Недостача в результате инвентаризации: определение ущерба и отражение в учете
Самый приятный в работе бухгалтера момент – это когда фактическое наличие активов совпадает с данными бухгалтерского учета. Поэтому даже в случае выявления излишков есть необходимость в изучении ситуации и принятии правильного решения по отражению их в учете в зависимости от того, нужны они учреждению или нет. Об этом мы детально рассказывали в статье «Учет излишков, выявленных при инвентаризации». Другое дело – выявление недостачи. Несмотря на чувство потери, не придающее оптимизма, следует сосредоточиться на выборе подхода к определению размера ущерба, лица, которое его возместит (если это возможно), и грамотно отразить данный факт в бухучете. Обо всем этом подробно читайте далее.
Все активы, признанные недостачей по результатам проведенной инвентаризации, подлежат списанию, поскольку использовать их учреждение не сможет.
Стоимость недостач активов в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учета (п. 20 Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, далее – Положение № 879).
А вот виновное лицо должно возместить учреждению недостачу в размере ущерба. Порядок определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей утвержден постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116. Сам по себе он не содержит каких-либо указаний по определению этой величины, а отсылает нас к методике, утвержденной Кабмином. Поэтому мы должны работать с Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением КМУ от 10.12.03 г. № 1891 (далее – Методика № 1891).
Обратим внимание, что размер ущерба по указанной Методике определяется в случае выявления недостачи как основных средств (далее – ОС), имеющих остаточную стоимость, так и тех, по которым начислен 100%-ный износ и остаточная стоимость которых равна нулю.
Согласно Методике № 1891 размер ущерба определяется путем проведения независимой оценки. В случае если госорган или орган местного самоуправления является заказчиком проведения такой оценки, исполнитель оценки избирается на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Фондом госимущества (п. 104 Методики № 1891).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года