Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Госбюджет-2018: приняты основные государственные соцгарантии

10.01.2018

Из этой консультации узнаем об основных гарантированных социальных показателях на текущий год, а также об изменениях в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, полномочиях Кабмина относительно реализации норм этих актов, которые будут действовать в 2018 году.


Минимальная зарплата и прожиточный минимум

С 01.01.18 г. вступил в силу Закон от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (далее – Закон № 2246). В нем кроме объемов доходов, расходов, а также возврата кредитов в бюджет и предоставления кредитов из бюджета, предельного объема дефицита госбюджета и оборотного остатка бюджетных средств утверждены размеры основных социально-экономических показателей.

Напомним: распоряжением КМУ от 14.06.17 г. № 411-р (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 01.12.17 г. № 906) одобрен Прогноз экономического и социального развития Украины на 2018–2020 годы (далее – Прогноз № 411). То есть направления бюджетной политики отныне планируются на такой среднесрочный период. Кстати, Минфин в письме от 01.08.17 г. № 05110-14-21/20701 советует руководствоваться этими показателями при планировании доходной части местного бюджета на 2018 год и прогнозе на последующие годы.

Во время принятия Закона № 2246 ориентиром служили Основные макропоказатели на 2018 год, предусмотренные прогнозным сценарием 1.

Минимальная заработная плата (далее – МЗП) в течение 2018 года согласно ст. 8 Закона № 2246 составляет в месячном размере – 3 723 грн., в почасовом – 22,41 грн. То есть, в отличие от показателей прожиточного минимума (далее – ПМ), размер МЗП на весь 2018 год не изменяется.

Размеры ПМ на текущий год согласно ст. 7 Закона № 2246 следующие:

(грн.)

Социальные и демографические группы населения

Размер по периодам года

01.01.18 г. – 30.06.18 г.

01.07.18 г. – 30.11.18 г.

01.12.18 г. – 31.12.18 г.

1

2

3

4

Общий показатель

1 700

1 777

1 853

Дети в возрасте до 6 лет

1 492

1 559

1 626

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1 860

1 944

2 027

Трудоспособные лица

1 762

1 841

1 921

Лица, утратившие трудоспособность

1 373

1 435

1 497

Самый низкий должностной оклад

Как и запланировано сценарием 1 Прогноза № 411, размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда ЕТС с 01.01.18 г. составляет 1 762 грн. (это размер ПМ для трудоспособных лиц). Знаем, что показатель ПМ для трудоспособных лиц начиная с 01.01.17 г. применяется как расчетная величина для ЕТС в соответствии с Законом от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774).

Итак, исходя из обновленных согласно Закону № 1774 норм КЗоТа и Закону от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не должен быть меньше ПМ для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года. Это касается и работников учреждений и организаций бюджетной сферы (медработников, педагогов, научных работников, работников культуры, соцзащиты и т. п.). Теперь эта норма должна быть зафиксирована также в постановлении КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

Размер пенсии

Показатель ПМ для лиц, утративших трудоспособность (ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», далее – Закон № 1058), служит определяющим для установления минимального размера пенсии по возрасту. Исходя из этого, минимальная пенсия в течение текущего года будет такой же, как и размер ПМ для вышеупомянутых лиц, а именно: с 01.01.18 г. – 1 373 грн.; с 01.07.18 г. – 1 435 грн.; с 01.12.18 г. – 1 497 грн.

Что касается максимального размера пенсии, то согласно ст. 27 Закона № 1058 временно, до 31.12.17 г., с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме надбавок отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, он не должен был превышать 10 740 грн. В случае изменения этой нормы мы проинформируем читателей на страницах нашего издания.

Заметим: пенсия гражданам отныне назначается в соответствии с Законом от 03.10.17 г. № 2148-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсии», который вступил в силу с 11.10.17 г. Основными факторами, от которых зависит минимальный размер пенсии, является достижение мужчинами и женщинами определенного возраста и наличие у них страхового стажа.

Уровень обеспечения ПМ

В ст. 9 Закона № 2246 установлен уровень обеспечения ПМ для назначения пособия согласно Закону от 01.06.2000 г. № 1768-ІІІ «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». В процентном и гривневом значениях этот гарантированный минимум для лиц с низким уровнем доходов будет составлять:

  • для трудоспособных лиц – 21 %, а именно с 01.01.18 г. это будет 370 грн. (1 762 грн. х х 21 % : 100 %);
  • для детей – 85 %. Так, для детей в возрасте от 6 до 18 лет с 01.01.18 г. – 1 581 грн. (1 860 грн. х х 85 % : 100 %);
  • для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 100 %, то есть с начала 2018 года – 1 373 грн.

Как и в прошлом году, предусмотрены преференции относительно питания детей-дошкольников, установленные ст. 35 Закона от 11.07.01 г. № 2628-ІІІ «О дошкольном образовании».

То есть освобождаются от платы за питание ребенка родители или лица, их заменяющие, в случае обучения детей в государственном и коммунальном заведении дошкольного образования, если совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает уровень обеспечения ПМ (гарантированного минимума), исходя из которого государством гарантируется минимальный размер помощи семьям с низкими доходами. В соответствии со ст. 9 Закона № 2246 уровень обеспечения ПМ для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в случае обучения в этих заведениях в 2018 году увеличивается в соответствии с ростом ПМ.

Другие госбюджетные новации

В ст. 67 БК определены отдельные особенности формирования местных бюджетов. В частности, они установлены относительно бюджетов территориальных громад, местные советы которых обрели полномочия по результатам первых выборов до 15 октября года, предшествующего плановому. Их местные бюджеты формируются в соответствии с нормами БК на плановый период. Однако в ст. 29 Закона № 2246, в виде исключения из этих положений БК, предусматривается иное. То есть в течение текущего года устанавливаются отношения между государственным бюджетом и бюджетами тех тергромад, местные советы которых обретают полномочия по результатам первых местных выборов, состоявшихся в 2017 году, согласно приложению 11 к Закону № 2246.

Это значит, что нет необходимости учитывать определенные ст. 67 БК особенности формирования таких тергромад на плановый бюджетный период (2018 год) во время составления проекта районного бюджета и бюджета объединенной тергромады, созданной в 2017 году, и территории этого района. Внимание! Соответственно уже не является актуальным в этой части письмо Минфина от 01.08.17 г. № 05110-14-21/20701, о котором мы уже ранее вспоминали в этой консультации.

И коротко о медицинской отрасли. Согласно ст. 30 Закона № 2246 с 01.07.18 г. расходы на предоставление первичной медицинской помощи должны осуществляться из госбюджета по программе государственных гарантий медобслуживания населения для первичной медпомощи. Порядок осуществления таких расходов уполномочен установить Кабмин.

В то же время Кабмин имеет право перераспределять расходы программы «Предоставление первичной медицинской помощи населению» (код 2308020) для направления с 01.07.18 г. медицинской субвенции в части расходов на упомянутую медпомощь бюджетам административно-территориальных единиц, коммунальные заведения здравоохранения которых не заключили договоры о медобслуживании населения по программе государственных гарантий.

Заключительные положения Закона № 2246

В п. 5 Заключительных положений Закона № 2246 предусмотрено, что на 2018 год приостанавливают действие, в частности, нормы ч. 2 ст. 18 Закона от 25.02.94 г. № 4038-ХІІ «О судебной экспертизе» относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Речь идет о том, что в текущем году не будет действовать норма об установлении работникам государственных специализированных учреждений (не военнослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющих квалификацию судебного эксперта, должностных окладов в размере не менее 10 ПМ на 1 января календарного года.

На сегодня согласно постановлению КМУ от 30.03.11 г. № 314 «Об условиях оплаты труда работников государственных специализированных учреждений судебных экспертиз» установление судебным экспертам должностных окладов в таких размерах не предусмотрено, в то же время в связи с особыми условиями труда оклады им повышаются на 25 %. Поэтому, очевидно, в текущем году Кабмин в этой части не будет изменять документ относительно оплаты труда.

Согласно п. 12 Заключительных положений Закона № 2246 Кабмину поручено устранить в 2018 году диспропорции между размерами денежного обеспечения лиц рядового состава службы гражданской защиты и лиц младшего состава полиции.

Обращаем внимание еще на такие новации, предусмотренные Законом № 2246.

По итогам І квартала 2018 года Кабмину на основе мониторинга выполнения госбюджета поручено рассмотреть вопрос о возможности повышения размера МЗП до уровня 4 200 грн. в месяц уже со ІІ квартала этого года.

Согласно п. 20 и 21 Заключительных положений Закона № 2246 Кабмину по итогам первого полугодия 2018 года также поручено:

  • по результатам выполнения местных бюджетов внести на рассмотрение Верховной Рады предложения относительно изменений в госбюджет-2018 в части увеличения стабилизационной дотации из госбюджета местным бюджетам;
  • совместно с РНБО дополнительно проработать показатели госбюджета текущего года на обеспечение нацбезопасности и обороны и внести на рассмотрение Верховной Рады предложения об изменениях в госбюджет-2018.

Кроме того, Кабмин во втором полугодии 2018 года должен разработать и утвердить механизм внедрения с 01.01.19 г. предоставления субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме на уровне конечного потребителя. То есть планируется с начала следующего года жилищные субсидии предоставлять тем, кто действительно в них нуждается, однако в денежной форме.

Преференции, которые будут предоставляться в пределах решений Кабмина

Обращаем внимание на норму, которая в последние годы обычно содержится в каждом из законов о госбюджете на соответствующий год, а именно о применении норм и положений действующих законов в порядке и размерах, установленных Кабмином, с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов.

Так, в этом году ч. 12 ст. 29 Закона от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» будет применяться именно таким образом. Это касается определенных упомянутой нормой законодательства денежных выплат резервистам на все время исполнения ими обязанностей службы в военном резерве из расчета до 2 ПМ для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (1 762 грн. х 2 = 3 524 грн.). Денежные средства согласно этой норме должны были предусматриваться в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство воинскими формированиями. Получается, что упомянутая выплата, исходя из ресурсов бюджетов, может составлять сумму меньше 3 524 грн., и решение об этом должен принять Кабмин.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
15.09.2025
Работники выполняют работу на дому: куда платить налоги с зарплаты?
По чьему адресу – работодателя или работника – платить налоги, если сотрудники работают удаленно? В статье объясним, как определить место уплаты зарплатных налогов в таких ситуациях. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Если работники субъекта хозяйствования работают удаленн...
02.09.2025
Заполняем новую форму списков персонального воинского учета
В статье подробно разъясняем, как заполнять обновленную форму списков персонального воинского учета, и приводим образец заполненного списка. Постановлением КМУ от 30.07.2025 № 916 были внесены изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвер...
01.09.2025
Выплачивать ли работнице компенсацию за дополнительный отпуск на детей за те годы, когда она не работала?
Рассмотрена ситуация, касающаяся выплаты компенсации за дополнительный отпуск на детей работнице, которая после пребывания в декретном отпуске увольняется. Практическая ситуация В 2022 году на работу принята работница, которая через несколько недель пошла в отпуск по беременности и родам, а затем &...
Лучшие материалы