Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

«Даже в условиях войны образовательная, медицинская и социальная реформы будут финансово обеспечены», - Роман Ермоличев в интервью «Укринформ»

09.12.2022 36 0 0

Заместитель Министра финансов Роман Ермоличев в интервью "Укринформ" рассказал о финансировании образовательной, медицинской, социальной сферы в следующем 2023 году.

- Господин Роман, объясните позицию Минфина относительно того, что предусмотренные суммы (как образовательной субвенции, так и финансирование отрасли в целом) – это оптимальный в нынешних условиях вариант.

- Вопрос "достаточности" и "недостаточности" финансирования риторический. Прежде всего, надо понимать, в каких условиях живет страна. Даже в мирное время всегда возникали дискуссии о недостаточности ресурса, предоставленного государством на ту или иную отрасль. Но – особенно во время войны – необходимо правильно определять приоритеты: что именно страна в таких условиях может себе позволить. А все-таки мы прекрасно понимаем: позволить сейчас она может очень мало. Учитывая реалии, есть колоссальное падение экономики и резкое сокращение поступлений в госбюджет. Учитывая перспективы продолжения войны, приоритеты для власти и, в частности, для Министерства финансов очевидны: обороноспособность и безопасность.

Только обеспечив эти потребности можно искать возможности финансирования других статей расходов. В то же время расходная часть общего фонда госбюджета-2023 составляет около 2,3 триллиона гривен – почти вдвое больше, чем до войны. Те же поступления, которые сейчас имеет государство, как раз и позволяют закрыть только вопросы безопасности и обороны. Ведь международные партнеры не могут напрямую финансировать этот сектор. Поэтому часть безопасности Украины полностью берет на себя. При финансировании других расходов надеемся на помощь партнеров.

Если откровенно, то уже и в этом году без поддержки Всемирного банка и МВФ нам было бы сложно финансировать обязательства, которые имеет государство в других сферах. Это и своевременная выплата пенсий, и образование, и здравоохранение, и остальные защищенные расходные статьи.

Что касается образования, убежден: предусмотренных на следующий год денег хватит. Это достаточный ресурс, гарантирующий и выплату заработной платы учителям, и проведение внешнего независимого оценивания (надеюсь, оно будет). Хотя мне известно о позиции Министерства образования и науки, которое хочет повторить опыт проведения Национального мультипредметного теста. И сейчас в стране идет дискуссия: быть или не быть ВНО. Мы же предусмотрели разные варианты. Так что 215 миллионов гривен на проведение внешнего независимого оценивания в бюджете есть. Мы даже в условиях неопределенности пытались сработать на опережение, чтобы потом не было обвинений в том, что Минфин, мол, "не запланировал средства на ВНО", поэтому его и не будем проводить.

Стремились максимально учесть и другие критические и принципиальные для образовательной сферы потребности. Например, предусмотрели отдельную субвенцию на обустройство бомбоубежищ при учебных заведениях, есть отдельная статья для финансирования закупки школьных автобусов...

Относительно образовательной субвенции, на которую обычно приходится львиная доля расходов на отрасль, понимаю, что вопрос крайне чувствительный, потому что касается каждого педагога. Если упрощен – это ресурс для их зарплаты. Предусмотренная на следующий год субвенция действительно "скромнее" нынешней. 87 миллиардов гривен, то есть на 10% меньше уточненного плана 2022 года. Но в то же время опасения, что денег не хватит и учительские зарплаты придется сокращать, безосновательны.

Объясню. Анализируя практику освоения и распределения субвенции, мы видим, что эти средства никогда полностью не тратятся, часть оседает на счетах. Нет, деньги не разворовываются и не исчезают где-либо. Дело в том, что формула образовательной субвенции подразумевает стимулирование качественной сети школьных заведений. Сформировав такую качественную и оптимизированную образовательную среду, некоторые общины могут экономить часть предоставленных государством денег и накапливают переходные остатки, чтобы в последующие годы тратить их на обновление материально-технической базы.

При обычных обстоятельствах Минфин с пониманием к этому относится и поддерживает соответствующие инициативы. Но в условиях войны мы, к сожалению, не можем позволить, чтобы в стране 5-6 миллиардов гривен ежегодно лежали без движения на счетах местных бюджетов. Хотим, чтобы эти средства работали прежде всего в сфере образования.

Для понимания: на 1 ноября неосвоенные остатки субвенции достигали 8,1 миллиарда гривен, в то же время за текущий год они увеличились на 2,5 миллиарда.
- Это как-то можно изменить, в частности хотя бы временно, на период действия военного положения, усилив контроль за своевременностью и эффективностью использования средств?

- В бюджете в следующем году предусмотрено, что остатки, которые будут возникать на конец года, будут аккумулироваться на счете Министерства образования и науки и будут использованы на неотложные нужды образовательной отрасли. А насущные потребности – это, в частности, и выплата заработной платы при возникновении форсмажоров. То есть речь идет о финансовом резерве, который позволит правительству оперативно решать проблемы в образовании.

Мы понимаем, что часть неосвоенных средств хранится на счетах временно оккупированных общин. Используется их на обновление материально-технической базы учебных заведений невозможно. Но почему эти деньги должны просто лежать? Конечно, никто их безвозвратно не забирает. Это будут средства общин, которые им пригодятся после деоккупации. Но до этого этот ресурс будет временно аккумулироваться на счету МОН. И потом, как только Украина вернет контроль над этими территориями, за счет, в том числе и этих денег, будем финансировать восстановление разрушенного врагом. Мы понимаем, что многое там уничтожено – и по причинам артиллерийских и ракетных обстрелов, и учитывая политику кафиров, которые пытаются убить все украинское, и в связи с откровенным грабежом. И учебникам придется оперативно школы снабжать, и компьютерным и мультимедийным оборудованием. Надо будет быстро возвращать разграбленные общины к жизни.

Плюс мы предусмотрели возможность продолжить финансирование "Новой украинской школы". В любом случае образовательная реформа не должна останавливаться. Поэтому совместно с парламентским Комитетом по вопросам образования, науки и инноваций наработали механизм использования возможных остатков именно для реформирования. Чтобы даже во время войны избежать обвинений в том, что Правительство якобы свернуло реформы.

Так что повторю: с финансированием образования, несмотря на определенную критику из уст представителей образовательного сообщества, в следующем году все будет хорошо. Мы не оставим Минобразования в одиночестве с проблемами. Сейчас почти каждый день контактируем с коллегами из МОН, чтобы правильно распределить предусмотренный на следующий год ресурс по направлениям, программам и между регионами.

- Разумеется, в условиях войны сложно найти средства для финансирования научных исследований, в том числе напрямую не связанных со сферой национальной безопасности и обороны. Проблемы с финансированием фундаментальных исследований были и в мирное время. Но ведь, вероятно, есть приоритетные направления, исследования по которым нельзя останавливать, плюс необходимость поддержки научных коллективов, чтобы их окончательно не потерять? Есть ли для этого ресурс?

- Прежде всего, должны анализировать каждую отрасль, оценивая ее эффективность. И наука – одна из сфер, от работы которых в современном мире ожидают практической отдачи. Здесь не всегда вопрос в средствах. Есть прогресс в реформе или в показателях эффективности – государство всегда найдет деньги на формирование соответствующих условий и стимулов. Пример национального фонда исследований Украины. Мы понимаем, что НФГУ – это учреждение, которое формирует условия для эффективной и качественной работы отечественной науки. Ее деятельность – это именно форма поддержки науки, которая позволяет выделить и систематизировать научные исследования, которые нужны стране. Это, по сути, конкурс: есть средства и есть эксперты, ученые, которые должны оценить ту или иную работу, пользу, которую она принесет стране в сфере медицины, обороны, в гуманитарной или любой другой отрасли. Далее – адресное направление средств именно на то, что стране необходимо.

Речь идет об определенном (для многих болезненном) изменении ментальности. Потому что еще с советских времен сложилось так, что мы, кровь из носа, должны финансировать всех и вся. Было в стране условно 400 научных учреждений, и мы “автоматически” должны продолжать их финансирование, чем бы они ни занимались... Но ведь на самом деле государство не должно платить учреждениям только по факту их существования. Мы должны финансировать их исследования, продукт, который они “выдают на гору”. Поддерживать молодых ученых, выдающихся опытных ученых, которые демонстрируют результаты, чьи разработки и разведки действительно можно использовать в качестве фундаментальных, прикладных исследований, которые затем будут служить развитию нашей страны. Это – для понимания, куда мы должны двигаться.

Относительно цифр замечу, что в следующем году на науку в бюджете предусмотрено около 12 миллиардов гривен. Для обычного гражданина 12 миллиардов – это ой как много. Но сравнив финансирование научной сферы с объемами ВВП и опытом других стран, выясним, что это очень мало. Чтобы все научные заведения были финансово обеспечены на приличном уровне, требуется гораздо больший ресурс. Однако вернемся к вопросу эффективности. Что для амбициозного ученого лучше: ходить два – три дня в неделю на работу, получая 5 – 6 тысяч гривен зарплаты и, извиняюсь, не иметь никакого желания работать, или все же сформировать перспективные коллективы, которые будут демонстрировать результат и получать достойную заработную плату? .

Конечно, никто не говорит, что в следующем году часть ученых не будет выплачивать зарплаты. Но акцент будет постепенно смещаться от «уравниловки» к КРИ (ключевых показателей эффективности, – ред.). Чтобы не терять первые достижения реформирования отрасли, мы учли в смете следующего года все потребности, заявленные Национальным фондом исследований. Ведь понимаем, что даже сейчас нужно продолжать научные разработки в секторе безопасности и обороны, в медицинской сфере, в других отраслях. И если бы не война, финансирование было бы гораздо больше.

Плюс антарктическая исследовательская станция "Академик Вернадский". В прошлом году, если помните, была история с приобретением для нужд ученых ледокола. Немалые бюджетные средства потратили на покупку корабля для проведения морских исследований на нашей стадии. Учитывая, что обслуживание судна дорогостоящее, мы размышляли над дилеммой: купили корабль и теперь не дать денег на его обслуживание? Тогда можем вернуться к истории о неэффективности расходования денег, уже вложенных в судно государством. Поэтому средства на обслуживание корабля, на деятельность самой станции "Академик Вернадский" предусмотрены и на следующий год. Я лично общался с потребностями станции с директором Национального антарктического научного центра Евгением Диким. Пытались максимально учесть критические вещи, чтобы и в условиях войны антарктические исследования, несмотря ни на что, продолжались.

МЕДИЦИНА И СОЦЗАЩИТА: О ПРОГРАММЕ МЕДГАРАНТИЙ, СУБСИДИИ И ЛИКВИДАЦИИ ФОНДА СОЦСТРАХОВАНИЯ

– Что с финансированием медицины? Или все программы, начатые до войны, будут действовать? Сделаны ли "поправки" на инфляцию, что сказывается на стоимости медицинских препаратов и оборудования?

- Еще до начала реформы системы здравоохранения четыре года назад было много нареканий на то, что сфера медицины недофинансирована. И фактически половину бюджета медицины составляли неформальные платежи: обратившись в больницу ты должен был пойти купить лекарства в аптеке и заплатить за другие вещи, которые государство профинансировать не могло. Постепенно ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Если взять, например, бюджет на сферу здравоохранения за 2019 год, то все расходы тогда составляли 128 миллиардов гривен. На 2023 год предусмотрено 207 миллиардов. Хотя это и меньше, чем отрасль получит в текущем году. Но в то же время потребность в средствах на лекарственные средства в следующем году будет обеспечена. На это предусмотрено примерно 10 миллиардов гривен, как и в этом году. Кстати, часть уже купленных препаратов по условиям контрактов будет поставлена в 2023 году.

Плюс гуманитарная помощь. Только в части здравоохранения ее объемы этого года превысят 12 миллиардов гривен. Конечно, мы должны эффективно использовать и деньги, предоставленные донорами, и бюджетные средства. Для этого должны определять приоритеты в обеспечении людей лекарственными средствами.

Большая дискуссия по программе медицинских гарантий, по которой финансируются все наши учреждения здравоохранения. Так, в текущем году на программу медгарантий предусмотрено 157,3 миллиарда гривен. Но по состоянию на 1 октября на счетах было аккумулировано около 25 миллиардов гривен остатков средств, которые по тем или иным причинам не используются системой здравоохранения.

И эти средства лежат не на едином казначейском счете, а в банковской системе, ведь здравоохранительные учреждения стали коммунальными предприятиями, имея собственные счета в банках. Поэтому снова обращаем внимание на то, что средства в медицине действительно есть. Сделайте так, чтобы они работали на здравоохранение! Сделайте так, чтобы пациенты не платили медикам из собственного кармана, не ходили по аптекам в поисках лекарства. Они ведь и так уже за это уплатили своими налогами. Мы должны продемонстрировать, что государство способно должным образом финансировать ту или иную сферу.

Например, с целью предоставления пациенту уникальной медицинской помощи, проведения специфических операций (операции на сердце, нейрохирургических вмешательств, трансплантации органов и т.п.), установление дороустойчивых изделий (стентов, нейро- и кардиостимуляторов и т.п.) государство предусмотрело соответствующий финансовый ресурс для научно-исследовательских институтов НАМН Украины, в которых оказывается такая помощь, что дало возможность снять финансовое бремя с пациента, ведь в среднем стоимость такого лечения – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч гривен.
- Социальная сфера – среди приоритетов бюджета-2023. Для ее финансирования предусмотрено 7,1% прогнозируемого объема ВВП. Детализуй, пожалуйста.

- Если в 2022 году на социальную защиту и социальное обеспечение предусматривалось 400 миллиардов гривен, то на следующий почти 447 миллиардов. Даже в условиях войны финансирование увеличили более чем на 40 миллиардов гривен. Между прочим, мы понимали, что придется индексировать пенсии, ведь пенсионеры – одни из наименее защищенных слоев населения. И сорокамиллиардное увеличение – это как раз дополнительные ассигнования для Пенсионного фонда. Финансирование остальных направлений – поддержки внутренне перемещенных лиц, программы жилищных субсидий и т.д. – сохранили на нынешнем уровне.

И анализируя то, как стране удалось прожить этот самый сложный в новейшей истории год, делаем вывод, что и в 2023 сфера социальной защиты тоже будет финансово обеспечена (опять же – учитывая возможности государства). Здесь могу сразу напомнить критикам, что действительно социальная сфера никогда не может быть полностью обеспечена надлежащим ресурсом. Ибо какую бы заработную плату, какую бы пенсию ни получал человек, эти доходы всегда будут ниже уровня его ожиданий. Первоочередная задача поддержать по крайней мере те категории людей, которым сейчас тяжелее всего. И мы отдаем себе отчет, что во время войны количество украинцев, которым понадобится социальная поддержка, будет расти. Поэтому новая команда Министерства социальной политики Украины во главе с Оксаной Жолнович сейчас активно дискутирует и с нами, и с МВФ, с Всемирным банком о внедрении действенных механизмов адресной социальной поддержки наших граждан, чтобы ею воспользовались наиболее нуждающиеся.

- Все ли нюансы и риски учтены при определении прогнозируемых объемов жилищно-коммунальных субсидий? Не окажемся ли мы в ситуации, когда в один момент – не дай Бог, еще до конца отопительного сезона – предусмотренные на это деньги закончатся?

- предусмотренный на субсидии ресурс не меньше, чем в этом году. К тому же мы видим, что в 2022-м часть выделенных на эти цели денег будет сэкономлена. Но в то же время мы не намерены изымать эти средства из сферы социальной защиты, перераспределив на другие нужды. Эти деньги там и остаются как раз на случай возникновения каких-то критических и непредсказуемых ситуаций. Мы понимаем, что в следующем году количество домохозяйств, на которые будет распространяться механизм судбсидирования, будет увеличиваться. Правительство будет внимательно следить и мгновенно реагировать, вдруг возникнут дополнительные потребности в деньгах. Должны понять: это та сфера, которая точно будет профинансирована. Но признаем откровенно, профинансированное с помощью международных партнеров. В частности, в этом году идет тесное сотрудничество с Всемирным банком, который предоставляет Украине средства именно на социальную сферу, здравоохранение и образование. В следующем году также предусмотрен механизм, позволяющий привлекать на социальную защиту ресурс Всемирного банка.

- Отдельная тема – объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Украины. Обобщите доводы в пользу такого шага. При каких условиях идея сработает, и видите ли в таком подходе определенные риски, ганджи, которые могут сказаться посреди бюджетного года?

- Когда речь идет о таких учреждениях как Фонд социального страхования, я предлагаю говорить не о них как о юридическом лице, а о выполняемых ими функциях. Для ФСС это выплаты в страховых случаях, в том числе и по больничным листам.

В то же время долг по выплате больничных сейчас составляет почти 3 миллиарда гривен. То есть Фонд социального страхования не выполнил обязательства перед людьми. А если что-то где-то не срабатывает, государство должно реагировать. В последние годы в ПФУ состоялась масштабная автоматизация всех процессов, налажены алгоритмы выплаты пенсий и решения любых вопросов, связанных с начислениями и выплатами через электронные кабинеты. Почему не автоматизировать и выплаты тех же больничных, сократив расходы на администрирование?

Правительство 29 ноября приняло постановление о перераспределении в декабре единого социального взноса между Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в пользу Фонда соцстраха, что, в первую очередь, будет способствовать увеличению его доходов.

До конца года задолженность перед людьми по выплате больничных будет погашена.

А дальше будем совершенствовать автоматизацию начислений и выплат. Некоторые, даже не разобравшись, какими будут новые механизмы, сразу начали критиковать решение об объединении. Предлагаю вернуться к этой истории за полгода, в июне – июле 2023-го. Если Пенсионный фонд будет выполнять все обязательства перед гражданами, думаю, никто тогда и не вспомнит, кто именно выплачивает им больничные, потому что людям не важно, как называется ответственное за это юридическое лицо.

КУЛЬТУРА И ИНФОРМПОЛИТИКА: О “ЕДИНЫХ НОВОСТЯХ”, КНИГОИЗДАНИИ И ТВОРЧЕСТВО НА ЭКСПОРТ

- Наконец - о сфере культуры, которую во времена независимости часто называли "подчеркой" при определении объемов финансирования. Но ведь мы прекрасно понимаем, что культура и информационная политика – одна из важнейших составляющих национальной безопасности.

- Действительно, речь идет об одной из важнейших ее составляющих. Поэтому на развитие информационной составляющей в бюджете на следующий год предусмотрели максимально возможный ресурс. Цель – продолжение всех начатых во время масштабной войны информационных процессов. Это и о "Единых новостях", и о безусловном доступе в любом уголке страны к правдивой информации, и о донесении нашей позиции всему миру.

То же и в сфере культуры. Речь идет о продолжении начатых приоритетных программ и реформ. Конечно, мы понимаем, что стране понадобится реконструкция музеев, заповедников, нашего культурного достояния. И после победы это будем делать. Но сейчас, как и в других сферах, должны считаться с приоритетами.

В частности, в следующем году продолжим финансирование новых институтов – Украинского культурного фонда и Украинского института книги. Правда, в этом году во время секвестирования бюджета, когда искали средства для сектора безопасности и обороны, часть предусмотренного ресурса пришлось перераспределить. И дальше, понимая необходимость продолжения реформ, деньги для их деятельности найдем. К сожалению, гораздо меньше, чем эти учреждения нуждаются. Но финансирование основных статей – для выплаты заработной платы людям, работающим в сфере культуры, для поддержки музеев, заповедников и т.п. – сохраняется.

Сейчас идет дискуссия – в частности с Министерством культуры и Украинским институтом книги, на что именно эффективно использовать средства, предусмотренные в бюджете на книгоиздание. Считаю, что, предоставляя деньги, государство должно думать прежде всего о конечном потребителе, а не о поддержке издательств. Ведь они, в частности, могут воспользоваться возможностями, которые предоставляет Минэкономики. Имею в виду получение грантов и кредитов для малого и среднего бизнеса. В сфере культуры мы должны поддерживать потребителя. Чтобы любой ребенок, скажем, мог выбрать хорошую украинскую книгу, прочитать ее и чему-то одновременно научиться.

Также ведется дискуссия о финансовых вложениях в формирование международного имиджа нашей страны, в частности, о переводах украинских авторов на иностранные языки. Это важная вещь? Считаю, что очень важно. Ведь Украина должна доносить до мирового сообщества, что у нас тоже молодые авторы, есть выдающиеся авторы, которые могут печататься и за рубежом, и их должны читать. Фактически мы говорим о том, что вложенные в соответствующее продвижение средства возвращаются в Украину за счет экспорта нашего творческого потенциала.

- А объемы финансирования информационной составляющей, как Вы уже сказали, даже в нынешних условиях наоборот растут...

– Да, финансирование увеличивается. Например, расходы по одной из бюджетных программ – на ресурсно-информационную безопасность – растут с нынешних 300 миллионов до 2 миллиардов гривен. Ведь мы прекрасно понимаем: в первую очередь, что вместе с восстановлением подачи электричества, воды и тепла нужно делать на деоккупированных территориях – это возобновлять теле- и радиовещание. Что делала прежде всего страна-террорист, захватывая украинские территории? Она разрушала нашу речь, насаждая свою. Чтобы люди смотрели и слушали их новости, фактически потребляли пропаганду. Мы же должны доносить до наших граждан, временно пребывающих (или недавно находившихся) в оккупации, правдивую информацию о том, что происходит. И телевидение, радиовещание, печатная пресса, книги – одни из важнейших инструментов и составляющих национальной безопасности Украины.

ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ: О ВЫПЛАТАХ НА ДЕОКУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И О МИЛЛИАРДАХ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ

- Пан Роман, а что с финансированием упомянутых направлений – образования, науки, медицины, соцзащиты, социальной поддержки, культуры и информационной сферы – в 2022-м? Есть ли какие задолженности? И нет ли рисков возникновения форсмажоров к концу года?

- Несмотря на войну, ситуация с финансами более или менее стабильна: заработная плата, пенсии преимущественно выплачиваются вовремя, социальная защита граждан осуществляется в полном объеме, здравоохранение финансируется полностью, сектор образования финансируется так же, как и предусмотрено бюджетом.

За период с январь – ноябрь 2022 года на социальные выплаты из государственного бюджета направлено 375,9 млрд гривен. Из них: на выплату государственных социальных пособий, в том числе семьям с детьми, направлено 57,9 млрд грн; 47,4 млрд грн – для предоставления помощи на проживание внутренне перемещенным лицам; 32,1 млрд грн – на поддержку. Понимаем важность государственной поддержки людей в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Так, 28,2 млрд. грн. направлено на предоставление льгот и субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на военное положение, люди должны вовремя получать пенсии. Поэтому 210,3 млрд грн было выделено Пенсионному фонду на выплату пенсий, доплат и повышений к пенсиям.

Словом, одним из важнейших результатов работы власти в "гражданском сегменте" во время войны считаю то, что люди на подконтрольных территориях имеют финансовый ресурс для жизни.

Но из-за ограниченных возможностей страны зарабатывать собственные средства обеспечивать этот ресурс очень сложно. Поэтому каждый день Министр Сергей Марченко, мы, его заместители, дискутируем и с Международным валютным фондом, и с Всемирным банком, и с другими международными партнерами, доказывая, что, несмотря ни на что, есть вещи, которые страна должна профинансировать, чтобы выжить и чтобы выжили украинцы . К счастью, партнеры нас в этом поддерживают. Они понимают, что критически важные для украинских граждан потребности мы финансируем и продолжим финансировать, несмотря ни на что. Если говорить о международном сотрудничестве, то в этом году Украина уже получила 27,2 миллиарда долларов помощи от зарубежных партнеров. В следующем году, верим, эта цифра вырастет. Первоначальный план привлечения международной помощи – около $38 миллиардов на покрытие дефицита бюджета в следующем году. А это сложная и кропотливая работа. Мы же понимаем, что иностранные страны не просто дают нам средства, сколько бы ни попросили. Все это – средства их налогоплательщиков, которым они должны объяснять, на что именно Украина тратит предоставленный ресурс.

– А что сейчас с выплатами на тех территориях, где органы государственной власти временно не действуют или действуют ограниченно?

- финансирование по разным статьям предусмотрено бюджетом и для оккупированных, и для недавно деоккупированных территорий. Здесь следует понимать специфику каждой отрасли, то, как она финансируется. У пенсионеров есть счета в Пенсионном фонде, а это централизованная база. Фонд начисляет и выплачивает пенсии на счета каждому (конечно, если такой счет открыт). Другое дело, что не везде люди могут получить деньги со счетов через банки или через банкоматы. Также во время войны Укрпочта – как одно из звеньев доставки пенсий – может на той или иной территории не работать. Но,как только ВСУ возвращают украинский контроль над обществом, Укрпочта, Пенсионный фонд заходят на ее территорию. Есть свежий пример Херсона, где в первую очередь возобновляли работу именно учреждений, которые выплачивают пенсии, субсидии и т.д.

Здравоохранение как финансировали также и на оккупированных территориях, так и продолжаем финансировать. Ведь у медучреждений договоры с Национальной службой здоровья, тоже напрямую, централизованы. Следовательно, на местах не нужны какие-либо дополнительные юридические лица, чтобы через них НСЗУ могла финансировать систему. И Национальная служба здоровья продолжает выполнять свои обязательства на временно оккупированных территориях, проблем с выплатой зарплаты работникам учреждений здравоохранения там нет.

Так же образование. Никто не забирал деньги, предусмотренные для учебных заведений, расположенных на захваченных врагом территориях. Только военная администрация подает платежки, определяя, на что именно нужные средства, Казначейство обычно все финансирует. Деньги на это есть. В то же время, и в Казначействе, и в Министерстве финансов понимают: фактически речь идет о деньгах для обеспечения жизни наших граждан.

Конечно, я не скажу, что нет никаких проблем. Да, они могут быть – где-то кто-то не успел, что-то неправильно сделал, что-то не так оформил... Но таких случаев немного.

- Как итог: мы понимаем, что при нынешних обстоятельствах на каждом этапе, в каждом звене должны просчитывать разные сценарии – и оптимистичные, и пессимистические, и более или менее нейтральные. Это касается и общей ситуации на фронте, и энергетической отрасли, страдающей от ракетных атак, и сферы финансов. На какие сценарии прежде всего рассчитывает Минфин, от чего, по Вашим оценкам, будет зависеть стабильность в следующем финансовом году?

– Минфин привык жить прагматично, нам лучше думать о пессимистическом сценарии, чем о слишком оптимистичном. Ибо когда ты полностью подготовился к воплощению худшего сценария, а сбылся более оптимистический прогноз, появились большие поступления, это гораздо лучше, чем когда в расходной части заложил что-то лишнее, а потом не можешь его профинансировать. Поэтому бюджет 2023 Минфин планировал на пессимистическом сценарии. Хотим верить, что на практике будет воплощен оптимистичный, когда закончится война, снова начнется экономический рост, украинцы-беженцы вернутся домой и в стране появятся средства. Следовательно, удастся лучше профинансировать те сферы, о которых мы с вами говорили.

Думаем, и с учетом среднесрочной перспективы, и с учетом текущих изменений и нюансов. Почти ежедневно проводим внутренние совещания с Министром, анализируя, каким может быть тот или иной сценарий через неделю, через две, за месяц, чтобы быть готовыми к своевременной реакции – предоставление дополнительных средств, осуществление платежей и т.д. Потому что понимаем: в период угрозы блекаута мы обязаны сделать так, чтобы страна работала даже при отсутствии электричества, чтобы были отлажены все процессы и разработаны алгоритмы действий в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Хотя мы прекрасно понимаем, что экстремальным для Украины является весь последний год. Справимся. Убежден, что все будет хорошо. Главное, чтобы страна-террорист как можно скорее оставила нас в покое.

https://mof.gov.ua

Комментарии к материалу