ЕСВ и соцстрахование: кто и как проверяет работодателей
16.08.2016 2503 0 1
Субъектов хозяйствования (далее – СХ) всегда интересует, кто, когда и по каким вопросам может пожаловать к ним с проверкой. Это касается в том числе начисления и уплаты ЕСВ, а также соблюдения требований законодательства о социальном страховании. В этой консультации мы рассмотрим права и обязанности контролирующих органов в части таких проверок. Ведь, как известно, согласно требованиям Конституции любой государственный орган может действовать только в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Кто вправе проводить проверки
Проверки в сфере ЕСВ
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 131 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее – Закон № 2464) такие проверки осуществляют органы ГФС.
Что касается Пенсионного фонда и его территориальных органов, то они уполномочены:
- принимать участие в плановых проверках, которые проводятся органами доходов и сборов, относительно достоверности сведений, поданных в реестр застрахованных лиц;
- проводить в предусмотренных законом случаях внеплановые проверки бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов страхователей относительно достоверности сведений, поданных в реестр застрахованных лиц или для назначения пенсий;
- получать необходимые пояснения, справки и информацию по вопросам, возникающим в ходе таких проверок.
Проверки в сфере соцстраха
Эти проверки проводятся Фондом социального страхования (далее – Фонд) и Фондом социального страхования на случай безработицы (далее – ФСС по безработице).
В части проверок органы Фонда и ФСС по безработице имеют право (ст. 10 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV, далее – Закон № 1105; ст. 34 Закона от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ, далее – Закон № 1533):
- проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств;
- приостанавливать выплату средств Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, при выявлении фактов подачи Фонду недостоверных сведений или нарушении работодателем порядка использования средств Фонда;
- получать необходимые пояснения (в т. ч. в письменной форме) по вопросам, возникающим во время проверки;
- требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физлиц устранения выявленных нарушений законодательства о социальном страховании и о страховании на случай безработицы.
В отношении каких проверок действует мораторий
Как известно, Законом от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71) был установлен мораторий на проведение проверок контролирующими органами в 2015 и 2016 годах. То есть до конца текущего года этот мораторий действует. Правда, спорным является вопрос, на какие контролирующие органы он распространяется.
В самом законе, который называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», не разъясняется, какие контролирующие органы имеются в виду – те, которые определены Налоговым кодексом (далее – НК) или Законом от 05.04.07 г. № 877-V (далее – Закон № 877). Именно поэтому большинство контролирующих органов считает, что запрет на проведение проверок, введенный Законом № 71, касается исключительно органов ГФС.
В отношении других контролирующих органов (в частности, ПФУ, Фонда и ФСС по безработице) вопрос остается открытым. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна, а Минюст в своем письме от 04.12.15 г. № 2112/14157-0-4-15/8.1 высказался не в пользу СХ. Основной вывод этого письма – запрет на проведение проверок, установленный Законом № 71, касается только проверок органами ГФС, а для всех остальных контролирующих органов на сегодня моратория на проверки нет.
Таким образом, исходя из норм Закона № 71 и позиции Минюста, органы ГФС обязаны соблюдать мораторий до конца этого года. В то же время Закон № 71 содержит ряд исключений. Так, мораторий не распространяется на проверки полноты начисления и уплаты ЕСВ. Следовательно, органы ГФС вправе проверять СХ в части ЕСВ без каких-либо ограничений.
Проверки органами ГФС
Органы ГФС при проведении проверок руководствуются прежде всего нормами НК. Согласно ст. 13 Закона № 2464 в отношении ЕСВ могут быть проведены документальные (плановые и внеплановые) и камеральные проверки. Рассмотрим основные правила, установленные ст. 75–86 НК в отношении этих проверок.
Максимальная продолжительность проверок. Продолжительность выездной документальной проверки, предусмотренная ст. 82 НК, зависит от категории налогоплательщика (малый, средний, крупный), которая определяется в соответствии с критериями, приведенными в пп. 14.1.24 НК и ст. 55 Хозяйственного кодекса (см. табл. 1).
Таблица 1. Сроки проведения документальных проверок
Вид проверки |
Максимальный срок основной части проверки (в рабочих днях, далее – р. д.) |
Максимальный срок продления проверки, р. д. |
1 |
2 |
3 |
Для крупных налогоплательщиков* |
||
Плановая |
30 |
15 |
Внеплановая |
15 |
10 |
Для средних налогоплательщиков |
||
Плановая |
20 |
10 |
Внеплановая |
10 |
5 |
Для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) |
||
Плановая |
10 |
5 |
Внеплановая |
5** |
2 |
* Документальная проверка этих налогоплательщиков может быть приостановлена на срок до 30 р. д., который можно продлить по основаниям, указанным в абзаце третьем п. 82.4 НК.
|
Документальные проверки. Плановая проверка должна быть включена в план-график, утвержденный органом ГФС согласно Порядку, утвержденному приказом Минфина от 02.06.15 г. № 524. О предстоящей проверке налогоплательщик должен быть уведомлен письменно не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала.
Внеплановая проверка осуществляется без предварительного предупреждения налогоплательщика и только при наличии оснований, предусмотренных ст. 78 НК. Перед началом проверки налогоплательщику обязаны вручить под подпись копию приказа о ее проведении.
Камеральная проверка. Проводится без какого-либо специального решения или направления. Для нее не нужно и согласие налогоплательщика. Такой проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.
Допуск к проверке. До начала проверки проверяющие обязаны предъявить (ст. 81 НК):
- направление на проверку. В нем должны быть указаны: дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении проверки, наименование и реквизиты проверяемого субъекта или объекта, цель, вид проверки (документальная плановая/внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. Направление должно быть подписано руководителем контролирующего органа или его заместителем и скреплено печатью;
- копию приказа о проверке;
- служебные удостоверения.
Непредъявление этих документов дает право не допустить проверяющих к проверке.
Оформление результатов проверок. Результаты проверок оформляются по правилам, изложенным в ст. 86 НК и Порядке, утвержденном приказом Минфина от 20.08.15 г. № 727.
По результатам документальной проверки составляется: справка – если в ходе проверки не выявлено нарушений; акт – если выявлены нарушения. В случае обнаружения нарушений при камеральных проверках составляется акт (образец такого акта приведен в приложении 2 к Методическим рекомендациям относительно организации и проведения камеральных проверок налоговой отчетности налогоплательщиков, кроме проверок налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и налоговой декларации плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя, утвержденным приказом Миндоходов и сборов от 14.06.13 г. № 165). Налогоплательщик может подписать акт с возражениями сразу либо представить их в течение 5 дней с момента получения акта.
Проверки органами ПФУ, Фонда и ФСС по безработице
На эти проверки распространяются правила, определенные Законом № 877 (см. табл. 2).
Таблица 2. Основные требования к проверкам, установленные Законом № 877
Характеризующие признаки |
Пояснения |
1 |
2 |
Плановые проверки |
|
Основания для проведения |
Проверка СХ должна быть предусмотрена соответствующим календарным планом. Если СХ на соответствующий плановый период включен в план проверок сразу нескольких контролирующих органов, то проверки проводятся комплексно – одновременно всеми этими органами. Планы проведения проверок формируются согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 04.11.15 г. № 902 |
Срок проведения |
Не может превышать 15 р. д., а для СМП – 5 р. д. |
Периодичность |
Определяется контролирующим органом в зависимости от степени риска, к которой отнесен СХ. Критерии отнесения к той или иной степени риска утверждаются КМУ (ст. 5 Закона № 877). В отношении проверок органами ПФУ такие критерии утверждены постановлением КМУ от 29.07.15 г. № 528. |
Условия допуска к проверке |
1. О предстоящей проверке плательщик должен быть проинформирован письменно не позднее чем за 10 дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать: |
Внеплановые проверки |
|
Основания для проведения |
Такими основаниями являются (ч. 1 ст. 6 Закона № 877): |
Срок проведения |
Не может превышать 10 р. д., а для СМП – 2 р. д. |
Условия допуска к проверке |
Проверяющие обязаны: |
Помимо основного в части проверок Закона № 877 при их проведении руководствуются также специаль-ным законодательством, а именно:
- ПФУ – Законом № 2464, постановлением правления ПФУ от 04.02.16 г. № 2-1;
- Фонд – Законом № 1105, Инструкцией, утвержденной постановлением правления ФСС по ВПТ от 22.12.10 г. № 29 (см. также разъяснения в письме исполнительной дирекции ФСС по ВПТ от 09.04.15 г. № 2.4-17-705);
- ФСС по безработице – Законом № 1533, Инструкцией, утвержденной приказом Минтруда и соцполитики от 18.12.2000 г. № 339.
Выводы
Проверки, касающиеся вопросов начисления, уплаты и отчетности по ЕСВ, уполномочены проводить ор-ганы ГФС. ПФУ вправе участвовать в таких проверках.
Вопросы социального страхования контролируют органы Фонда и ФСС по безработице.
Правила проведения проверок определены для соответствующих контролирующих органов НК, Законом № 877, а также нормами специального законодательства.
Комментарии к материалу