Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как обществу защитить свои права в земельном отношении и получить арендную плату. Практические рекомендации

03.03.2023 32 0 0

Сегодня, особенно в условиях военного положения, становится актуальным вопрос обеспечения местного экономического развития, что предполагает создание условий для надлежащего уровня жизни в обществе, развития бизнеса и привлечения инвестиций, формирования инклюзивного и прозрачного подхода к стратегическому и пространственному планированию развития общин. Вступление в июле 2022 года в силу новой редакции Закона Украины «Об основах государственной региональной политики» предусматривает обязательность принятия сельскими, поселковыми и городскими советами стратегий развития территориальных общин как основы для восстановления, восстановления и комплексного развития, согласования приоритетов, задач и мер по достижению определенных в стратегиях целей и целей. Такая задача требует оценки имеющихся, поиска дополнительных и синергии всех ресурсов общества.

Земельные ресурсы в этом процессе являются основой для формирования пространственного и стратегического планирования развития общины, так и источником финансового наполнения соответствующего местного бюджета. Особо учитывая, что органы местного самоуправления получили широкий спектр полномочий в сфере управления земельными ресурсами: владение, пользование и распоряжение земельными участками всех категорий и форм собственности, а также механизмы контроля за использованием и охраной земель, ответственность за прозрачность, рациональность и эффективность их использования.

Местные советы при реализации полномочий часто сталкиваются с нарушениями в сфере землепользования, в частности самовольным занятием земельных участков, их нецелевым использованием, заключением соглашений (договоров аренды земли) с нарушением земельного законодательства, использованием устаревшей нормативно денежной оценки земель, наличием задолженности по уплате земельного налога и арендной платы за землю, применением заниженных ставок земельного налога и арендной платы, что не способствует экономической активности в общине.

Поэтому всесторонний и повсеместный анализ состояния использования земель, оценка потребностей и определение инструментов применения управленческих, технических, правовых мер по защите интересов общества и увеличения соответствующих поступлений в местные бюджеты, обеспечение экологической безопасности и создание благоприятной инвестиционной среды – первоочередные задачи для каждого местного совета.

Это сложный и тернистый путь, но его необходимо пройти общинам, чтобы упорядочить земельные отношения согласно законодательству. Эксперты Проекта USAID «ГОВЕРЛА» обобщили случаи нарушений в сфере земельных отношений и предложили пути их устранения, при урегулировании которых у местных советов будет потенциал для развития.

Этим материалом Проект USAID «ГОВЕРЛА» начинает серию публикаций «Землепользование в общине. Практические рекомендации». В рубрике будут рассмотрены инструменты повышения эффективности использования земельных ресурсов территориальных общин; будут предоставляться рекомендации по действиям местных советов в случаях нарушения земельного законодательства землевладельцами и землепользователями с определением конкретных способов судебной защиты; будут освещаться последние изменения в земельном законодательстве.

Практическое использование органами местного самоуправления материалов, опубликованных в рубрике, позволит им:

  • решить проблему бесхозяйного имущества и самовольного занятия земельных участков;
  • предотвращать использование земельных участков не по целевому назначению;
  • нормировать договорные отношения землепользования с учетом действующего законодательства;
  • устранить возможные нарушения земельного законодательства;
  • увеличить поступления в соответствующие местные бюджеты.

В первом практическом материале речь пойдет о пользовании собственником недвижимого имущества земельным участком без оформления договора аренды земли и как обществу защитить свои права и получить арендную плату.

Земельное законодательство предусматривает, что в отношении каждого земельного участка, которым пользуется физическое или юридическое лицо, должна быть документально оформлена сделка: владение на праве собственности или аренда.

Однако распространены случаи, когда собственник недвижимого имущества, например, нежилых помещений, таких как автостоянка, складские помещения и т.д. (далее – Владелец), которое расположено на земельном участке, принадлежащем территориальной общине и находится в коммунальной собственности, фактически пользуется ею безвозмездно, поскольку не заключил с местным советом соответствующий договор ее аренды.

Поскольку недвижимое имущество (здания и сооружения, цельные имущественные комплексы) неразрывно связано с земельным участком, на котором оно расположено, использование тех же нежилых помещений, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, невозможно без пользования соответствующим земельным участком. А земля в свою очередь является неотъемлемым ресурсом, активом соответствующего территориального общества, который, используя в соответствии с законодательством, должен «работать на общество», на его развитие, увеличивая финансовую состоятельность местных бюджетов.

Так, с какими нарушениями чаще всего сталкиваются органы местного самоуправления в этой сфере, а также как результативно отстаивать свои права и получить компенсационные поступления, эксперты рассказывают в практических рекомендациях по ссылке.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу