Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Совмещение и совместительство: что нужно знать публичным служащим

Новое

04.03.2025 1 0 0

Публичная служба предусматривает ряд ограничений, в частности, относительно возможности заниматься другими видами оплачиваемой деятельности. Они направлены на предотвращение конфликта интересов и обеспечение прозрачности в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст 25 Закона Украины "О предотвращении коррупции" (далее - Закон) публичным служащим запрещено:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью;

3) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Помнить об указанных ограничениях особенно важно лицам, которые впервые или после перерыва избираются/назначаются на должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Такие лица обязаны: не позднее 15 рабочих дней со дня назначения (избрания) на должность совершить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности и прекращение их полномочий в составе правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Несоблюдение этих требований является правонарушением, связанным с коррупцией и может привести к:

  • дисциплинарной ответственности - в случае непрекращения предпринимательской деятельности с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
  • административной ответственности, предусмотренной ст. 172-4 КУоАП "Нарушение ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности" - в случае осуществления предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности, вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Важно!

Вхождение в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли, является правонарушением независимо от получения/неполучения должностным лицом оплаты за пребывание в составе такого органа;
При соблюдении требований ст. 36 Закона Украины "О предотвращении коррупции", вхождение публичного служащего в состав учредителей/участников хозяйственного общества не подпадает под действие ограничения, предусмотренного ч. 1 ст. 25 Закона, то есть законно ();
сам факт регистрации публичного служащего физическим лицом-предпринимателем, адвокатом, частным исполнителем, другим лицом, оказывающим публичные услуги, не свидетельствует о фактическом осуществлении им этой деятельности и, соответственно, совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 172-4 КУоАП.
Указанные ограничения не распространяются на:

  • депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов (кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе);
  • присяжных;
  • помощников-консультантов народных депутатов Украины;
  • работников секретариатов Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины и заместителя Председателя Верховной Рады Украины;
  • работников секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде;
  • работников патронатных служб в органах;
  • некоторых других публичных служащих.

Подробные разъяснения по применению указанных ограничений изложены в разделах 9 и 10 Методических рекомендаций по применению отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» относительно предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соблюдения ограничений по предотвращению коррупции.

https://nazk.gov.ua

Комментарии к материалу