Как развивать своих педагогических работников по-новому (пособие)
Швейцарско-украинский проект DECIDE – «Децентрализация для развития демократического образования» представляет новый советчик для председателей и управленцев образованием территориальных общин «Создаем центр профессионального развития педагогических работников в обществе».
Автор: Дмитрий Синяк
С 1 сентября 2020 года на смену методическим кабинетам управлений образования должны прийти центры профессионального развития педагогических работников. Именно это декларировалось в Законе Украины "О полном общем среднем образовании" и в постановлении Кабинета Министров № 672 «Некоторые вопросы профессионального развития педработников». Однако общины, большинство из которых в то время еще не были объединены, порой не поняли смысла этой реформы. В результате они фактически оставили своих педагогических работников на произвол судьбы, ведь после закрытия метод кабинетов они полностью утратили возможность системного профессионального развития.
Чтобы объяснить все выгоды нововведений, Швейцарско-украинский проект DECIDE - «Децентрализация для развития демократического образования» подготовил специальный методический советчик для председателей и управленцев образованием территориальных общин. В нем практикующие эксперты Проекта DECIDE подробно объяснили, как создать центр профессионального развития педагогических работников и какие выгоды можно благодаря этому получить.
Новый советчик для председателей и управленцев образованием территориальных общин «Создаем центр профессионального развития педагогических работников в общине» можно скачать ЗДЕСЬ (ЗАГРУЗИТЬ PDF, 1,7 МБ).
Одной из эксперт, опыт которой отражено в пособии, является директор коммунального учреждения «Центр профессионального развития педагогических работников Черниговского городского совета» Янина Тимошенко. Возглавляемое им заведение – современное, с креативными подходами и творческими работниками.
Черниговский Центр – хаб, куда учителя могут прийти за советами
Спрос на услуги центров заложен в требовании государства о непрерывном профессиональном развитии педагогических работников (ст. 59 Закона Украины "Об образовании"). Однако с выполнением этого требования могут быть большие проблемы, если в общине отсутствует собственный центр профессионального развития педагогических работников. Учителя достаточно трудно определиться с построением собственной траектории профессионального развития, выбрать наиболее необходимые на определенный период курсы или тренинги, их продолжительность и виды. Именно на помощь должен прийти консультант центра профессионального развития, который поможет правильно построить и спланировать этот процесс.
Госпожа Янина отмечает, что согласно постановлению Кабмина №672, центры профессионального развития педагогических работников «не могут реализовывать текущие функции существующих методических кабинетов или центров». Итак, речь идет именно о создании совершенно нового учреждения с совершенно новыми функциями. Когда она была создана в Чернигове, все школы получили сообщение об этом. Госпожа Янина настаивала, чтобы руководство школ никоим образом не заставляло педагогов обращаться в ее Центр, все должно быть совершенно добровольно. Директора были удивлены, и сначала к новой структуре обращения были нечасты. Но потом дело пошло. О своем расписании Центр начал сообщать через Facebook, добавляя в сообщения регистрационную форму. И если на первые такие мероприятия едва регистрировалось до 5 человек, то уже через несколько месяцев регистрационную форму на 30-35 человек закрывали за пару часов. Регистрация онлайн не занимает много времени, но в случае самостоятельного заполнения формы точно придут именно те педагоги, которым это нужно и интересно.
- Методические кабинеты работали прежде всего как структурные подразделения управлений или отделов образования, учителя воспринимали их сотрудников соответственно и всегда немного опасались их, – рассказывает Янина Тимошенко. – Работали методические кабинеты, частично выполняя контролирующие функции, причем никто не интересовался, нужен этот контроль или нет. Методисты должны и проверять качество преподавания предметов и заполнения журналов, и проводить предметные олимпиады для учащихся и профессиональные конкурсы для учителей, на это уходило много времени, но не всегда эта работа проводилась качественно из-за большой нагрузки. В таких условиях было трудно заниматься именно методической работой. Центры профессионального развития – это качественно совершенно другие структуры. Это определенные хабы, к которым учителя могут последовать советам, причем не только в том, что касается методики преподавания их предметов. В Центре города Чернигова, например, большой популярностью пользуются услуги психологической поддержки, которую предоставляют как учителям, так и детям, а также даже их родителям. При этом применяются разные формы работы: курсы, тренинги, вебинары, семинары, индивидуальная работа… Наша цель – развитие учителей, которые должны чувствовать себя востребованными и мотивированными в своих школах. А для этого мы стремимся прежде всего создать для них спокойную и комфортную среду.
Главным секретом успеха своего центра Янина Тимошенко считает желание его работников к постоянному развитию.
- Мне очень досадно, что далеко не все общины создали у себя центры профессионального развития, – говорит она. – Кто ссылается на финансовые трудности, кто просто не понимает, для чего это нужно. Поэтому руководство DECIDE трудно переоценить. Он очень актуален. В нем собрано все, что касается открытия таких центров, начиная с шаблонов учредительных документов и заканчивая алгоритмами проведения конкурсного отбора на замещение вакантных должностей директора и педагогов центра. Там также очень доступно объясняется, каковы плюсы создания таких центров, какой должна быть их структура, стратегия развития, направления сотрудничества с другими организациями и учреждениями и т.д. Есть там и краткие советы, адресованные основателю, директору центра и его работникам.
Большое значение в работе центра имеет качественно организованное пространство. Маленький зал на 15-18 мест, который у Черниговского центра имел на время создания, не совсем подходил для проведения мероприятий, которые хотелось планировать. Но в январе этого года центр получил новое современное пространство более ста человек, созданное благодаря общественной организации DOCCU при финансовой поддержке FCA. Впоследствии центр в рамках другой грантовой программы получил средства на оборудование для индивидуальных консультаций работников центра с педагогическими работниками города. Янина считает это очень важными шагами, ведь мероприятия должны проходить в технически оснащенном помещении, а учителя должны чувствовать себя комфортно и уютно в Центре. Особенно это ценно, когда речь идет об общении с психологом.
- Если ты проводишь интересные мероприятия, на них всегда будет спрос, - отмечает Янина. – Именно интерес для нас является краеугольным камнем. Сейчас многие курсы и тренинги можно пройти онлайн. Так что тот факт, что педагогические работники приходят к нам на очные занятия, свидетельствует, что мы все делаем правильно.
Создаем Центр: опыт основателя
Опытом создания центров профессионального развития педагогических работников с позиции учредителя поделилась экспертка Швейцарско-украинского проекта DECIDE Надежда Балабуст, создававшая такой Центр в Хмельницкой городской территориальной общине, где в то время возглавляла департамент образования.
- Прежде всего я рекомендую провести аналитическую работу: выяснить, сколько в общине педагогов; сколько среди них мужчин и сколько женщин; какое их возрастное распределение; провести небольшой опрос и поинтересоваться также мнением педагогов о потребностях в профессиональном развитии. Ведь Центр, в первую очередь, сосредотачивается именно на работе с педагогами. Для этого можно создать небольшую рабочую группу из заинтересованных лиц, чтобы обсудить результаты такой аналитической работы и определиться с видением и миссией будущего Центра, – отмечает Надежда. – Не менее важен анализ способности общины финансово обеспечивать работу такого центра. В частности, для эффективной работы центра требуется современное помещение, оборудованное всем необходимым. Также на этом этапе следует провести юридический анализ, чтобы убедиться, что на пути создания новой структуры не будет никаких препятствий. Рекомендую поинтересоваться и опытом других общин, уже создавших такие центры. Поскольку этот процесс начался еще в 2020 году, многие общины уже наработали полезные практики, поэтому анализ их опыта будет очень полезен.
После такой подготовительной работы учредителю следует разработать положение о Центре. Это в общем-то несложно, поскольку основные задачи центра и особенности его работы уже очерчены в соответствующем Постановлении Кабинета Министров. На его основе нужно разработать собственное положение и подать его на утверждение местному совету, а затем объявить конкурс на должность директора. По словам Надежды Балабуст, орган управления образованием должен обеспечить максимальную прозрачность и качество конкурсного отбора, чтобы выбрать лучшего из кандидатов, поскольку именно директор впоследствии станет главным драйвером для своей команды, что, безусловно, обеспечит качественную работу заведения.
– Центр должен максимально способствовать развитию педагогических работников, иногда и даже побуждать, подталкивать их к этому развитию, – убеждена Надежда Балабуст. – Поэтому большое значение имеет команда консультантов центра и системность работы. Ведь когда тебя окружают интересные, креативные и современные профессионалы, которые предлагают новые идеи, делятся интересными практиками, инновационными подходами, тебе хочется включиться в этот процесс. Таким образом центр становится местом, где педагоги не только получают необходимую поддержку, но и активно внедряют новации в образовательный процесс, делая его более эффективным и интересным для учащихся.
Как получить от центра развития педагогических работников больше, а потратить на него меньше?
Действительно, такие центры могут быть роскошью для некоторых общин. Например, Хмельницкое общество могло себе это позволить и сейчас в центре работают около десяти человек. А как быть меньшим общинам?
- Конечная стоимость содержания центров зависит от размера общины, от количества педагогов в ней и, соответственно, количества штатных единиц консультантов центра, также от наличия помещений, состояния этих помещений и от ряда других факторов. Поэтому какой-то устойчивой сметы нет, – продолжает госпожа Надежда. – Однако хочу заметить, что частично можно говорить об определенном перераспределении финансов. Ведь с закрытием методических кабинетов в общинах высвобождаются определенные средства, которые тратились на их работу. Кроме того, для обеспечения центров всем необходимым можно привлекать средства международных доноров. Как это сделали в Чернигове.
Другая возможность существенно снизить расходы – подписать договор сотрудничества территориальных общин о совместном содержании центра. Благодаря содействию DECIDE, с 2022 года общины заключили 21 договор о сотрудничестве в области образования, причем 7 из этих договоров касаются создания и дальнейшего содержания центров профессионального развития педагогических работников. Эти 7 договоров заключили 16 территориальных общин Черниговской, Ивано-Франковской, Полтавской и Одесской областей. Для поддержки сообществ, заключивших договоры о сотрудничестве, Проект DECIDE предложил общинам мини-гранты. Сумма грантовых проектов на условиях софинансирования составила более 3 млн грн, из которых около 1 млн грн предусмотрено на направление "Профессиональное развитие педагогических работников". В большинстве своем эти средства идут на оборудование и инвентарь для Центров.
- Если община не извлекает финансирование Центра самостоятельно, она всегда может разделить расходы с соседями, – считает координатор компонента 1 «Децентрализация управления образованием» Швейцарско-украинского проекта DECIDE Лариса Жабенко, – Один из примеров такого сотрудничества показали Балтское и Кодымское общество Одесской области. В одной общине были отличные эксперты, готовые поделиться собственным опытом, а в другой общине был высок спрос на таких экспертов. Общества подписали договор о сотрудничестве, удовлетворивший их потребности в профессиональном развитии педагогических работников. Вдобавок еще получили мини-грант от DECIDE и купили 4 ноутбука, проектор и акустическую систему. Другой пример сотрудничества – договор между Белобережской и Верховинской общинами Ивано-Франковской области. Реализуя совместный проект и приложив собственные средства, общины получили возможность обеспечить ЦПР необходимой техникой, в частности, приобрели 5 компьютеров, ламинатор, проектор и многофункциональный принтер.
Сроки реализации общих проектов составляют от 7 месяцев до 5 лет. Наиболее распространенная форма сотрудничества – реализация общих проектов. Это позволяет общинам избежать многих формальностей и ускорить процедуру подписания договоров о сотрудничестве. Однако иногда общины договариваются и о делегировании выполнения задач.
– Законодательство в целом предусматривает 5 форм сотрудничества общин, – делится опытом национальный эксперт Швейцарско-украинского проекта DECIDЕ Андрей Мацокин. – Трудно сказать, какая из них лучше, потому что все зависит от потребностей и возможностей конкретных общин. Если, например, при школах общин созданы действенные педагогические советы, успешно взаимодействующие с комьюнити бывших методических кабинетов, к этому нужно лишь добавить те или иные тренинги, которые нужно проводить с определенной периодичностью. Здесь можно говорить о такой форме сотрудничества, как делегирование выполнения одной или нескольких задач с передачей соответствующих ресурсов. А бывает так, что общины хотят, чтобы Центр занимался чем-то выходящим за пределы его повседневной работы. В таком случае лучше, конечно, выбирать форму сотрудничества – "реализация совместного проекта". Она позволяет получить весь спектр необходимых услуг с наименьшими затратами времени и усилий. Однако здесь может возникнуть потенциальная проблема: как продолжать сотрудничество, в частности, в части финансирования работы Центра, когда общий проект будет реализован? Здесь общины начинают рассматривать другие формы сотрудничества, позволяющие решить этот вопрос, но предполагают, например, утверждение договоров о сотрудничестве местными советами. Если там нет единства, дело не будет. То есть, надо смотреть в каждом конкретном случае. Главное – не бояться заключать такие договоры.
Андрей Мацокин советует общинам нарабатывать модельные документы, которые могут понадобиться для формирования проектов решений местных советов, проведения общественных обсуждений, учета услуг центра и т.д. Он также отмечает, что привлекать к сотрудничеству можно не одну общину, а несколько. Тогда, например, стоимость содержания центра профессионального развития педагогических работников будет меньше, а эффективность его работы возрастет. Ведь чем больше педагогов будет нуждаться в услугах центра, тем лучше он будет вынужден работать. Да и контроля в случае сотрудничества нескольких общин будет больше.
Обо всем этом можно прочитать в новом советнике для председателей и управленцев образованием территориальных общин «Создаем центр профессионального развития педагогических работников в обществе», изданном благодаря DECIDE.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу