Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Страховые выплаты медработникам в связи с COVID-19

Карантин

14.07.2020 2169 0 0


О законодательных основаниях обеспечения страховыми выплатами больных COVID-19 медиков речь шла в «Защита для медиков: страховые выплаты больным COVID-19». Рассмотрим требования к оформлению документов для получения этих выплат.


Общие положения

Согласно недавно обновленной ст. 39 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» (далее – Закон № 1645) медработникам государственных и коммунальных заведений здравоохранения, кроме ранее установленных гарантий, начиная с 23.05.20 г. также положены страховые выплаты.

Постановлением КМУ от 17.06.20 г. № 498 «Некоторые вопросы предоставления страховых выплат в случае заболевания или смерти медицинских работников в связи с инфицированием острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 498) утверждены:

Порядок осуществления страховых выплат в случае заболевания или смерти медицинских работников в связи с инфицированием острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и определения их размеров (далее – Порядок № 498-1);

Порядок использования финансовой помощи Фондом социального страхования Украины для проведения страховых выплат в случае заболевания или смерти медицинских работников в связи с инфицированием острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом Sars-CoV-2 (далее – Порядок № 498-2).

Осуществление выплат лицам с инвалидностью

В случае установления работнику в установленном порядке инвалидности и степени потери трудоспособности на протяжении одного календарного года вследствие заболевания COVID-19, наступившего при исполнении профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения, ему разово должны быть выплачены:

  • 400 ПМ – для лиц с инвалидностью I группы;
  • 350 ПМ – для лиц с инвалидностью II группы;
  • 300 ПМ – для лиц с инвалидностью III группы.

Например, по состоянию на 01.01.20 г. ПМ составляет 2 102 грн, поэтому работнику, которому установлена инвалидность ІІІ группы, нужно выплатить 630 600 грн (2 102 грн х 300).

Чтобы получить эти страховые выплаты, лицо должно подать в соответствующий орган ФСС следующие документы:

  • заявление о назначении выплаты, указав в нем: лицевой счет, открытый в банковском учреждении для перечисления средств, а также информацию о неполучении выплаты в другом органе ФСС (форма информации должны быть утверждена исполнительной дирекцией ФСС);
  • копии паспорта гражданина Украины и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика с предъявлением оригиналов. Обращаем внимание: такие копии должны быть удостоверены подписью работника органа ФСС;
  • заключение МСЭК об установлении группы инвалидности и степени потери трудоспособности из-за заболевания коронавирусной болезнью;
  • экземпляр акта расследования (или специального расследования) несчастного случая, острого профессионального заболевания (отравления), аварии;
  • копию трудовой книжки или извлечения из нее, удостоверенную страхователем. Если предъявляется оригинал, копию удостоверяет работник органа ФСС;
  • копию гражданско-правового договора (если лицо работало по такому договору), также удостоверенную по правилам, предусмотренным для трудовой книжки;
  • решение суда об установлении факта профессионального заболевания (конечно, при наличии).

Страховые выплаты лицам с инвалидностью должны быть назначены и выплачены управлениями исполнительной дирекции ФСС в областях, г. Киеве или их отделениями в течение месяца со дня возникновения права на такие выплаты по обращению медработника по зарегистрированному месту проживания/пребывания.

Также днем наступления упомянутого права является день установления МСЭК группы инвалидности и степени потери трудоспособности вследствие заболевания медработника COVID-19.

Выплата в случае смерти медработника

Механизм осуществления страховой выплаты (далее – единовременная помощь) в случае смерти медработника, наступившей вследствие его инфицирования острой респираторной болезнью COVID-19 при исполнении профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения, иной, нежели для лиц с инвалидностью.

Так, членам семьи, родителям, иждивенцам умершего медработника причитается выплата в размере 750 ПМ (т. е. в этом году 1 575 750 грн (2 102 грн х 750)).

Определять, какие именно лица относятся к членам семьи и родителям, нужно согласно Семейному кодексу.

Что касается иждивенцев, то согласно п. 3 Порядка № 498-1 ими являются:

  • дети, на содержание которых умерший медработник выплачивал алименты;
  • нетрудоспособные лица, которые не находились на содержании умершего медработника, но имеют на это право согласно законодательству.

Единовременная помощь также должна быть назначена и выплачена органами ФСС разово в равных частях именно тем лицам, которые имеют на нее право. Осуществляется выплата в течение месяца со дня возникновения на нее права, то есть отсчет начинается со дня принятия органом ФСС соответствующих заявлений и документов.

Итак, чтобы получить установленную п. 3 Порядка № 498-1 единовременную помощь, в орган ФСС по месту проживания/пребывания умершего медработника подаются:

  • заявления каждого лица, которое имеет право на выплату, по форме, утвержденной исполнительной дирекцией ФСС (относительно малолетних или несовершеннолетних лиц заявление подается одним из родителей или опекуном либо попечителем);
  • копия свидетельства о смерти медработника (с предъявлением оригинала);
  • копии паспорта гражданина Украины и регистрационных номеров учетной карточки налогоплательщика с предъявлением оригиналов;
  • копия свидетельства о рождении медработника (должны представить родители медработника);
  • копия свидетельства о браке (его предоставляет жена или муж медработника);
  • копия свидетельства о рождении ребенка (детей) или соответствующее решение суда, если речь идет о выплате ребенку;
  • экземпляр акта расследования (специального расследования) несчастного случая, острого профессионального заболевания (отравления), аварии;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая, факта пребывания на содержании, удержании из зарплаты (дохода) алиментов, установлении статуса члена семьи (при наличии таких решений);
  • справка работодателя об удержании из зарплаты (дохода) умершего медработника в пользу лица, имеющего право на содержание, алиментов согласно законодательству или по решению суда.

Может случиться, что кто-то из лиц, имеющих право на получение единовременной помощи, откажется от нее. Тогда денежная доля этого лица должна быть распределена между другими лицами. Однако отказ от выплаты должен быть оформлен заявлением, удостоверенным нотариально.

Важно то, что решение относительно выплаты лицам с инвалидностью и единовременной помощи должно приниматься органом ФСС на протяжении 10 дней со дня получения заявления и необходимых документов. Перечисление выплат на лицевые счета получателей должно быть осуществлено не позже чем через 2 рабочих дня после поступления средств на счет органа ФСС, открытый в Казначействе.

Также на орган ФСС возлагается функция по сохранению на протяжении 10 лет дел о страховых выплатах, предусмотренных Постановлением № 498.

Использование финпомощи ФСС

Порядок № 498-2 определил, как именно должны использоваться бюджетные средства по программе «Финансовая помощь Фонда социального страхования Украины, которая выделена из фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями для страховых выплат медицинским работникам государственных и коммунальных заведений здравоохранения и членам их семей».

Главным распорядителем и ответственным исполнителем этой программы определено Минсоцполитики.

Итак, средства по этой программе направляются ФСС на безвозвратной основе для их использования на проведение страховых выплат, установленных п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39 Закона № 1645.

Перечисление средств будет осуществлять Минсоцполитики на счет 3554 «Счета государственных целевых фондов», открытый в Казначействе для обслуживания средств ФСС, согласно помесячной росписи ассигнований по вышеупомянутой программе.

Если на конец текущего года направленные на указанную цель средства ФСС не будут использованы, их нужно перечислить Казначейству в общий фонд госбюджета.

Комментарии к материалу