Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в административном производстве: как принцип официальности упростит жизнь гражданам

14.05.2025

С принятием Закона Украины «Об административной процедуре» (далее – Закон) в Украине введен новый ключевой для административной процедуры принцип – официальности, существенно изменяющий подходы к взаимодействию между государством и гражданами. Согласно статье 16 Закона, административные органы обязаны самостоятельно устанавливать обстоятельства, необходимые для разрешения дела, в том числе без привлечения лица организовывать истребование документов и сведений, получать согласования и выводы, необходимые для разрешения дела.

Этот принцип предполагает, что административные органы должны собирать документы и информацию по собственной инициативе, не возлагая эту обязанность на граждан, если это не прописано в законе. Также они не могут требовать от лица предоставления документов и сведений, уже имеющихся во владении административного органа или во владении органов государственной власти, органов власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления.

Это значительно уменьшает административные барьеры для граждан и предприятий, часто сталкивающихся с формальными отказами из-за неполного перечня документов.

Основная цель этого принципа – упростить процедуры для граждан, освободив их от необходимости выполнять роль «курьера» между разными государственными учреждениями. Принцип официальности обязывает административные органы к проактивной деятельности и надлежащему установлению обстоятельств дела.

Принцип официальности содержится и реализуется и в других нормах Закона, в частности: «Обязанности административного органа при подготовке дела» (ст. 47); «Истребование документов и сведений» (ст. 48), «Исследование обстоятельств дел» (ст. 52), «Доказательства» (ст. 53) и другие.

Например, согласно статье 52 Закона:

  •  орган в рамках законодательства самостоятельно определяет объем обстоятельств дела, необходимый ему для разрешения дела. При этом административный орган может принимать во внимание доводы участников административного производства, доказательства и ходатайства, предоставляемые ему в рамках производства;
  •  административные органы должны должным образом и беспристрастно проводить исследования всех обстоятельств дела, несмотря на то, благоприятны или неблагоприятны они для участников административного производства;
  •  запрещается требовать предоставления доказательств, не относящихся к обстоятельствам дела, а также возлагать обязанность сбора документов на лицо.

Принцип официальности также имеет значение при решении коллизий между разными нормативными актами, особенно в случаях формального отказа в удовлетворении заявления из-за неполного перечня документов или выявления недостоверных сведений. Административные органы должны проверять недостоверные данные, а не механически отказывать заявителям.

Кроме того, важно, чтобы административные органы взаимодействовали с другими государственными учреждениями для получения сведений, уже имеющихся в их распоряжении или в публичных электронных реестрах. Это может существенно снизить количество судебных споров в начале действия ЗАП. С новыми цифровыми технологиями реализация принципа официальности станет еще более эффективной.

Подписывайтесь на Телеграммы Министерства юстиции Украины для получения большей информации.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.02.2025
Отпуска без сохранения заработной платы в период действия военного положения
 Чиновники управления инспекционной деятельности в Запорожской области провели информационный семинар в одной из районных администраций Запорожья.  Среди ключевых вопросов было предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Инспекторы разъяснили, что, согласно статье 12 Закона У...
25.02.2025
Письмо МОУ: О правомерности отказа военнослужащим в выплате дополнительного вознаграждения в размере 100000 грн и материальной помощи в связи с полученной травмой
МІНІСТЕРСТВО ОБОРОНИ УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЛИСТ від 20.02.2025 р. № 220/13/ВихЗПІ/152 У відповідь на Ваш запит на публічну інформацію щодо правомірності відмови у виплаті додаткової винагороди у розмірі 100000 грн та матеріальної допомоги у зв'язку з отриманою травмою. Щодо ...
18.03.2025
Об обязанности работодателя хранить трудовые книжки работников
Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя, написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель ...
Новое
14.05.2025
Расширены возможности государственной регистрации и временного учета гуманитарных авто
Кабинет Министров Украины урегулировал порядок регистрации гуманитарных транспортных средств, а также временный учет военнослужащих автомобилей, ввезенных на территорию Украины как гуманитарная помощь, в период с 24 февраля 2022 года по 1 декабря 2023 года. Изменения предусмотрены постановлением О в...
14.05.2025
Образовательная экосистема Мечта стала доступна всем украинским школам. Чем она полезна?
Мечта – это государственная цифровая экосистема для школ, объединяющая все необходимое для обучения: домашние задания, расписание, оценки, чаты с учителями, поиск кружков и бонусы для учащихся. Теперь она доступна каждой школе в Украине. Подать заявку на подключение можно на сайте: mriia.gov....
13.05.2025
Основные требования к хранению топлива
Главное управление ГНС во Львовской области обращает внимание субъектов хозяйствования на основные требования к хранению горючего. 1. Хранение горючего осуществляется субъектами хозяйствования при наличии лицензии на право хранения горючего или на право хранения горючего исключительно для нужд собс...