Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Ежегодный отпуск продолжительностью более 24 дней: разъяснение Гоструда

06.05.2022 36 0 0

Можно ли во время войны предоставить ежегодный отпуск продолжительностью более 24 дней?
Государственная служба Украины по вопросам труда разъясняет, что за счет собственных средств работодатель имеет право предоставить в период действия военного положения основные оплачиваемые ежегодные отпуска продолжительностью более 24 дней. Предоставление отпуска большей продолжительности является правом, а не обязанностью работодателя.
Законодательными актами, определяющими государственные гарантии реализации работниками права на отпуска в условиях военного положения (длительность и порядок их предоставления) являются:
Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-ІХ;
Закон Украины "Об отпусках" от 15.11.1996 № 504/96-ВР;
Кодекс законов о труде Украины.
Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 № 389-VIII, действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом № 2136. Настоящий Закон действует исключительно в период военного положения и теряет силу со дня его прекращения или отмены, кроме ч. 3 ст. 13 Закона №2136.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона №2136 в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированные указанным Законом.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 в период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня, что в определенной степени корреспондирует с нормами ст. 6 Закона №504, ст. 75 КЗоТ, устанавливающих минимальные гарантии относительно продолжительности ежегодного основного отпуска.

Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, разница дней отпуска не теряется, а должна быть предоставлена ​​по окончании действия военного положения.
В течение действия военного положения работодатель освобожден от обязанности по предоставлению работнику отпуска продолжительностью более 24 дней, когда большая продолжительность отпуска предусмотрена работнику законодательством, коллективным и трудовым договором.
В то же время, Закон № 2136 не приостанавливает и не отменяет норму статьи 9-1 КЗоТ, которая не противоречит положениям настоящего Закона.
Согласно статье 9-1 Кодекса законов о труде («Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы») предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Следовательно с учетом особенностей организации труда и условий хозяйственной деятельности в пределах своих полномочий, за счет собственных средств работодатель вправе предоставить работникам в период действия военного положения основные оплачиваемые ежегодные отпуска продолжительностью более 24 дней.
Предоставление отпуска большей продолжительности, чем 24 дня в период действия военного положения, является правом, а не обязанностью работодателя.
Гоструда также обращает внимание, что согласно статье 141 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган должен правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросов работников, улучшать условия их труда и быта.
Указанная правовая норма не является декларативной и должна выполняться, в том числе и в случае принятия решения работодателем о предоставлении работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот, чтобы предоставление таких льгот не имело негативных последствий для хозяйственной деятельности и, в дальнейшем, для самих работников.
Решение о предоставлении дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот должно приниматься органами управления предприятия, учреждения, организации в соответствии с их полномочиями.

https://pon.org.ua

Комментарии к материалу