовании учреждения";
- 1015/2 "Транспортные средства, привлеченные во время мобилизации".
Таким образом, передача-возврат временно привлеченных при мобилизации транспортных средств найдет свое отражение исключительно в регистрах аналитического учета:
- Дт 1015/2 – Кт 1015/1 – при передаче;
- Дт 1015/1 – Кт 1015/2 – при возвращении.
При этом факт осуществления таких операций необходимо обязательно зафиксировать в Инвентарной карточке учета объекта основных средств (типичная форма, утвержденная приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядке их составления») от 13.09.2016 (№ 818), в разделе «Информация о движении объекта».
Важно:
Следует продолжать начислять амортизацию на транспортные средства, временно привлеченные при мобилизации, в течение всего периода их эксплуатации в общем порядке.
Это объясняется тем, что п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121 определен исчерпывающий перечень случаев, когда приостанавливается начисление амортизации на объекты основных средств. И временное привлечение основных средств при мобилизации среди них не отмечено.
Разъяснение подготовлено коллективом экспертов: Татьяной Овчаренко, Верой Козиной, Татьяной Станкус
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу