Фактические проверки проводятся по определенным основаниям
Фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического производства налогоплательщиком деятельности, расположение хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличных, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обращении подакцизных товаров, соблюдении работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами)
Нормы установлены п. п. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).
Функции контролирующих органов предусмотрены ст. 19 прим. 1 НКУ.
В частности, п. п. 19 прим. 1. 1.1 п. 19 прим. 1. 1 ст. 19 прим. 1 НКУ установлено, что контролирующие органы, определенные п. п. 41.1.1 п. 41.1 ст. 41 НКУ, выполняют функции кроме особенностей, предусмотренных для государственных налоговых инспекций ст. 19 прим. 3 НКУ относительно осуществления администрирования налогов, сборов, платежей, в том числе проведения в соответствии с законодательством проверок и сверок налогоплательщиков.
Контролирующими органами являются – налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы) – по соблюдению законодательства по вопросам налогообложения (кроме случаев, определенных п. п. 41.1.2 п. 41.1 ст. 41 НКУ), законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также соблюдения другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, или его территориальные органы (п. п. 41.1.1 п. 41.1 ст. 41 НКУ ).
Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица) (п. 80.1 ст. 80 НКУ).
Согласно п. 80.2 ст. 80 НКУ фактическая проверка может производиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, фактически проводящим расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о производстве и обращении подакцизных товаров, осуществлении налогоплательщиком расчетных операций, ведении кассовых операций, наличии патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы и возникает необходимость проверки таких фактов (п. п. 80.2.1 п. 80.2 ст. 80 НКУ);
- в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, по осуществлению налогоплательщиками расчетных операций, ведению кассовых операций , наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и обращения подакцизных товаров (п. п. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80 НКУ);
- письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования (п. п. 80.2.3 п. 80.2 ст. 80 НКУ);
- непредставление предприятием в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций, расчетных книг и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями (п. п. 80.2.4 п. 80.2 статьи 80 НКУ);
- в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и целевого использования спирта налогоплательщиками, оборудования акцизных составов расходомерами-счетчиками и/или равномерами-счетчиками, а также осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, горючего (п. п. 80.2.5 п.п. 80.2 статьи 80 НКУ);
- в случае выявления по результатам предварительной проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в п. п. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 НКУ (п. п. 80.2.6 п. 80.2 ст. 80 НКУ);
- при наличии и/или получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации (п. п. 80.2.7 п. 80.2 ст.80 НКУ).
Сроки проведения фактической проверки установлены ст. 82 НКУ (п. 80.9 ст. 80 НКУ).
Порядок оформления результатов фактической проверки установлен ст. 86 НКУ (п. 80.10 ст. 80 НКУ).
dp.tax.gov.ua
Комментарии к материалу