Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Изменения в Бюджетный кодекс: аналитический обзор Закона №3428

21.11.2023 27 0 0

Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по обеспечению поддержки обороноспособности государства и развитию оборонно-промышленного комплекса Украины» №3428 вступил в силу 19 ноября 2023 года, за исключением нормы по направлению НДФЛ с военнослужащих (которое согласно бюджетному кодексу Украины причисляется к местным бюджетов) в специальный фонд Государственного бюджета, который применяется с 1 октября 2023 года. Основной целью принятия Закона №3428 является обеспечение поддержки обороноспособности государства, создание условий для развития оборонно-промышленного комплекса Украины.

Основные положения Закона № 3428:

  •  внесены изменения в статьи 2, 16, 17, 18, 74, в соответствии с которыми поселковым и сельским советам предоставлено право осуществлять местные внутренние и внешние заимствования, а также предоставлять местные гарантии (до внесения изменений осуществлять такие заимствования и предоставлять гарантии могли только областные и городские советы);
  •  Заключительные и переходные положения Бюджетного кодекса Украины дополнены п.22-8, а именно установлено, что на период действия военного положения свободны остатки средств местных бюджетов и остатки средств специального фонда местных бюджетов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений и субвенций из других бюджетов, а также средств местных внутренних и внешних заимствований), которые образовались на конец бюджетного периода, направляются по решениям соответствующих местных советов (военных администраций):

на оплату труда с начислениями работников бюджетных учреждений,
приобретение медикаментов и перевязочных материалов,
обеспечение продуктами питания,
оплату коммунальных услуг и энергоносителей,
обслуживание и погашение местного долга,
социальное обеспечение,
создание условий для лечения, восстановления и реабилитации лиц, пострадавших в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины,
мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовке,
поддержку сил безопасности и обороны,
проектирование, строительство, ремонт защитных сооружений гражданской защиты (хранилищ, противорадиационных укрытий), сооружений двойного назначения и обустройства помещений, которые планируются к использованию для укрытия населения,
строительство фортификационных сооружений,
платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств Автономной Республики Крым, областного совета или городского территориального общества (с возможностью передачи таких средств другому местному бюджету);

  •  с 1 октября 2023 года часть налога на доходы физических лиц от налогообложения доходов в виде денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими и лицами рядового и начальствующего состава засчитывается в полном объеме в специальный фонд Государственного бюджета Украины;
  •  Кабинету Министров Украины поручено предусмотреть в проекте закона о Государственном бюджете Украины на 2024 год:

зачисление НДФЛ (кроме НДФЛ с военнослужащих) в бюджеты сельских, поселковых, городских территориальных общин – в размере 64%. В то же время установлено, что не менее 4% такого налога должны быть направлены на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотвод, природный газ, другие энергоносители, используемые в процессе производства тепловой энергии или иного вида энергии, на поддержку предприятий по производству , транспортировка, поставка тепловой энергии, централизованная поставка холодной воды и водоотвода;
остановки на 2024 год действия статей 98 и 99 Бюджетного кодекса Украины о передаче реверсной дотации из местных бюджетов в государственный бюджет.

Общий вывод

Закон №3428 существенно влияет на функционирование местного самоуправления и его ресурсную базу. Относительно отдельных положений Закона следует отметить следующее:

  • предоставление права поселковым и сельским советам осуществлять местные внутренние и внешние заимствования расширит источники потенциальных доходов бюджетов общин, позволит привлекать дополнительные ресурсы для реализации социальных и экономических проектов. В то же время следует четко установить требования к осуществлению таких заимствований и обеспечить надлежащий контроль за их соблюдением местными советами. Потенциальным риском в этом случае может быть несостоятельность отдельных советов в средне- и долгосрочном периодах осуществлять обслуживание и погашение заимствований;
  • следует учитывать, что условия военного положения обусловливают необходимость принятия сложных решений, в том числе относительно расходования бюджетных средств. В то же время в общей интерпретации установление исчерпывающего перечня направлений направления свободных остатков средств местных бюджетов (т.е. невозможность направлять на другие цели, чем это установлено Законом №3428) противоречит принципу самостоятельности бюджетной системы Украины (ст.7 Бюджетного кодекса) и ст.61 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и может отрицательно сказаться на функционировании отдельных общин, поскольку не будет возможностей за счет свободных остатков осуществлять другие (чем это установлено) необходимые расходы, например, по поддержке коммунальных предприятий, осуществление необходимых расходов капитального характера для улучшения основных фондов или предупреждения возникновения негативных последствий в результате их физического износа. В данных условиях местным бюджетам, скорее всего, необходимо будет вносить соответствующие изменения для корректировки доходной и расходной части. Также несколько контраверсионна норма по перечислению в Государственный бюджет данного платежа начиная с 01.10.2023, то есть из местных бюджетов будет осуществлено изъятие уже полученных доходов.

Учитывая существенную утрату ресурсов местных бюджетов, следует положительно оценить норму по остановке на 2024 год передачи реверсной дотации из местных бюджетов в государственный бюджет. То есть рассчитанный Минфином объем реверсной дотации в сумме 14,1 млрд грн по 239 местным бюджетам останется в этих местных бюджетах, что позволит улучшить их финансовое состояние.

Колонка отображает только позицию ее автора. За достоверность информации отвечает автор колонки. Мнение редакции портала «Децентрализация» может не совпадать с точкой зрения автора колонки.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу