Ограничения, введенные на период действия карантина из-за пандемии COVID-19, неблагоприятно отразились на всех видах деятельности учреждений и заведений. В связи с этим бухгалтеров волнуют вопросы, будут ли наказывать налоговики за непроизвольно допущенные нарушения налогового законодательства? Как будут проводиться проверки? Рассмотрим эти вопросы в статье.
Постановлением КМУ от 09.12.20 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен карантин и введены ограничительные противоэпидемические мероприятия с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2.
Действие карантина продлено на основании постановления КМУ от 21.04.21 г. № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины» (далее — Постановление № 405), которым внесены изменения в распоряжение КМУ от 25.03.20 г. № 338 «О переводе единой государственной системы гражданской защиты в режим чрезвычайной ситуации» и Постановление № 1236). Эти изменения продлевают действие на территории Украины режима чрезвычайной ситуации и карантина до 30 июня 2021 года.
! На территории Украины Постановлением № 405 продлено действие режима чрезвычайной ситуации и карантина до 30 июня 2021 года.
Ответственность за нарушения налогового законодательства, совершенные на протяжении периода действия всеукраинского карантина, а также мораторий на проведение проверок на предприятиях предусмотрены:
Нормы этих Законов применяются до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины, то есть на сегодня согласно Постановлению № 405 до 30.06.21 г.
Штрафные санкции не применяются за нарушения налогового законодательства, совершенные на протяжении периода с 1 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины (п. 521 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса, далее – НК).
Вместе с тем штрафные санкции применяются за:
Согласно п. 911 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) штрафные санкции, определенные ч. 11 ст. 25 этого Закона, временно не применяются за такие нарушения, совершенные в период действия карантина:
Обращаем внимание, что вышеприведенные нормы НК и Закона № 2464 относительно неприменения штрафов за нарушения налогового законодательства касаются только финансовой ответственности налогоплательщиков.
! На период действия карантина налогоплательщики не освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 1632 КУоАП, за непредставление или несвоевременное представление платежных поручений на перечисление налогов и сборов
Напоминаем, ч. 1 ст. 1632 КУоАП предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн) за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей). За то же нарушение, совершенное должностным лицом в течение года, налагается штраф в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн).
Итак, поскольку административная ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и представления отчетности не отменена, налогоплательщикам необходимо их соблюдать, если этому действительно не помешают уважительные причины, связанные с карантином.
На протяжении периода с 1 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины, налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию (п. 521 подразд. 10 разд. XX НК, п. 911 разд. VIII Закона № 2464).
Перечень нарушений налогового законодательства, за которые налогоплательщики не освобождаются от применения к ним финансовой ответственности, приведен в п. 521 подразд. 10 разд. XX НК. В частности, к ним отнесены непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС, неуплата (несвоевременная) уплата налоговых обязательств по НДС.
На протяжении периода с 1 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины, не будут применяться санкции за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН (далее – НН, РК), предельный срок регистрации которых приходится на период действия карантина.
Вместе с тем нарушение требований НК относительно регистрации НН/РК негативно влияет на право контрагента налогоплательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС (ОИР, категория 101.27).
Пунктом 522 подразд. 10 разд. XX НК установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины. Мораторий не распространяется на:
Плановые проверки, которые согласно плану-графику должны были начаться в период с 18 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, но на день вступления в силу Закона № 533 не были начаты, должны быть перенесены на будущие периоды после окончания моратория и включены в обновленный план-график.
Информация о переносе плановых документальных проверок обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, на протяжении 10 календарных дней со дня завершения действия карантина.
Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года, но не были завершены, временно останавливаются на период до завершения действия карантина без принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом.
! Введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщиков права подавать согласно п. 86.7 НК возражения к актам проверок, завершенных до введения моратория, и обжаловать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения.
Вместе с тем налогоплательщикам необходимо соблюдать меры безопасности для предотвращения распространения коронавируса и профилактических мер согласно рекомендациям Минздрава.
Законом № 533 не предусмотрено ограничение относительно проведения камеральных проверок. Согласно п. 76.1 НК камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков сплошным порядком за каждый отчетный (налоговый) период.
Камеральная проверка проводится должностными лицами ГНС без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение. Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не является обязательной.
Пунктом 912 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период с 18 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины.
Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, приостанавливаются до завершения действия карантина.
На период с 18 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), приостанавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.
Контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позже истечения 1 095-го дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (п. 102.1 НК).
Итак, течение срока давности (1 095 дней) для взыскания налогового долга налогоплательщика приостанавливается на период всеукраинского карантина (до 30.06.21 г.), после окончания которого он будет возобновлен.
Пунктом 3 разд. II Закона № 533 временно, до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), запрещается проведение органами госнадзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности. Этот запрет не распространяется на госнадзор (контроль):