Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Э-больничные: заполняем заявление-расчет

21.09.2021 485 0 0

Продолжая тему электронных больничных (далее – э-больничные), которая начата в «Полноценный запуск э-больничных перенесен на 1 октября», расскажем, как без ошибок заполнить и подать заявлениерасчет для получения финансирования от рабочих органов исполнительной дирекции Фонда социального страхования или их отделений (далее – Фонд).


Условия получения средств от Фонда

Согласно Порядку финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за средства Фонда социального страхования Украины, утвержденному постановлением правления Фонда от 19.07.18 г. № 12 (далее – Порядок № 12), страхователи финансируются за средства Фонда для получения:

1) материального обеспечения в связи с временной потерей трудоспособности застрахованным лицам, предусмотренного ст. 20 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105), по таким видам:

  • пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
  • помощь по беременности и родам;
  • помощь на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

2) выплат пострадавшим на производстве, предусмотренных ст. 39, абзацем четвертым ч. 3 ст. 42 Закона № 1105, по таким видам:

  • пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • выплата в случае временного перевода пострадавшего на более легкую, нижеоплачиваемую работу;
  • возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг.

Подача заявления-расчета

Что предшествует подаче в Фонд заявления-расчета?

В случае наступления у застрахованного лица страхового случая, связанного с временной потерей трудоспособности, комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия (далее – комиссия), с учетом требований Положения о комиссии (уполномоченного) по страхованию по временной потере трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда от 19.07.18 г. № 13 (далее – Положение № 13), на основании представленных документов, предусмотренных ст. 31 Закона № 1105, принимает решение о назначении материального обеспечения застрахованному лицу.

Далее на основании этого решения страхователь начисляет суммы материального обеспечения и оформляет заявление-расчет, которое должно быть передано в Фонд не позже чем 5 рабочих дней с даты принятия комиссией такого решения.

В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных ст. 39 и абзацем четвертым ч. 3 ст. 42 Закона № 1105 (см. выше), выплаты назначаются на основании Порядка назначения, перечисления и проведения страховых выплат, утвержденного постановлением правления Фонда от 19.07.18 г. № 11.

Основанием для финансирования страхователей Фондом является Заявление-расчет по форме приложения 1 к Порядку № 12 (см. фрагмент 1), которое содержит информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения и отдельных выплат пострадавшим на производстве по их видам.

Фрагмент 1

<...>

Заява-розрахунок

Просимо здійснити фінансування для надання матеріального забезпечення застрахованим особам, страхових виплат потерпілим на виробництві, відшкодування вартості поховання потерпілого та пов’язаних із цим ритуальних послуг за кошти Фонду.

Повідомляємо наші реквізити:

Найменування страхувальника (прізвище, ім’я, по батькові для фізичних осіб)
Дніпровський ліцей № 155 ДМР

Місцезнаходження (місце проживання для фізичних осіб) м. Дніпро, вул. Поштова, 147

Телефон +38 (056) 747-7777

Код за ЄДРПОУ (реєстраційний номер облікової картки платника податків – для фізичних осіб або серія та номер паспорта (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та офіційно повідомили про це відповідний орган державної податкової служби і мають відмітку у паспорті) 12345678

Окремий поточний рахунок у банку або окремий рахунок у відповідному органі Державного казначейства України UA371199980000355659201020436 ГУ ДПС у Дніпропетровській області

(назва банку або органу Державного казначейства) (номер рахунка, відкритого відповідно до пункту другого
статті 34 Закону України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування»)

МФО 805012


з/п

Вид матеріального забезпечення
та виплат потерпілим на виробництві

Кількість днів для п. 1, 2, 2.1, 4, 5
Кількість осіб
для п. 3, 6

Сума

(в гривнях із копійками)

Примітка

1

2

3

4

5

1

Допомога з тимчасової непрацездатності

8

2 500,00

 Додаток 1.1

1.1

У тому числі виплата за пільгами постраждалим внаслідок ЧАЕС

     

2

Допомога по вагітності та пологах

   

Додаток 1.1

2.1

У тому числі виплата за пільгами постраждалим внаслідок ЧАЕС

     

3

Допомога на поховання

   

Додаток 1.2

4

Допомога з тимчасової непрацездатності внаслідок нещасного випадку або профзахворювання

   

Додаток 1.3

5

Виплата в разі переведення потерпілого на легшу, нижчеоплачувану роботу

   

Додаток 1.4

6

Відшкодування вартості поховання потерпілого та пов’язаних із цим ритуальних послуг

   

Додаток 1.5

7

УСЬОГО

Х

2 500,00

 

Додатки 1.1–1.5 заповнюються тільки для тих видів виплат, на які замовляються кошти.

Керівник установи Мармазюк        Мармазюк О. П.

(підпис)               (прізвище, ім’я, по батькові)

Головний бухгалтер Калуш             Калуш О. Г.

(підпис)               (прізвище, ім’я, по батькові)

М. П. (за наявності)              Дата складання заяви-розрахунку 15.09.21 р.

Додаток 1.1

І. Матеріальне забезпечення


з/п

Прізвище

Ім’я

По батькові

№ страхового
свідоцтва (ідентифікаційний номер) або
серія та номер
паспорта

Основне місце
роботи – 1; сумісницт-
во – 2; ФОП – 3; ЦПХ-4

Дані листка
непрацездатності

Причина
непрацездатності*

Період
непрацездатності

серія

Номер

Первинний (1)
продовження (2)

З (Дата)

До (Дата)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Івашко

Іванна

Іванівна

123456789123

1

Х

145698

1

1

27.08.21 р.

08.09.21 р.

Кількість днів,
що підлягають оплаті

Сума
(у гривнях
із копійками)

В тому числі за пільгою постраждалим на ЧАЕС
за рахунок коштів Фонду

Номер
посвідчення
(ЧАЕС)

Дата направлення на МСЕК
(за наявності)

Страховий стаж
(в повних
місяцях)

Всього

У т. ч. за рахунок коштів Фонду

Всього

У т. ч. за рахунок коштів Фонду

Дні

Сума
(в гривнях
з копійками)

Загаль-
ний

За останні
12 місяців

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

13

8

4 062,50

2 500,00

           

<...>

Відповідальна особа головний бухгалтер   Калуш    Калуш О. Г.

        (посада)                             (підпис)       (П. І. Б.)

Контактний номер телефону +38 (056) 747-7777

<...>

Каков порядок подачи заявления-расчета?

Страхователь подает заявление-расчет в ФСС по своему местонахождению или месту проживания одним из способов:

  • лично в бумажном виде;
  • направляет в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

Заявление-расчет составляется в двух экземплярах: один вместе с представленными застрахованными лицами документами, на основании которых назначается помощь и отдельные выплаты пострадавшим на производстве (членам их семей), хранится у страхователя, второй подается в Фонд.

В случае представления документа в электронном виде с применением ЭЦП распечатанное заявление-расчет вместе с представленными застрахованными лицами документами хранится у страхователя.

Внимание! Информация, внесенная страхователем в заявление-расчет, должна полностью соответствовать документам, на основании которых осуществлено назначение помощи и отдельные выплаты потерпевшим на производстве (членам их семей), и отражаться в реестрах бухучета. Ответственность за достоверность данных, приведенных в заявлении-расчете, несет страхователь.

Обязательная проверка заявления-расчета

Фонд после поступления заявления-расчета проверяет приведенную в нем информацию, правильность заполнения реквизитов, наличие данных о страхователе в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, данные об уплате им ЕСВ, наличие у Фонда зарегистрированного несчастного случая или профзаболевания (в случае проведения выплат пострадавшим на производстве и членам их семей), правильность начисления выплат. При необходимости Фонд имеет право осуществлять обмен информацией со страхователем путем направления запроса относительно уточнения информации, приведенной в заявлении-расчете.

В случае выявления ошибок и/или недостоверных сведений заявление-расчет возвращается страхователю с соответствующими рекомендациями относительно их устранения.

Проверка заявления-расчета, предоставление рекомендаций по ее результатам, финансирование заявления-расчета или предоставление обоснованного отказа в его приеме осуществляется Фондом на протяжении 10 рабочих дней после поступления заявления-расчета.

При отсутствии замечаний Фонд осуществляет финансирование сумм, указанных в заявлении-расчете, на протяжении 10 рабочих дней.

Средства получены – действия работодателя

После поступления средств на счет страхователя последний обязан осуществить выплату соответствующего материального обеспечения не позже, чем в сроки, определенные ч. 2 ст. 32 Закона № 1105, а именно:

1) застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), других основаниях, предусмотренных законом, – в ближайший после дня назначения помощи срок, установленный для выплаты заработной платы;

2) добровольно застрахованным лицам, застрахованным лицам, которые работают на условиях гражданско-правового договора, осуществляют предпринимательскую или другую деятельность, – на протяжении 10 дней после назначения помощи.

В те же сроки осуществляются выплаты пострадавшим на производстве.

Отчет перед Фондом за полученные средства

После проведения выплат за средства Фонда страхователь направляет Уведомление о проведении выплат по форме приложения 2 к Порядку № 12 (см. фрагмент 2). Уведомление может быть:

  • направлено в электронном виде с использованием ЭЦП;
  • отправлено по почте письмом с уведомлением;
  • передано непосредственно в Фонд.

Уведомление направляется страхователем в течение месяца со дня проведения выплат.

Имейте в виду! В случае отсутствия информации от страхователя о выплатах застрахованным лицам на протяжении трех месяцев со дня осуществления финансирования Фонд проводит проверку относительно использования страхователем полученных средств.

Фрагмент 2

<...>

Повідомлення про виплату коштів застрахованим особам

Найменування страхувальника (прізвище, ім’я, по батькові для фізичних осіб)
Дніпровський ліцей № 155 ДМР

Місцезнаходження (місце проживання для фізичних осіб) м. Дніпро, вул. Поштова, 147

Телефон +38 (056) 747-7777

Код за ЄДРПОУ (реєстраційний номер облікової картки платника податків – для фізичних осіб або серія та номер паспорта (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та офіційно повідомили про це відповідний орган державної податкової служби і мають відмітку в паспорті) 12345678


з/п

Прізвище

Ім’я

По батькові

№ страхового свідоцтва (ідентифікаційний номер)

Дані листка
непрацездатності

Дата виплати коштів
застрахованій особі

Сума за
рахунок коштів Фонду
(в гривнях
з копійками)

серія

номер

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Івашко

Іванна

Іванівна

123456789123

Х

145698

20.09.21 р.

2 500,00

<...>

Нужно ли возвращать Фонду остаток неиспользованных средств?

Да, обязательно. Если сумма полученных от Фонда страховых средств превышает фактические расходы на проведение выплат за средства Фонда, страхователь на протяжении 3 рабочих дней возвращает неиспользованные суммы на счет Фонда, из которого поступило финансирование, и направляет письмо с объяснением причин возврата средств.

Что делать, если в расчете больничных выявлена ошибка?

В случае выявления ошибок при начислении выплат за прошлые периоды (за пределами текущего бюджетного года) страхователь возвращает излишне начисленные и выплаченные средства в Фонд и одновременно направляет обоснованное письменное объяснение причин возврата страховых средств.

Порядок заполнения заявления-расчета

Заявление-расчет для получения материального обеспечения по э-больничным заполняется с учетом следующих нюансов (см. фрагмент 1):

1. У э-больничного отсутствует серия, но ему присваивается уникальный номер.

Напомним, единый регистрационный номер листка нетрудоспособности – это уникальный номер, который формируется и присваивается автоматически с помощью программных средств ведения Электронного реестра листков нетрудоспособности (далее – Реестр), состоит из цифр, которые образовывают числа натурального ряда, путем добавления единицы к последнему имеющемуся номеру, и по которому может быть идентифицирован случай временной нетрудоспособности и все связанные с ним документы в Реестре.

2. В э-больничном обновлены причины нетрудоспособности.

Для справки. Причина нетрудоспособности – сведения относительно страхового случая, наступление которого обусловило временную нетрудоспособность, которые содержатся в записи о временной нетрудоспособности. Такая причина определяется в Реестре на основании категории медицинского заключения и отражается по данным листка нетрудоспособности из Реестра согласно приказу Минздрава от 17.06.21 г. № 1234:

  • «1 – Временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, которые не связаны с несчастным случаем на производстве»;
  • «2 – Беременность и роды»;
  • «3 – Необходимость ухода за больным ребенком»;
  • «4 – Необходимость ухода за больным членом семьи»;
  • «5 – Необходимость ухода за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, которое ухаживает за таким ребенком»;
  • «6 – Карантин, установленный согласно законодательству»;
  • «7 – Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия»;
  • «8 – Пребывание в отделении санаторно-курортного заведения»;
  • «9 – Временный перевод застрахованного лица согласно медицинскому заключению на более легкую, нижеоплачиваемую работу» (может быть с отметкой о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента);
  • «10 – Пребывание в самоизоляции, обсервации во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СoV-2»;
  • «11 – Временная нетрудоспособность вследствие профессионального заболевания»;
  • «12 – Временная нетрудоспособность вследствие несчастного случая на производстве».

На официальном веб-сайте Фонда размещена таблица-подсказка, которая облегчит составление заявления-расчета и приложений к нему в зависимости от категории медзаключения.

Пособие для наглядного отражения интеграции категории медзаключений о временной нетрудоспособности в причину нетрудоспособности в э-больничном и их разнесение по приложениям заявления-расчета на финансирование страхователей для выплаты материального обеспечения застрахованным лицам

Категория медицинского заключения

Причина
нетрудоспособности

Приложение к
заявлению-расчету

1

2

3

Заболевание или травма общего характера

1

1.1

Заболевание или травма общего характера с отметкой о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента

11

1.3

12

1.3

Беременность и роды

2

1.1

Уход за больным ребенком

3

1.1

Уход за больным членом семьи

4

1.1

Уход за ребенком в случае болезни лица, которое ухаживает за ребенком

5

1.1

Карантин

6

1.1

Ортопедическое протезирование

7

1.1

Лечение в санаторно-курортном заведении

8

1.1

Перевод лица на более легкую работу

9

1.1

Перевод лица на более легкую работу с отметкой о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента

9

1.4

Обсервация, самоизоляция во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СoV-2

10

1.1

Уважаемые читатели! Фрагменты 1 и 2 можно скачать ниже.

Пособие для наглядного отражения интеграции.doc
Скачать
Фрагмент Заяви-розрахунку.doc
Скачать
Фрагмент Повідомлення.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы